Отношение к жизни и смерти у выживших вследствие крупных автомобильных катастроф

Автор: Онищенко Наталья Викторовна

Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik

Рубрика: Психология

Статья в выпуске: 2 (14), 2013 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются результаты изучения отношения к жизни и смерти у пострадавших, которые остались живы вследствие одних из самых крупных автомобильных катастроф, произошедших на Украине за последние годы. В статье показаны специфические особенности реакций на трагедию людей с разным религиозным статусом (глубоко верующие, частично и не верующие), дана оценка их поведения в ситуации, выходящей за рамки привычного человеческого опыта.

Автомобильная катастрофа, выживший, психологическая помощь, отношение к жизни, отношение к смерти

Короткий адрес: https://sciup.org/147202906

IDR: 147202906

Текст научной статьи Отношение к жизни и смерти у выживших вследствие крупных автомобильных катастроф

Постановка проблемы

За годы независимости вследствие дорожнотранспортных происшествий (ДТП) на дорогах Украины погибло около 140 тыс. чел., почти миллион получили в авариях тяжелые ранения и телесные повреждения. Следует отметить, что сегодня Украина занимает пятое место в Европе по числу жертв ДТП. Анализируя статистические показатели за последние три года, отметим, что в 2010 г. в Украине было зафиксировано 4682 погибших в ДТП, в 2011 г. погибли 4831 чел., а в 2012 г. — 4712 чел. Можно сказать, что практически каждые 20 минут в нашей стране происходит как минимум одно ДТП, в течение 24 ч в авариях погибает в среднем 11 чел. и примерно 85 получают травмы разной степени тяжести. Так, только за первые 15 дней 2013 г. на дорогах Украины в ДТП погибло 124 чел.

Поэтому не случайно особое внимание экстремальных психологов Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям уделяется случаям массовой гибели людей при крупных ДТП [4]. Такие ситуации несут максимально негативную нагрузку на психику людей, переживших трагедию. О психическом состоянии выживших вследствие крупномасштабных аварий на дорогах можно только догадываться, поскольку серьезных исследований в этой области на сегодня не проводилось.

Жизнь любого выжившего вследствие ДТП делится на «до» и «после», кардинально меняется мировоззрение человека, его отношение к себе и окружающим, происходят трансформации в ценностно-смысловой сфере [3]. Осознание этого и привело нас к изучению особенностей отношения выживших в ДТП к жизни и смерти, как основным экзистенциальным категориям.

Изложение основного материала

Напомним, что экстремальные ситуации характеризуются сверхсильным воздействием на психику пострадавшего, вызывая у него травматический стресс вследствие перегрузки физических и психических возможностей [5]. Кроме того, под влиянием травматического события у выжившего, как правило, нарушается процесс беспрерывного восприятия жизни, разрушаются существующие объяснительные схемы, которые помогали человеку до трагедии понимать и воспринимать свой внутренний мир [2].

Именно поэтому специалисту-психологу при оказании экстренной психологической помощи выжившему необходимо знать и понимать, какие изменения могут происходить с пострадавшим после трагедии, как он воспринимает окружающий мир, как смотрит в будущее [3].

Все вышесказанное и подтолкнуло нас изучить особенности отношения выживших после крупных ДТП к таким категориям, как «жизнь»

и «смерть», и рассмотреть это отношение в контексте присутствия/отсутствия веры как резерва духовных сил и внутренней стойкости личности.

В нашем исследовании приняли участие пострадавшие вследствие двух крупных дорожно-транспортных происшествий. 1-ю группу исследуемых составили выжившие после аварии, случившейся в октябре 2010 г. в городе

М. Д-кой области.

Это ДТП стало самым масштабным за годы независимости Украины: на железнодорожном переезде автобус с 52 пассажирами столкнулся с движущимся на полном ходу локомотивом. В результате трагедии погибли 42 пассажира (среди них трое детей) и водитель автобуса, немногим позднее еще двое скончались в больнице. Выжило всего 8 чел. (рис. 1).

Рис. 1. Последствия ДТП в городе М. Д-кой области (октябрь 2010 г.)

Во 2-ю группу вошли пострадавшие в ДТП, которое произошло 19 января 2012 г. в городе З. Р-кой области. Вследствие столкновения микроавтобуса с грузовиком погибли 9 из 18 пассажиров. Все пассажиры этого рейса были паломниками, которые возвращались домой после посещения Свято-Успенской церкви, расположенной в селе Прилипче Черновицкой области (рис. 2).

