От суммы количества — к произведению качества
Автор: Киричк П.Н.
Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu
Рубрика: Интеграция по профилям и предметам образования
Статья в выпуске: 4 (4), 1996 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/147135099
IDR: 147135099
Текст статьи От суммы количества — к произведению качества
ОТ СУММЫ КОЛИЧЕСТВА —
К ПРОИЗВЕДЕНИЮ КАЧЕСТВА
Сложение сил — интеллектуальных и материальных — в рамках Регионального учебного округа при Мордовском университете выходит на новый уровень. Накопленное „количество44, естественно, стремится к новому „качеству44 Отладка организационных связей требует другого содержательного наполнения. Сумма интегрированных профилей должна, в конечном счете, обернуться произведением интеллектуально-нравственных приобретений. Такой прорыв возможен и в журналистском образовании. При одном условии: если интеграция здесь произойдет не только в пространстве, но и во времени, исчисляемом прошлыми наработками, настоящими находками и будущими задумками.
О том, что было...
Если по совету из сказки поскрести по старым сусекам, то кое-что можно найти. Найти не для ностальгического воспоминания, а для практического применения. Например, существовавшую до перестройки практику направления на журналистскую учебу одаренных городских и сельских школьников по рекомендациям редакций газет. В одних случаях она проявлялась стихийно — когда вдруг обнаруживался молодой та лант и нельзя было ему не помочь, в других случаях — сознательно: когда редакцию одолевал кадровый дефицит, грозивший оставить работающих пенсионеров без молодой смены. В обоих вариантах пусть даже в первом приближении кристаллизовался модуль интеграции: школа — редакция — университет, который, хотя и с издержками, все-таки работал, поддерживаемый госплановской системой распределения и контроля за использованием молодых специалистов.
Для того чтобы время от времени не оказываться на кадровой мели, многие дальновидные руководители газет вместе с дирекциями школ налаживали постоянный кругооборот журналистско-интеллектуального капитала. Талантливые ученики по протекции редакции поступали в вуз, а окончив его, возвращались работать в газету и готовили к поступлению новых учеников, ставя им „голос” в основанных на добровольных началах школах юного корреспондента. Перед юнкорами регулярно выступали преподаватели кафедры журналистики Мордовского университета. Этой практики придерживались долгие годы Кемлянская средняя школа и Ичалковская районная газета, которая никогда не знала кадрового голода. А журналисты Рузаевской городской и Ковылкинской районной газет вместе с педагогами-литераторами местных средних школ ежегодно в марте — апреле проводили среди выпускников, заранее предусмотрев „окошко" в плане обучения, конкурсные сочинения на свободные темы для выяснения самых способных к журналистике ребят. Победители по желанию получали „путевку" на учебу в вуз. Многие из них потом возвращались в родные газеты.
Цецтром работы с начинающими пробовать творческое перо учащимися в 70 — 80-е годы была республиканская молодежная газета. При редакции действовала заочная школа комсомольского репортера. В нее ежегодно набирали 50 — 60 школьников и выпускали 30 — 40 репортеров, умевших написать материалы в простейших жанрах. Для рецензирования присылаемых со всей республики заметок школьников привле? кались не только штатные сотрудники, но и преподаватели кафедры журналистики. В среднем каждый год 5 выпускников школы комсомольского репортера поступали в университет и успешно его заканчивали. Некоторые остались в его стенах на преподавательскую работу. Для особо талантливых ребят, пробовавших свои силы в поэзии и прозе, редакция организовала литературное объединение „Юность", в занятиях которого участвовали и преподаватели-филологи университета, знакомившие слушателей с азами творчества в области изящной словесности. Многие из бывших питомцев „Юности" сегодня имеют солидное имя в мордовской литературе.
В приведенных примерах творчески-педагогического содружества уже проглядывали зачатки серьезно интегрированной системы журналистского образования. Рыночный бум, поставивший на грань выживания и школы, и редакции, и вузы-, сместил акценты, временно отвернув энтузиастов от уже освоенных пределов. Но вернуться к ним все равно придется. И вот почему.
О том, что есть...
