Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX - начала XX вв. Онтологический аргумент

Автор: Лушников Димитрий Юрьевич

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Теология

Статья в выпуске: 4 (75), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье на примере онтологического доказательства рассматривается вопрос отношения к кантовской критике доказательств бытия Божия в аналитической традиции духовных академий России конца XIX - начала XX вв. Утверждается, что отрицательное отношение Канта к доказательствам бытия Божия есть необходимый вывод из его гносеологических построений. Субъективный идеализм Канта утверждает, что познание предметов a priori существует, но познание их происходит только, как они являются, а не так как они сами по себе. Поэтому метафизика как познание «вещей в себе» отрицается, а идея Бога есть лишь регулятивный принцип работы разума. В связи с этим всякие доказательства существования Бога невозможны в принципе. По Канту, в традиционном онтологическом доказательстве суждение о бытии Бога является не аналитическим, а синтетическим, и заключение к существованию в рамках аналитического суждения есть недопустимый логический скачок. Пред- ставлена реакция на критические построения Канта корифеев отечественного рационального богословия - профессора В. Д. Кудрявцева-Платонова, профессора В. А. Снегирева, архиепископа Михаила (Грибановского), профессора В. Несмелова, - попытавшихся предложить собственные формы онтологического доказательства. Делается вывод, что доказательства бытия Божия имеют право на существование, а изучение их истории и существующих форм является важным направлением современного рационального богословия.

Еще

Кант, субъективный идеализм, доказательства бытия божия, онтологическое доказательство, аналитические и синтетические суждения, в. д. кудрявцев-платонов, в. а. снегирев, архиепископ михаил (грибановский), в. несмелов

Короткий адрес: https://sciup.org/140223434

IDR: 140223434

Список литературы Отношение к критике Кантом доказательств бытия Божия в духовно-академической традиции конца XIX - начала XX вв. Онтологический аргумент

  • Абрамов А. И. Кант в русской духовно-академической философии//Канти философия в России. М., 1994. С. 81-113.
  • Богдашевский Д. И. Философия Канта. Анализ «Критики чистого разума»и «Критики практического разума». Киев, 1898.
  • Вдовина Г. В., Шмонин Д. В. Жизнь и живое в трактатах XVII века «О душе» // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2010. Т. 11. № 3. С. 56.
  • Глаголев С. С. Из чтений о религии. Сергиев Посад, 1905.
  • Глаголев С. С. Кант//Православная богословская энциклопедия. СПб., 1907.Т. 8. С. 477.
  • Голубинский Ф. А. Лекции по философии. М., 1884.
  • Дэвис С. Т. Бог, разум и теистические доказательства. М., 2016.
  • Карпов К. В. Христианская философия Алвина Плантинги/Аналитический текст: антология Алвина Плантинги. Сост.: Дж. Ф. Сеннет; пер. с англ. К. В. Карпова; науч. ред. В. К. Шохин/Ин-т философии РАН. -М.: Языки славянской культуры, 2014.
  • Кудрявцев В. Д. Начальные основания философии. Сергиев Посад,1915.С. 149.
  • Кудрявцев-Платонов В. Д. Философия религии. М., 2008.
  • Лопатин Л. М. Лекции по истории новой философии. М., 2010.
  • Лушников Д., свящ. Основное богословие. СПб.: Изд-во СПбПДА, 2015.
  • Михаил (Грибановский), архиеп. Лекции по введению в круг богословских наук. СПб., 2005.
  • Несмелов В. Вера и знание с точки зрения гносеологии. Казань, 1911.
  • Несмелов В. Наука о человеке. Том 1.: Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни. СПб., 2000.
  • Оренбургский И. Судьба кантовой критики доказательств бытия Божияв русской богословско-философской литературе//Вера и разум. 1909.№ 4.С. 495-509; № 5. С. 604-624; № 6. С. 745-768.
  • Паульсен Ф. Введение в философию. М., 1899.
  • Рождественский Н. П. Христианская апологетика. Курс основного богословия. СПб., 1893. Том 1.
  • Снегирев А. Биография и характеристика ученой деятельности В. А. Снегирева/Снегирев В. А. Психология. Харьков, 1893. С. I-XXV.
  • Снегирев В. А. Психология. Харьков, 1893.
  • Тихомиров П. В. Имманентная критика рационального богословия. Харьков, 1899.
  • Франк С. Л. Онтологическое доказательство бытия Бога//По ту сторону правого и левого. Париж: YMKA-Press, 1972.
  • Шмонин Д. В. Схоластическая образовательная парадигма в контексте исторических форм трансляции знания: к постановке проблемы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. 2013. № 2. С. 32.
  • Шмонин Д. В. Богословие образования: контекстный поиск//Христианское чтение. СПб., 2014. № 5. С. 112-134.
  • Шохин В. К. Философская теология и основное богословие//Вестник ПСТГУ, 1: Богословие. Философия. М., 2014. Выпуск 1 (51). С. 57-79 DOI: https://doi.org/10.15382/sturI201451.57-79
Еще
Статья научная