Отграничение меры семейно-правовой ответственности от мер защиты семейных прав
Автор: Деминенко В.В.
Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka
Статья в выпуске: 12 (16), 2017 года.
Бесплатный доступ
При разрешении семейных конфликтов правоприменитель во многих случаях сталкивается с необходимостью защиты интересов детей. Развитие конфликта по поводу ребенка, невозможность, а порой и нежелание самостоятельно разрешить его нередко приводят участников к судебному разбирательству, результатом которого, как правило, является вынесение решения в пользу только одной из сторон либо частичное удовлетворение требований обеих сторон конфликта.
Защита, ответственность, несовершеннолетние, права
Короткий адрес: https://sciup.org/140277757
IDR: 140277757
Текст научной статьи Отграничение меры семейно-правовой ответственности от мер защиты семейных прав
Развитие конфликта по поводу ребенка, невозможность, а порой и нежелание самостоятельно разрешить его нередко приводят участников к судебному разбирательству, результатом которого, как правило, является вынесение решения в пользу только одной из сторон либо частичное удовлетворение требований обеих сторон конфликта. Напряжение в отношениях между родителями ребенка, лишенными ожидаемого результата, препятствует их сотрудничеству в исполнении вынесенного судом решения и во взаимодействии по поводу воспитания детей, что в конечном счете негативно отражается на детях.
Из этого следует, что среди дел, вытекающих из семейных правоотношений, споры о детях занимают особое место и имеют высокое социальное значение. Увеличение их количества и признание сложного характера вызывает необходимость поиска способов повышения эффективности судебного разбирательства по указанной категории дел. Изучение обширной судебной практики показывает, что нередко принятию правильного решения препятствует отсутствие "взаимодействия" между нормами гражданского процессуального и материального, в частности семейного, права. То есть существующий сегодня порядок рассмотрения гражданских дел не всегда позволяет эффективно применить норму материального права к отношениям, сложившимся в конкретной жизненной ситуации.
В течение нескольких десятилетий в юридической науке преобладает мнение относительно института лишения родительских прав как на исключительно меру родительской ответственности. Данная позиция прослеживается и в судебной практике, и в руководящих разъяснениях Пленума Верховного суда Российской Федерации [1].
Подобное отношение к лишению родительских прав было прочно закреплено и в нормах советского права, исходя из негативных последствий для родителей в случае принятия такого решения судом.
Как уже было отмечено, лишение родительских прав является мерой семейно-правовой ответственности. Вместе с тем, в юридической литературе по семейному праву встречается мнение о том, что категория ответственности в данном аспекте тесно связана с вопросом защиты семейных прав [2., С. 593].
В этой связи возникает необходимость в дифференциации данных категорий с целью правильно практического применения.
А.П. Сергеев придерживается мнения о различии мер защиты и ответственности, и отмечает различные основания их применения, полагая, что меры защиты применимы во всех случаях нарушения субъективных семейных прав в независимости от причин и обстоятельств этому способствовавшему. Также считает, что для применения мер ответственности необходим состав семейного правонарушения, включающий, в том числе виновное противоправное действие (бездействие) участника семейного правоотношения» [3., С.312].
Согласно мнению Н.С. Малеина меры защиты направлены на охрану нарушенного права, а меры ответственности «соединяют в себе не только меры охраны нарушенного права, но и неблагоприятные последствия для виновного нарушителя» [4., С.35].
В семейном праве приводится следующий перечень отличий:
-
- Основной целью мер ответственности является наказание виновного правонарушителя, в то время как меры защиты направлены только на охрану интересов потерпевшего.
-
- Ответственность наступает лишь при наличии вины, меры защиты применяются независимо от вины.
-
- Ответственность всегда предполагает возложение на виновного правонарушителя дополнительных неблагоприятных имущественных
последствий или лишение его субъективного права. Меры защиты могут выражаться в принуждении нарушителя к исполнению обязанности в том же объеме, в котором она не была исполнена добровольно [5., С. 99].
Таким образом, понятие мер защиты более широкое, чем понятие мер ответственности, поскольку применение ответственности является одним из видов защиты нарушенных прав и интересов. Кроме того, мера ответственности всегда выступает в роли меры защиты прав, но мера защиты не всегда является мерой ответственности. Это можно проследить и на примере такой меры ответственности как лишение родительских прав, поскольку защита прав ребенка предполагает в данной ситуации не только прекращение негативного воздействия со стороны родителей (родителя), но и создание в дальнейшем благоприятных условий для воспитания и развития ребенка.
Под защитой также понимаются предусмотренные законом меры по их признанию и восстановлению, пресечению правонарушений, применению к нарушителям других семейно-правовых санкций, а также механизм практической реализации этих мер [7., С.380].