Пять лет пореформенных кувырканий показали, что проблемы журналистского образования трудно решаются, но легко усугубляются. Слепой рынок не зрит (и не хочет узреть) многих слабых мест ин формационной системы Мордовии. При росте за последние пять лет числа печатных изданий на 59 % и журналистского аппарата на 17 % лишь каждый двадцатый сотрудник газет, радио, телевидения имеет профессиональное образование, что, безусловно, отрицательно сказывается на качестве предоставляемой населению информации. Многие районные газеты делаются четырьмя — пятью сотрудниками и не видят на ближайшее время кадрового просвета. Из-за дефицита журналистов, пишущих на мордовских языках, ни одна из них не выходит на национальном языке. По той же причине выпуск телерадиопередач на мокшанском и эрзянском языках составляет лишь десятую часть общего вещания. Цифра крайне мала, она не дотягивает даже до отправных 32 процентов — удельного веса коренного населения, проживающего на территории Мордовии.
Комплексный характер проблем журналистского образования, высвеченный рыночной экстремальностью, требует предельной закольцовки усилий всех заинтересованных сторон. И возможности интеграции в этом плане трудно переоценить. В ответ на полный развал госплановской централизации система включила защитный механизм, спасающий ее от разгула стихии, и начала возрождать прежние методы „стыковок" в модернизированной форме. Так появились специализированные классы по интересам журналистского профиля в четырех средних школах г. Саранска. Наполняемость их различна — от десяти до двадцати учащихся, но интерес у ребят к занятиям неподдельный. Один раз в неделю преподаватели кафедры журналистики университета ведут шесть часов учебных занятий в спецклассах по основам публицистики, сочетая азы теории с простейшими навыками практики.
Интеграционный мостик из школы перебрасывается в творческие студии, работающие при редакциях, например, газеты „Известия Мордовии" Получив там дополнительную подготовку, многие ребята приходят поступать на отделение журналистики с довольно солидным для начинающего автора набором публикаций и освобождаются от творческого конкурса. Закончив университет, некоторые выпускники, как, например, группа журналистов газеты „Столица С" ведут за- нятия в спецклассах родной школы. В нескольких районах — Чамзинском, Ста-рошайговском, Ардатовском — местные работники газет, выпускники отделения журналистики, ведут профессиональную ориентацию среди школьников. В редкие заезды сюда преподавателей вуза (обычно в апреле — мае) происходят индивидуальные собеседования с ребятами.
Кстати, рейтинг профессии журналиста среди учащихся заметно растет. За последние пять лет число абитуриентов на отделении журналистики увеличилось с 32 до 51 на 25 студенческих мест. Здесь сработала и дополнительная привлекательность профессии, пригодной не только для работы в прессе. Помимо усвоения техники словесного творчества журналист получает в стенах вуза знания по экономике, социологии, политологии, рекламе и маркетингу, компьютерному делу, поэтике и риторике. Журналист, как правило, способен нестандартно мыслить и лаконично излагать свои суждения — эти качества в современной политике и управлении дорого ценятся. И как только в ходе перестройки политические институты и органы управления затребовали в свою орбиту множество динамично работающих и неординарно мыслящих людей, так журналисты сразу же вошли в истеблишмент общества наряду с юристами и экономистами.
Жизнь предоставила, таким образом, очередной шанс для проводки и отладки интеграционных связей в журналистском профиле образования между школами, колледжами и вузами. Не воспользоваться этим шансом, суммировав прошлые и настоящие кристаллы опыта, — значит отказаться от перспективы. Однако „кто не идет вперед, — как говорил В. Белинский, — тот идет назад: стоячего положения нет".
О том, что будет...
Если браться за интеграцию всерьез, той самой печкой, от которой начинают танцевать, должна стать информационная политика в регионе. Сегодня в республике ее нет — ни в принципиальных, ни в детальных положениях. Рыночная слепота усугубляется управленческой незрячестью. Нет информационных (газетно-журнальных и радио-телевизионных) нормативов, увязан-
„„„„^^е^„„е*„ 1996. № 4 ■■■■■ ных с потребностями населения региона, нет критериев дотационно-финансовой помощи прессе, нет целевой программы подготовки кадров, объединяющей возможности школ, колледжей, вузов, нет государственного образовательного стандарта по журналистике, учитывающего национальные особенности республики в составе России. Все эти „нет“ надо заменить на „есть** И чем скорее, тем лучше для общего дела.
