Отношение цвета и фона в семиотике визуально-эстетических проекций фотографического автопортрета

Автор: Козятинский Р.С.

Журнал: Креативная экономика и социальные инновации @cesi-journal

Статья в выпуске: 4 (33) т.10, 2020 года.

Бесплатный доступ

В статье освящается проблема соотношения фона и цвета в фотографических автопортретах, получивших название селфи. Семиотика цвета рассматривается с учетом различных систем цветового кодирования, но главный акцент сделан на системе графического дизайна как глобального визуального языка. В исследовании представлены результаты культурного анализа 300 селфи снимков из России и других стран мира, с учетом эстетического аспекта, необходимость которого в данном культурологическом анализе фотографий подчеркивается.

Фон, цвет, селфи, фигура, эстетика, семиотика, графический дизайн, автопортрет, фотография, иконический поворот, визуальная культура

Короткий адрес: https://sciup.org/142225768

IDR: 142225768

Текст научной статьи Отношение цвета и фона в семиотике визуально-эстетических проекций фотографического автопортрета

Нынешняя культурная ситуация сталкивает современного человека с немыслимым еще в совсем недавнем прошлом количеством техногенных изображений. Многие исследователи начинают отмечать, что роль визуального начинает главенствовать над вербальным в социокультурном пространстве, и называют такую ситуацию «иконическим поворотом», который приходит на смену повороту «лингвистическому» [2; 5-6; 8-9;1 13]. Этими явлениями обуславливается растущий интерес к изучению визуальных форм репрезентации реальности, таких как фотография и других цифровых медиа [4; 7; 10; 12].

В этом отношении одним из наиболее ярких феноменов визуальной культуры последнего времени представляется селфи – разновидность фотографического автопортрета, заключающаяся в запечатлении самого себя на фотокамеру или смартфон с расстояния вытянутой руки, селфи-палки, или при помощи зеркала.

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations

Сам жанр портрета полагает своей целью отображение визуальных характеристик модели, которая в случае селфи является еще и автором, и первым зрителем снимка. Но часто за этим конвенциональным первенством фигуры в снимке, мы упускаем из внимания фон , на котором запечатлена модель, а ведь для анализа современной культуры фон в селфи сегодня может стать одним из наиболее оперативных и информативных источников информации.

Если мы обратимся к различным словарям, то чаше всего встретим следующее определение слова фон – (франц. fond, от лат. fundus - дно, основание) основной цвет, тон, по которому сделан рисунок, узор [3]. Связь цвета и фона уже на уровне определения актуализирует более пристальный взгляд на их соотношение и бытование в рамках селфи-снимков.

Довольно рано, практически с самого появления фотографии стало понятно, что для механического взгляда камеры, все попавшие в объектив и запечатленные аппаратом предметы одинокого равны, и деление на фон и фигуру, главное и второстепенное, выстраивание иерархий в рамках снимка является уделом человека, особенностью его восприятия, а, следовательно, и культуры.

Культурная особенность этого феномена и более показательна именно в селфи, ведь человек, запечатленный на снимке, сам выбирает фон, на который будет спроецирована его фигура, контролирует композицию, свое положение в кадре, цветовую гамму попадающего в кадр пространства, а подчас еще и постобработку снимка с помощью цифровых фильтров. Такие фильтры в первую очередь работают с цветовым решением всего кадра, позволяя автору снимка менять изначальную цветовую гамму изображения.

Все эти инструменты выразительности в фотографии (цвет, композиция, обработка) выдающийся французский семиотик Р. Барт называл средствами коннотации. В своей программной статье «Фотографическое сообщение» Барт рассматривал газетную фотографию как визуальное сообщение и выделял в нем два уровня, первым из которых был уровень денотации, т.е. фотографический аналог реальности, тот самый запечатленный взгляд камеры, для которого все предметы, попавшие в кадр равны по своему значению. В связи с этим французский исследователь говорил о коннотативном уровне как о сообщении без кода , так как в нем невозможно выделить единицы значения (но стоит отметить, что с появлением цифровой фотографии, которую Барт не застал при жизни, и этот аналог реальности обретает свои единицы значения – пиксели).

