Отграничение совокупности преступлений от единичных сложных

Автор: Лифанова Н.Е.

Журнал: Теория и практика современной науки @modern-j

Рубрика: Основной раздел

Статья в выпуске: 12 (54), 2019 года.

Бесплатный доступ

В настоящей статье рассматриваются вопросы отграничения совокупности преступлений от единичного сложного, что необходимо для верной квалификации преступлений.

Множественность преступлений, совокупность преступлений, квалификация

Короткий адрес: https://sciup.org/140274152

IDR: 140274152

Текст научной статьи Отграничение совокупности преступлений от единичных сложных

Наличие в уголовном праве Российской Федерации такого явления, как множественность преступлений, обусловливается тем, что в настоящее время необходимо максимально реализовывать принцип неотвратимости наступления уголовной ответственности за совершение деяний, запрещенных уголовным законодательством, а также принцип обеспечения социальной справедливости посредством применения наиболее суровых видов наказания к тем лицам, которыми совершается множество преступных деяний.

Ст. 17 Уголовного кодекса Российской Федерации определяет совокупность следующим образом: «совершение двух или более преступлений, ни за одно из которых лицо не было осуждено»1.

Исходя из смысла указанной статьи, совокупностью может быть признано деяние, содержащее признаки преступлений, содержащихся в двух или более статьях уголовного закона.

В практической деятельности зачастую имеют место быть трудности в процессе отграничения совокупности преступлений от такого явления, как единичное сложное преступное деяние.

Таким сложности, как правило, появляются, когда деяние, которое было совершено, заключается в нескольких эпизодах, характеризующихся маленьким временным разрывом, когда деяние в зависимости от различных факторов можно рассматривать и как самостоятельное преступное деяние (иными словами, как реальную совокупность), и как элемент конкретного составного преступного деяния.

Рассмотрим примеры судебной практики.

Забайкальский краевой суд приговором от 25.07.2011 г. А.был осужден по совокупности преступных деяний, к которой отнесен состав преступления, предусмотренный ч. 2 ст. 167 Уголовного кодекса РФ, в результате чего виновником был причинен существенный ущерб потерпевшей стороне. В процессе рассмотрения дела судом кассационной инстанции прокурор просил отменить приговор и начать разбирательство заново ввиду неверной квалификации. Судом кассационной инстанции представление прокурора было удовлетворено, так как обвиняемому было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 167 УК РФ по факту поджога домов Х. и П. Суд первой инстанции вменил указанную статью как за единичное преступное деяние. Судебная коллегия отменила указанный приговор и направила дело на новое рассмотрение. (Определение N 72-О11-66)).

Составное преступное деяние - отдельный вид единичных сложных преступных деяний. Такое преступление заключается в осуществлении нескольких действий и в наличии целого ряда последствий.

Единичное преступление - содержит признаки одного состава преступлений и подлежит квалификации по одной и той же статьи или ее части. С позиции юридических форм это преступное деяние, в котором ряд противоправных деяний предусматриваются уголовным законом в качестве одного состава преступлений.

Составные преступные деяний - слагаются из двух и более деяний, каждое из которых закреплено уголовным законодательством в качестве самостоятельного преступного деяния.

На основе анализа научных исследований можно выделить следующие признаки составного преступления:

  • -    2 и более преступных деяний;

  • -    преступления по своей природе носят разнородный характер;

  • -    каждое совершенное деяние обладает признаками самостоятельного преступного деяния;

  • -    совершенные деяния являются взаимосвязанными.

Проблемы отграничения совокупности преступных деяний от единого составного преступного деяния имеют место быть в случаях квалификации единого преступного деяния с учетом реальной совокупности. Данная ситуация имеет место быть, когда совершение двух и более преступных деяний предусматриваются статьями особенной части уголовного закона в роли фактора, который влечет назначение наиболее строгого наказания.

Некоторые авторы считают, что единое преступное деяние с реальной совокупностью преступных деяния в действующем уголовном законодательстве можно обнаружить в виде двух форм:

  • -    совершение преступного деяния в отношении двух или более лиц;

  • -    совершение преступного деяния, которое сопряжено с другими преступными деяниями.

При этом первый пункт может быть выражен, когда: единым деянием и при едином умысле совершается преступное деяние в отношении нескольких лиц, когда двумя деяниями в разные временные периоды при наличии единого умысла совершаются преступные деяния в отношении нескольких лиц; двумя деяниями в различное время совершаются преступные деяния в отношении различных лиц, но не охватывается единым умыслом. Такие преступные деяния подлежат квалификации не самостоятельно, а с применением квалифицирующих признаков, соответствующих реальным обстоятельствам.

