Отчёт по управлению Западной Сибирью как источник по истории международных отношений в Центральной Азии
Автор: Уметбаев Тимур Шамилевич
Журнал: The Newman in Foreign Policy @ninfp
Статья в выпуске: 59 (103), 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется информация источника по истории международных отношений в Центральной Азии - отчёт по управлению Западной Сибирью за 1827-1828 гг.
Отчёт, джахангир, торговля в центральной азии, кашгар
Короткий адрес: https://sciup.org/14124161
IDR: 14124161 | УДК: 94
Текст научной статьи Отчёт по управлению Западной Сибирью как источник по истории международных отношений в Центральной Азии
Среди документов, хранящихся в фондах Российского государственного исторического архива, определённый интерес представляет отчет по управлению Западной Сибирью за 1827 и 1828 гг., направленный в Правительство империи. Этот документ как зеркало отражает целый ряд проблемных вопросов внутреннего управления в Западной Сибири, например о проблемах с побегами ссыльных, управлением казахами. Но для нас более интересны вопросы, связанные с внешней торговлей и положением на границе.
Напомним, что Западно-Сибирское генерал-губернаторство юридически возникло 22 июля 1822 г., когда Сибирское генерал- губернаторство по предложению
М. М. Сперанского было разделено на Западное и Восточное. До 1838 г. центром был Тобольск, а с 1838 г. – Омск. Отчёт касается вопросов деятельности и проблем в период управления двух губернаторов — генерал-лейтенанта П. М. Капцевича (22.07.1822-25.07.1827) и генерал-лейтенанта И. А. Вельяминова (25.07.182728.09.1834).
Вопросам торговли посвящен пятый раздел («пятое отделение») этой докладной записки, который так и называется – «О торговле вообще». Важнейшими вопросами торговли названы следующие:
-
1. Торговый путь через Кяхтинскую таможню. Основным объектом вывоза в Китай называется пушной промысел. Из Китая вывозятся товары на сумму 0,5 миллиона рублей в год. Перевалочными пунктами торговли, где имеются «клади», названы Томск и Тюмень, перевоз между которыми совершается либо сухопутным, либо водным путём [1, л. 73 об].
-
2. Торговый путь из Сибири в западные губернии России. Основными объектами торговли являются, во-первых, сало, которое направляется в Санкт-Петербургский порт, а во-вторых, рогатый скот и лошади, направляемые во внутренние губернии империи из Казахской («Киргиз-Кайсацкой») степи [1, л. 74].
-
3. Отсутствие таможенных выгод, поскольку «от сей торговли преимущественныя выгоды остаются в руках приезжих чужеземных купцов, торгующих по нескольку лет постоянно без платежа и гильдейских сборов, и из их числа здешних заводских произведений вывозится за границу стекляная посуда и кожи» [1, л. 74].
Существенным фактором, улучшившим торговый оборот среднеазиатских государств с Россией, называется «возмущение в Китае», которое не позволило среднеазиатским народам удовлетворять свои потребности в Цинской империи, и развернуло некоторые торговые операции на север. Так, в 1826 г. в Петропавловскую крепость из Коканда и Кашгара прибыл караван с товарами из 600 верблюдов [1, л. 74 об]. Информация, поступавшая в администрацию губернии, свидетельствовала о серьёзных волнениях в «Малой Бухарии» (городах оазисов Восточного Туркестана), но характер и масштаб этих волнений, их последствия для торговли, возможность участия в них казахов, киргизов и алтайцев, оставались не ясны.
С целью сбора информации об истинной картине происходящего по указанию генерал-губернатора П.М. Капцевича в январе 1827 г. в Большую Орду казахов был направлен титулярный советник Бубенов [1, л. 76]. В донесении от 17.03.1827 Бубенов сообщал о произведённом опросе людей, побывавших в Кульдже, которые показали, что «потомки владельцев Кашгара» Джанхангир Ходжа с братом захватили города Кашгар, Янгигиссар, Яркенд и Хотан [1, л. 76 об]. Предварительно Джахангир получил моральную поддержку англичан, побывав в Индии, после чего собрал в Коканде двухтысячный отряд, откуда прибыл в урочище Саркуль, после чего с помощью «дикокаменных» киргизов (современные киргизы) «первоначально истреблял Китайские пикеты, а потом с помощью Дикокаменных Киргиз разбил Кашкарского Анбаня и 7 тысяч войска». Следующим шагом Джахангира стало направление посланцев в Коканд, Бухару и Хиву для сбора добровольцев [1, л. 77].