Вторым же уровнем фотографического сообщения по Барту является уровень коннотации т.е. то, что «общество в той или иной мере дает понять, что оно думает о [фотографии]» [1, с.8]. Именно на этом уровне человек и выстраивает свою иерархию ценностей и приоритетов в снимке, обозначая одно как главное, а другое как второстепенное, а также считывает дополнительные смыслы, заложенные автором, т.к. здесь зритель уже встречает различные единицы значения. Эти дополнительные смыслы и различные ассоциации, возни-

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations кающие в сознании зрителя, по Барту, обуславливаются стилем снимка, тем как сделана репродукция реальности и какая проведена «обработка» изображения.

Разговор о стиле, на первый взгляд, может увести нас в ложную сторону эстетики от собственно культурологии, но на самом деле в данном случае мы должны в культурном анализе учитывать эстетический выбор производителей селфи, в силу того, что именно стиль, то как сделано селфи в стиле классиков фотографии XX в., таких как Р. Аведон, или в стиле любительской фотографии, без применения специальных знаний о композиции, перспективе и проч. является важным аспектом в исследовании культуры селфи. Один и тот же предмет можно снять десятком различных способов, и если мы будем опускать эстетические особенности каждого из них при анализе снимка, то в итоге мы получим одно и то же описание всех десяти кадров, которые в действительности крайне разнятся.

Сам селфи-снимок, как представляется, стоит рассматривать не как прозрачную фотографию-документ , которой он уже не является, в силу использования выразительных средств (инструментов коннотации) и цифровых обработок. Данные средства, впрочем, еще не делают из селфи-снимка и - фотогра-фию-произведение-искусства , но только фотографию-выражение , т.е. снимок находящийся между этими двумя полюсами, имеющий общие черты обоих, но не являющийся не тем и не другим.

Безусловно, одним из наиболее выразительных средств коммуникации в фотографическом сообщении селфи-снимка является цвет, так как цвет прежде все прочих факторов сообщает нам информацию о свойствах объекта, и так или иначе человек склонен более доверять подобному информатору нежели прочим. В целом, в визуальных практиках культуры поступательно возрастает значение искусства как специфического способа эстетико-символического кодирования повседневных объектов [11]. Условное цветовое кодирование можно рассматривать как минимум в рамках трех систем:

психологического восприятия человека;

культурных традиций того или иного народа;

дизайна,

Последняя система, в которой происходит цветовое кодирование, представляет для нас больший интерес, чем первые две, т.к. значения в них либо крайне субъективны (первый вариант), или прямо противоположны в разных культурах (второй вариант). Дизайн (будь то реклама или дорожные знаки и техническая разметка) выступает сегодня как глобальный визуальный язык и значения цветов, устанавливаемые в нем, довольно определенные и прочитываются одинаково в разных странах и культурах. Это важно учитывать при культурном анализе такого глобального явления как селфи.

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations

Так красный цвет, который в кротчайший срок активизирует внимание зрителя и побуждает его к действиям, апеллирует к мгновенной реакции у наблюдателя. Его семантика, чаще всего, связана со вниманием, призывом, запретом, опасностью, остановкой.

Оранжевый цвет символизирует жизненный тонус, оптимизм, энергичность, радость. Он является активным цветом, но при этом вызывает чувство сбалансированности. Поэтому данный цвет можно встретить в сферах, связанных со здравоохранением, туристического сервиса, рекламе детских товаров.

В дизайне при цветовом кодировании желтому цвету приписываются значения, схожие с оранжевым – это теплота, радость, живость, но, как и красный цвет – желтый является цветом предупреждения, особенно в сочетании с черным. Такую «отпугивающую раскраску» часто можно встретить в дорожной и технической разметке.