Пленум Верховного Суда РФ в процессе квалификации в отношении нескольких лиц занял позицию, согласно которой не обязательно, что имел место быть единый умысел.

В основе отграничения единичного преступного деяния от множественности преступных деяний могут быть положены два взаимосвязанных признака: социальный и юридический.

С правовой позиции для признания преступного деяния единым нужно, чтобы совершенные противоправные действия были выделены в роли одного состава. Социальный же признак предполагает одновременное сочетание деяний, совершенных вместе, наличие общих признаков и тесной взаимосвязи между собой.

Продолжаемое преступное деяние заключается в ряде похожих деяний, которые посягают на один объект. Такие деяния, по общему правилу, объединяются небольшим временным разрывом, а так направленностью на достижение определенной цели и единым умыслом.

Различного рода сложности, связанные с отграничением от продолжаемого преступного деяния, могут составлять те случаи, когда совокупность преступных деяний заключается в совершении ряда схожих деяний, которые характеризуются направленностью на один и тот же объект.

Признаком, который может служить критерием для отграничения совокупности преступных деяний от продолжаемого преступного деяния может являться субъективная сторона.

В том случае, если совершение схожих деяний было охвачено единым умыслом, характеризовалось наличием одной цели, то деяние следует квалифицировать в качестве продолжаемого преступного деяния (Постановление Пленума Верховного суда РФ от 27.12.2002 №29).

Если совершению каждого преступного деяния предшествовало появление нового умысла, то деяния надлежит квалифицировать в качестве совокупности преступных деяний.

Названные правила для квалификации тождественных деяний в зависимости от наличия единого умысла не могут быть применены к составным преступным деяниям, обладающим квалифицирующим признаком (в отношении двух или более лиц).

Составное преступное деяние, как и продолжаемое, может заключаться в совершении целого ряда тождественных деяний. Не принимая во внимание то, что для составных преступных деяний в случае совершения в отношении двух и более лиц не требуется наличия единого умысла, совершение преступных деяний с таким квалифицирующим признаком по факту может обладать единым умыслом для того, чтобы достигнуть единой преступной цели.

В том случае, если единое составное преступное деяние заключается в совершении ряда тождественных деяний, которые предусматриваются особенной частью уголовного законодательства в качестве обстоятельства, способного повлечь назначение наиболее строгого наказания, и все действия/бездействия могут быть объединены наличием единого общего умысла, то порядок квалификации будет определен степенью законченности преступного умысла.

Когда несколько тождественных деяний, относящихся к составному преступному деянию, объединены единым умыслом и единой преступной целью, являются доведенными до конца, то деяние должно быть квалифицировано по части статьи Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает такое обстоятельство, способное повлечь назначение наиболее строгого наказания.

Если все спланированные действия/бездействия виновного лица, которые представляют собой отдельные эпизоды продолжаемого преступного деяния, будут считаться доведенными до логического завершения, то деяние должно подлежать квалификации в зависимости от направленности такого умысла.

Если одно деяние, относящееся к составному преступному деянию, из всех объединенным одним умыслом действий, совершено полностью, а второе не носит законченного характера, то деяние должно подлежать квалификации как совокупность преступных деяний.

Считаем, что если квалифицирующий признак, предусматривающий совершение преступного деяния в отношении нескольких лиц, имеет место быть в статье Особенной части уголовного закона, то совершение нескольких тождественных деяний в одно время, или разновременно, с одним или разным умыслом, должно подлежать квалификации в качестве единого составного преступного деяния при условии, что такие деяния характеризуются оконченностью. Если какие-то деяния окончены, а какие-то - нет, то содеянное нужно квалифицировать как совокупность преступных деяний.

Лифанова Наталья Евгеньевна

Список литературы Отграничение совокупности преступлений от единичных сложных

  • Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019).//Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
  • Становский М. Н. Назначение наказания. СПб., 1999. С. 321. См. также: Бажанов М. И. Назначение наказания по советскому уголовному праву. Киев, 1980. С. 97- 98.
  • Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 237 - 243; Семернева Н.К. Квалификация преступлений (части Общая и Особенная): Научно-практическое пособие. М.: Проспект; Екатеринбург: ИД "Уральская государственная юридическая академия", 2014. С. 123.
  • Корнеева А.В. Теория квалификации преступлений: Учебное пособие для магистров. М.: Проспект, 2017. С. 83 - 84.
Статья научная