Отметим, что разделение исследуемых на группы было произведено не только с учетом места и времени трагедии, но и с учетом изначально существующей разницы в мировоззрениях пострадавших. Так, люди, попавшие в аварию в городе З. Р-кой области, были глубоко верующими и совершали паломничество к святыням; пострадавшие от столкновения автобуса с локомотивом были людьми, не отличавшимися особыми религиозными убеждениями.

Следует отметить, что в тяжелых жизненных ситуациях люди склонны обращаться за духовной поддержкой гораздо чаще, чем за психологической. Большинство из переживших утрату, даже те, кто, как правило, не считают себя верующими людьми, переживая горе, с большей вероятностью пойдут в церковь, чем к специалисту-психологу.

Что чувствует и о чем думает человек, выживший в страшной трагедии, какие эмоции им овладевают, как он воспринимает мир? Точные и однозначные ответы на подобные вопросы получить специалисту крайне трудно, как и передать словами то, что переживает выживший в трагедии.

Прежде чем перейти к описанию полученных результатов, отметим некоторые особенности в поведении пострадавших от ДТП, диагностируемые нами в первые часы после трагедии. Следует сказать, что, как в первом, так и во втором случае, на место дорожнотранспортной аварии вместе со службами экстренного реагирования выезжали и психологи Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям, основной задачей которых было оказание экстренной психологической помощи пострадавшим [4].

По свидетельствам специалистов-психологов, наиболее острые реакции на произошедшее наблюдались у выживших, которые потеряли в этой трагедии родных, близких, друзей или зна- комых (рис. 3). Кроме того, данные трагедии произошли вблизи населенных пунктов, что стало одним из факторов, дестабилизирующих работу специалистов-психологов. Дело в том, что информация (зачастую очень искаженная) о случившемся ДТП мгновенно разлетелась среди проживавших недалеко от места трагедии людей. Практически в считанные минуты на месте аварии собралась толпа сочувствующих и зевак. Наличие большого количества женщин прово- цировало негативные реакции среди всех участников ДТП.

Психологам пришлось проводить работу по нейтрализации наиболее психически неустойчивых лиц, одновременно оказывая экстренную психологическую помощь пострадавшим от ДТП. Такие особенности работы психологов в очаге трагедии, помноженные на большое количество погибших, не могли не сказаться на состоянии выживших.

Рис. 2. Последствия ДТП в городе З. Р-кой области (январь 2012 г.)

Отметим, что у этих людей наиболее часто фиксировались двигательное возбуждение, плач и ступор. Кроме того, многие из тех, кто выжил, демонстрировали острую потребность выхода из травматической ситуации как в прямом, так и переносном смысле. Диагностировались лица, в поведении которых преобладал страх перед местом крушения, практически все пострадавшие искали поддержку у психологов.

Поведение пострадавших вследствие двух вышеназванных ДТП имело не только общие, но и специфические особенности. Так, большинство выживших после трагедии в городе М. Д-кой области обвиняли в случившемся водителя автобуса, высказывались о мести его семье за погибших.

Рассматривая особенности поведения выживших вследствие аварии пассажирского автобуса с паломниками в Р-кой области, отметим следующее. По словам психологов, проводивших на месте трагедии мероприятия по оказанию экстренной психологической помощи, абсолютное большинство выживших сразу после аварии, в силу своих возможностей, пытались оказать посильную помощь всем тем, кто в ней нуждался (рис. 4). Другими словами, первое место у выживших в данной ситуации занимала не потребность в безопасности, а потребность в оказании помощи другим.

В условиях трагедии пострадавшие паломники преимущественно сохраняли спокойствие: не метались, не кричали, не проявляли истерических реакций. Иными словами, эти люди сохранили самообладание и способность более или менее контролировать свои эмоции. При этом никаких обвинений ни в сторону водителя, ни к кому-либо другому пострадавшие не высказывали.

Главной особенностью их поведения стал явно выраженный компонент смирения, визуально диагностируемый нами на протяжении всего периода пребывания этих людей в зоне аварии. Многие из выживших постоянно повторяли: «На все воля Божья» или «Все под Бо- гом ходим». Если и были у паломников какие-то негативные состояния, то назвать их экстраординарными нельзя, поскольку плач и нервная дрожь являются нормальными реакциями на ненормальную ситуацию. Такая смиренная позиция, на наш взгляд, и определила особенности восприятия пострадавшими данной травматической ситуации.