Зеленый и синий цвета, наоборот, направлены не на активизацию внимания зрителя, а на релаксацию, отдых от активных действий, установления гармонии и поэтому они часто применяются в сферах здравоохранения, образования, защиты окружающей среды. При этом зеленый цвет является символом жизни и витальности, природы, здоровья. Синий является нейтральным цветом, не носит призывный характер, а имеет коннотации баланса, стабильности, духовности и знания.

Проводя анализ 300 фотографических автопортретов, полученных в результате поискового запроса, произведенного 10 сентября 2019 г. в социальной сети Instagram по хэштегам #селфи (150 снимков – последние результаты поискового запроса на момент обращения) и #selfie (150 снимков – последние результаты поискового запроса на момент обращения), мы разделили снимки на селфи с «нарративным фоном» и на селфи, где фон «ненарративен».

В нашем определении нарративный фон наиболее информативен, в нем находят свое множество деталей, которые чаще всего находятся в поле резкости и отчетливо различимы. Такой фон призван активно характеризовать фигуру главного героя фотографического автопортрета. Нередко такой повествующий фон выходит на «передний план», особенно когда он репрезентует значимое для автора снимка событие, явление или объект, все нерутинное – от календарных и обрядовых праздников, путешествий и достопримечательностей, до необычных и насыщенных деталями фонов фотостудий, сам поход в которые может отмечаться как событие. Насыщенность такого фона множеством деталей разного цвета представляет картину с обширным тональным составом, за исключением тех случаев как снимок монохромен (черно-белая фотография).

В селфи с ненарративным фоном роль самого фона незначительна и сводится к нацеленности на выделение фигуры автора фотографического автопортрета. Нейтральный фон не повествователен, он стушеван, глубина поля резкости невелика, вследствие чего детали сильно размыты или полностью от-

Креативная экономика и социальные инновации

Creative Economics and Social Innovations сутствуют. По своей структуре нейтральный фон, чаще всего, однороден и по фактуре, и в колористическом плане.

Анализ полученной выборки показал, что «нарративный» фон встречается в 88% селфи (265 снимков), «ненарративный» фон представлен только на 12% (35 снимков). Исходя их этих данных можно заключить, что для подавляющего большинства пользователей Instagram, производящих селфи и снабжающих такие снимки соответствующими хэштегами, на момент исследования важным представляется не только собственная репрезентация, но и отражение окружающей реальности.

Важным, в данном случае представляется то, что 69% снимков сделаны женщинами, и только 24% исследуемых кадров выполнены мужчинами, оставшиеся же 7% это групповые селфи. Возрастные характеристики аудитории 1835 лет. Как в русскоязычном (#селфи), так и во всем остальном мире (#selfie) авторы селфи в свои снимки приносят элементы из эстетики журнальной фотографии (профессиональной, модной, художественной) и графического дизайна, который выступает как универсальный визуальный язык. Поэтому культурные особенности и специфические значения цветов в различных народах в рамках такого глобализационного явления как селфи почти стерты.

Большинство анализируемых селфи женщин имеют нарративнный фон. Чаще всего, это пространство фитнес-клубов, домашних интерьеров, лифтов. В снимках, сделанных женщинами в пространстве фитнес клубов, чаще всего, встречаются те же цвета, что и на спортивной экипировке моделей – оранжевый и зеленый. Их семиотика, как уже отмечалась, говорит о жизненных силах, активности, здоровье и энергии.

В селфи Instagram-блогеров, где фоном является домашний интерьер можно отметить сегодняшний тренд на минимализм, часто это постельные цвета как всего убранства, так и цифровых фильтров обработки Instagram. Эта эстетика явно вдохновлена журналами о визуальной культeре, такими как kinfolk, а цветовая гамма (пастельный бежевый, бледно розовый) говорит о ценности теплоты, уюта, размеренного образа жизни для авторов таких селфи. Противоположностью, в известной степени, подобным снимкам являются селфи в лифте, которые часто бывают и парными, и групповыми, а пространственноэстетически несколько напоминаю снимки из фотобудок моментальной фотографии. Здесь мы можем отметить образ мобильности, возникающий вследствие постоянной нехватки времени у человека информационной эпохи, чьим маркером становится серый металлический цвет.