В начале лета 1826 г. Джахангир со своим отрядом и при помощи синьцзянских единоверцев захватил Кашгар, а потом Янгигиссар, Яркенд и Хотан. Следующим
мероприятием руководителя повстанцев стала стабилизация торговых отношений с ближайшими соседями, для чего он направил посланцев в Балх, Бадахшан, Коканд, Бухару и Хиву, пообещав «платить каждому за ограбленное, а с хищниками сам разделываться, и что бумажные товары в Кашкаре весьма дёшевы, а съестное и чай необыкновенно дороги так, что посредственный баран продаётся за 12 тангов, или 30 рублей российскими деньгами» [1, л. 77 об].
Документ свидетельствует, что восстание Джахангира потребовало мобилизации всех имеющихся в крае военных ресурсов Цинской империи для борьбы с сепаратистами. Из Пекина прибыли три маньчжурских чиновника по особым поручениям для организации противодействия Джахангиру. Для этого в Аксу собралось 150 тысяч войска, в Кульдже до 80 тысяч [1, л. 78].
1 июня 1827 г. титулярный советник Бубенов докладывал, что Джахангиру удалось собрать 200-тысячное ополчение и захватить у маньчжуров 200 пушек [1, л. 78 об]. При этом, сообщает чиновник, в Кашгаре находится до 200 англичан. Некоторые из англичан, с которыми Бубенов лично разговаривал на пикетах, говорили ему, что 5 лет назад они уже были в Яркенде, но были выгнаны китайцами, и что побудили Джахангира к восстанию именно они [1, л. 79]. Кроме того, по информации чиновника были направлены отряды из Бухары и Бадахшана. Готовились помочь Джахангиру ойраты и «дикокаменные» киргизы [1, л. 78 об].
К лету 1827 г. маньчжурским властям удалось собрать до 300 тысяч войск. Военные действия начались летом 1827 г. и «при передовой сшибке отряд Хожи под командованием Англичанина разбил Китайцев». Бубенов намеревался лично посетить Кашгарию, но, «не доехав до оной разстоянием на три дня езды, должен был, по причине опасности от военных действий, возвратиться в Большую Орду, где удостоверился, что Киргизы по-прежнему снабжаются Мануфактурами из Кашкарских городов, отпавших от Китая» [1, л. 79 об]. Бубенов был направлен в Санкт-Петербург для личного доклада вице-канцлеру [1, л. 80].
Характеризуя данный документ, следует отметить, что он демонстрирует стремление западно-сибирской губернской администрации получить возможно более полную и максимально, насколько это возможно, объективную информацию о событиях вблизи российских пределов. Это стремление отражает практический интерес, связанный с организацией торговых операций. Кроме этого, данная информация необходима для Комитета министров, чтобы, вероятно, предпринимать взвешенные внешнеполитические шаги, учитывать её в организации внешнеторговой деятельности государства.
Этот документ отражает и сложную международную обстановку в Центральной Азии, связанную с борьбой за территории и рынки. То, что англичане оказали поддержку Джахангиру в подготовке и организации восстания, говорит о заинтересованности Британии в разжигании внутрикитайского конфликта. Наконец, то обстоятельство, что Джахангир получил поддержку со стороны западных государств Центральной Азии, свидетельствует о наличии антикитайских настроений в этом регионе в тот период времени.
И, наконец, третий момент. Из источника следует, что, несмотря на активную победоносную деятельность повстанцев на первом этапе, восстание Джахангира не застало совершенно врасплох цинскую администрацию. Она сумела в охваченных восстанием районах провести мобилизацию всех имеющихся ресурсов для проведения военных операций, что в результате и привело к подавлению восстания Джахангира в будущем.
Вместе с тем, этот документ не даёт информацию о соцальной и национальной базе восстания внутри Синьцзяна, полной характеристики вооружённых сил Цинской империи и повстанцев в регионе. Поэтому при изучении движения Джахангира он может быть использован только как вспомогательный источник.
Список литературы Отчёт по управлению Западной Сибирью как источник по истории международных отношений в Центральной Азии
- Российский государственный исторический архив. Ф. 1264. Оп. 1. Д. 31. Отчёт по управлению Западной Сибирью за 1827 и 1828 гг.