В рамках региональной информационной политики нужен долгосрочный договор Министерства печати и информации республики с Мордовским госуни-верситетом по схеме „заказчик — исполнитель* на подготовку специалистов высшей категории, особенно для городских и районных газет, по специальной квоте. Кроме того, журналистов для сельской местности можно готовить из числа не прошедших по конкурсу выпускников сельских школ на платной основе. Для этого следует разрешить сверхлимитный прием студентов на отделение журналистики с оплатой их обучения Министерством печати и информации на основе договоров на последующую обязательную отработку обусловленного срока в предложенных редакциях, имеющих вакансии. Другого кратчайшего пути подпитать местные редакции квалифицированными специалистами сегодня не просматривается. А будут кадры, будет и достойный уровень, ведь они, как известно, решают все.
Одним из узловых моментов информационной политики должна стать регулярная (с трехгодичным циклом) переподготовка журналистов низовой печати. Пожалуй, журналистская профессия наиболее беспощадно эксплуатирует интеллектуальные запасы специалиста. Их пополнение и обновление для журналиста рано или поздно становится вопросом творческой жизни или смерти. При этом самообразование далеко не всегда спасает от профессиональной деградации. Значит, надо помогать журналистам, особенно районных газет, держаться на плаву. И сделать это можно, прибегнув к услугам Регионального учебного округа, Института повышения квалификации и переподготовки кадров. Реализацию учебной программы может взять на себя кафедра журналистики университета с усилением се преподавательского потен- циала группой экспертов-журналистов, а организационно-финансовую — Союз журналистов и Мининформпечати Мордовии. Денег нет, но их можно найти, и жалеть не стоит: вложения в знания — самые прибыльные.
Экспонатами на показ являются специализированные журналистские классы в школах. Их слишком мало, чтобы они из искусства стали естеством. А их должно быть значительно больше, особенно в сельских школах. Именно там обычно пробивается первый росток таланта, требующий заботливого профессиональнопедагогического ухода. На спецклассы нельзя жалеть ни сил, ни средств, и на „довольствие" их должны взять Минобразование и Мининформпечати. Преподаватели найдутся — например, из числа профессиональных журналистов, которые работают в районной печати. А учебный округ должен взять на себя содержательно-методическую начинку учебного процесса.
Если школьные спецклассы „пойдут в тираж", то округ должен обеспечить их специальными методиками для „особого" изучения публицистики, литературы и лингвистики, точнее даже, применяя термин М. Бахтина, металингвистики, которая более нужна мастерам слова, чем закаменелые абстрактные нормативы. И в качестве интеграла нужны совместные программы журналистского образования, объединяющие цели и задачи на первой, начальной ступени (спецкласс школы) и на второй, высшей (отделение журналистики университета). Тогда можно будет опробовать форму комплексного (выпускного и вступительного) экзамена для воспитанников спец- классов, как это делают, например, в Саранской гимназии № 12 преподаватели романо-германского отделения университета, образуя смешанные комиссии.
Не устану повторять: будущего журналиста нужно учить по-особому. Ему по-особому нужно преподавать литературу и язык — в принципе не так, как будущему школьному учителю. Журналист может по литературе нс знать, в каком году Пушкина отправили служить в Екатеринослав к генералу Инзову, но он должен уметь оригинально трактовать художественный текст — например, стихотворение „Анчар" того же поэта как прообраз (предупреждение) грядущего вселенского зла — атомной бомбы и угрозы человеческой погибели. Журналист может по русскому языку не знать, что звук „в" губно-зубной, но, придя в вуз со словарным запасом в 2 — 3 тысячи слов, должен уйти на работу, зная лексику в пределах 15 — 20 тысяч слов. Остальное довершит практика вперемежку со специальной тренировкой.
Конечно, в нашем изложении преобладают мотивы* долженствования. Сказанного больше, чем сделанного. И гладкость бумаги имеет свойство опровергаться „оврагами1* реальной жизни. Но я надеюсь на здравый смысл всех заинтересованных в развитии журналистики сторон, представляющих не понаслышке сегодняшнее значение массовой информации. И еще надеюсь на неизбежный социальный прогресс, непрерывно алчущий знаний в виде информации, который все равно заставит следовать здравому смыслу даже тех, кому очень не хочется этого делать.