Мужчины, которые как уже отмечалось, менее охотно делают селфи, чаще всего выбирают однотонный, ненарративный фон. Таким фоном нередко выступает голубое, безоблачное небо, цвет которого призван вызывать ассоциации с уравновешенностью, стабильность, духовностью и мудростью, а его ис-

Креативная экономика и социальные инновации Creative Economics and Social Innovations пользование как фона должно дополнительно характеризовать фигуру автора соответственно этим коннотациям.

Другой отсеченной тенденцией селфи мужчин являются так называемые снимки в высоком и низком ключе, т.е. черно-белые портреты, которые в первом случае выполнены исключительно в светлых тонах, а во втором только в темных. Фон в таких селфи чаще всего не детализирован, монохромен и окрашен в черный либо в белый цвет. Эта эстетическая установка отсылает к профессиональной модной фотографии с ее конвенциями студийной съемке. Это уже устоявшаяся в фотографии еще в XX в. форма и тональное решения фона призвано почеркнуть важные для мужчин делающих подобные селфи-снимки ценности традиций, выверенного стиля, зрелого отношения к жизни.

Подводя итог рассмотрению взаимодействия фона и цвета в селфи на актуальном исследовательском материале, следует отметить, что именно выбранное автором селфи цветовое решения фона, как в случае с монохромным «ненара-тивным» изображением, становится источником дополнительной информации о человеке, сделавшим этот выбор тогда, когда других «информаторов» на фоне нет. О информативности нарративного фона в связи с его тональными решениями говорить не приходится, там мы находим еще больше смыслов и коннотаций, которые еще более сложны и неоднозначны. Поэтому исследование взаимосвязи цвета и фона в селфи представляется важным аспектом при анализе селфи и многое могут сообщить о культуре человека сегодня.

Список литературы Отношение цвета и фона в семиотике визуально-эстетических проекций фотографического автопортрета

  • Барт Р. Третий смысл. М.: ООО "Ад Маргинем Пресс", 2015. 104 с.
  • Белкин, А.И., Ионесов В.И. Коммуникация в контексте сознания и социодинамики культуры // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, № 4. С. 315-322.
  • Большой толковый словарь русского языка / сост. и гл. ред. СПб.: Норинт, 2000. 1536 с.
  • Дыко Л. П. Основы композиции в фотографии. М.: Высш. шк., 1989. 175 с.
  • Ионесов В.И. Культурный процесс как предвосхищение бытия и дополняющая определённость // Креативная экономика и социальные инновации. 2016. Т. 6. № 2. С. 74-87.
  • Ионесов, В.И. О культурных основаниях экономики и современные тренды, противоречия, взаимосвязи // Модернизация культуры: от культурной политики к власти культуры: материалы IV междунар. науч.-практ. конф. Т. 2 / под ред. С.В. Соловьевой, В.И. Ионесова, Л.М. Артамоновой. 2016. С. 126-139.
  • Козятинский Р.С. Фон в селфи: денотативный и коннотативный уровни // Известия СНЦ РАН. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2019. №64. Т. 21. С. 60-65.
  • Манович Л. Теории софт-культуры / пер. с англ. Нижний Новгород: Красная Ласточка, 2017. 208 с.
  • Манович Л. Феномен селфи: как изучать культуру через социальные сети. Большая Деревня, 2015. https://bigvill.ru/city/4265-fenomen-selfi-kak-izuchat-kulturu-cherez-sotsialnye-seti
  • Павлова В.С. Особенности применения семиотики в графическом дизайне. / Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2011. С. 81-92.
  • Рузер-Браунинг У.М., Ионесов В.И. Искусство как опыт преобразования культуры // Восьмые Азаровские чтения. Библиотека. Культура. Общество: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Под редакцией И.Ю. Акифьевой. 2018. С. 184-189.
  • Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб: Клаудберри, 2014. 712 с.
  • Ямпольский М. Изображение. Курс лекций. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 424 с.
Еще
Статья научная