Юридическая сущность защиты и ответственности в семейном праве не может быть определена без анализа мер ответственности наряду с мерами защиты.
Как установлено в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.05.1998 № 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей», лишение родительских прав является «крайней мерой», когда все иные меры, предпринятые для сохранения у ребенка родительского попечения оказались безрезультатными [8].
Исходя из общих начал семейного законодательства, в частности, пункта 4 статьи 1 СК РФ, лишение родительских прав применяется в целях защиты прав и законных интересов ребенка. В этой связи, отношение к институту лишения родительских прав исключительно, как институту родительской ответственности представляется не верным.Так, в отношении ребенка родитель обладает широким спектром прав, определяя дальнейшую судьбу ребенка, влияет на формирование его личности, также имеет иные правах, основанные на родстве, например, право на получение содержание от совершеннолетнего ребенка (статья 87 СК РФ).
Родительские права возникают в силу происхождения ребенка, однако, они не являются абсолютными.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 СК РФ защищаются лишь те права, которые осуществляются не в противоречии с назначением этих прав[9 ].
Статья 9 Конвенции о правах ребенка устанавливает, что государство в праве разлучить ребенка с одним из родителей, если тот не заботится о ребенке [10]. При этом в Конвенция постоянно подчеркивается, что во всех случаях решается вопрос о «наилучшем обеспечении интересов ребенка», таким образом, установлен приоритет интересов ребенка над интересами взрослых (приоритет особых интересов ребенка устанавливает и Женевская декларация прав человека 1924 года и Декларация прав ребенка 1959 года).
Анализируя международные акты, принятые с целью защиты законных прав и интересов ребенка, можно прийти к выводу, что любые действия или бездействия родителей не могут противоречить интересам ребенка. В связи с нарушением этих интересов возможно как ограничение родителя в его правах, так и лишение его родительских прав, опять же с учетом наилучшего обеспечения указанных интересов.
В современных условиях, отношение к институту лишения родительских прав, как только к мере семейно-правовой ответственности утратило свою актуальность.
В первую очередь это связано с изменением государственной политики в сфере семейных правоотношений, направленной на сохранение семьи, обеспечение воспитания ребенка в полной и благополучной семье. Это подразумевает активную работу как органов опеки и попечительства, так и иных социальных служб, с целью выявления неблагополучных семьей, их материальной поддержки, проведения воспитательных работ и т.п., естественно в тех случаях, когда восстановление семейных ценностей в них возможно, и нет реальной угрозы жизни и здоровью ребенка. Также острой проблемой остается рост «отказных» детей, и содержание их в детских учреждениях, которое не отвечает тем необходимым условиям для воспитания и формирования личности, какие могли бы быть им обеспечены в семье.
Изменился и подход к неплательщикам алиментов, согласно которому лишение родительских прав это не реакция на злостную неуплату алиментов, а решение вопроса свободы ребенка от необходимости учитывать мнение родителя, который в жизни ребенка не участвует.
Значительной объем лишения родительских прав занимают случаи лишения родительских прав родителей детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся не только в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, но и в семьях опекунов (попечителей).
Относительно судебной практики, хотелось бы отметить, что в последнее время также прослеживается позиция, согласно которой лишение родительских прав по своей правовой природе является не столько мерой ответственности родителей, сколько мерой, направленной на защиту прав ребенка, на наилучшее обеспечение его интересов.
В этой связи проблема дифференциации мер ответственности и мер защиты в регулировании семейных отношений является актуальной и обусловливает необходимость изменения норм, устанавливающих основания лишения родительских прав, и регулирующих вопросы их восстановления. Именно соблюдение прав и интересов ребенка должно определять вопрос о применении исследуемой меры семейно-правовой ответственности.
Список литературы Отграничение меры семейно-правовой ответственности от мер защиты семейных прав
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» Первоначальный текст документа опубликован в издании Российская газета, № 110, 10.06.1998/ СПС КонсультантПлюс
- Чичерова Л.Е. Гражданско-правовая ответственность в семейном праве // Цивилистические записки: Вып. 5 Проблемы кодификации гражданского законодательства в РФ / под ред. В.А. Рыбакова, А.Я. Гришко. М.: издательская группа «Юрист», 2004.
- Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2015. Т. 3.
- Малеин М.С. Защита семейных прав. М.,1972.
- Анткольская М.В. Семейное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2003.
- Звенигородская Н.Ф.Связь семейно-правовой ответственности с защитой семейных прав. М.: 2016.
- Гражданское право: учебник / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.:изд-во ТК.Велби, 2005. Т. 3.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 (ред. от 06.02.2007) «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» / СПС КонсультантПлюс.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 01.05.2017 N 94-ФЗ) /Собрание законодательства РФ", 01.01.1996, N 1, ст. 16.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990/СПС КонсультантПлюс.