Рис. 3. Работа психологов с родственниками погибших при ДТП в Д-кой области

Основываясь на вышеизложенном, можно предположить, что ситуация столкновения со смертью для выжившего навсегда изменит его отношение как к самой смерти, так и к жизни.

Обсуждение результатов

Изучение отношения к жизни и смерти у выживших вследствие вышеописанных дорожнотранспортных катастроф проводилось непосредственно после их выхода из зоны ДТП. Для этого нами был использован «Цветовой тест отношений» (А.М. Эткинд) [1]. Целесообразность использования данной методики заключается в том, что перед выжившим после выхода из зоны чрезвычайной ситуации возникает необходимость не только справляться с возникшими вследствие травматического опыта переживаниями, но и восстанавливать разрушенные когнитивно-эмоциональные образования, которые помогут ему осознать смысл своей дальнейшей жизни и наметить новые значимые ориентиры [2].

Диагностика пострадавших с использованием данной методики проходила в медицинских учреждениях стационарного типа, куда сразу же после аварий направлялись выжив- шие. Стимульный материал предлагался нашим исследуемым ненавязчиво, в случае их отказа от участия данное мероприятие повторно не проводилось. Диагностика осуществлялась по сокращенной процедуре с учетом психического состояния пострадавшего. Напоминание о трагедии со стороны психолога считалось крайне нежелательным.

Главным в нашем исследовании стало определение эмоциональной составляющей в отношении к понятиям «жизнь» и «смерть». Так как каждый из цветов имеет собственное эмоциональное наполнение или содержание, следовательно, трактовка значения выбранного пострадавшим цвета позволяла получить описание оцениваемой им категории. Полученные результаты представлены в табл. 1 и 2.

Анализ результатов, полученных при изучении отношения выживших обеих групп к категории «жизнь», показал следующее. Установлено, что достоверно часто выжившие при ДТП в городе М. Д-кой области соотносят жизнь с зеленым цветом, среди выживших паломником таких только 14,28% — третье место в выборе цвета, плотно ассоциирующегося с категорией «жизнь». Такой выбор в обеих группах пострадавших дает возможность предположить, что жизнь они воспринимают как необходимость проявлять внутреннюю силу, упорство, твердость и целеустремленность. По их мнению, необходимо придерживаться выбранных жизненных ориентиров, не поступать- ся собственными принципами и быть верными выбранным приоритетам. В данной ситуации прослеживается и потребность действовать взвешенно, быть скрупулезным, не упускать детали и контролировать все, что происходит.

Рис. 4. Работа психологов с пострадавшими вследствие ДТП в Р-кой области

Следующую позицию в данной группе пострадавших заняли красный и коричневый цвета, выбор которых может говорить как об активной жизненной позиции, с одной стороны, так и об отсутствии сил сопротивляться жизненным трудностям, с другой. Ассоциация жизни с красным цветом может свидетельствовать о восприятии жизни как нескончаемого потока энергии и активности. Но если трактовать данный выбор в контексте той ситуации, в которой оказались пострадавшие, то данную ассоциацию следует воспринимать как напряжение, импульсивность, ожидаемые испытания и постоянную готовность к действию.

Коричневый же цвет в данном прочтении, наоборот, можно трактовать как пассивную жизненную позицию, обращение к физическим ощущениям, стремление к обретению безопасности и избавления от ситуации, которая причинила боль и страдания.

Рассмотрение результатов цветовых выборов выживших паломников, которые не совпали с выборами пострадавших из 1-й группы, позволяет отметить следующее: наибольшее количество выборов в отношении категории «жизнь» выжившие вследствие катастрофы в Р-кой области отдали синему цвету. Можно предположить, что основным стремлением выживших в данной аварии является реализация потребности в создании обстановки эмоционального покоя, ощущения безопасности и гармонии. Скорее всего, этих пострадавших тяготит пережитая ими ситуация и они стремятся к бесконфликтным отношениям, к сохранению внутренних сил, к демонстрации сопереживания и верности. Этот выбор в некоторой степени можно назвать предсказуемым, поскольку те, кто смотрел смерти в лицо, изо всех сил будут стараться беречь самое ценное в жизни и оберегать свой покой.

Вторым по частоте встречаемости является фиолетовый цвет, выбор которого может свидетельствовать о том, что выжившие, выбравшие его, склонны к определенному уходу от реальности, ими овладевают фантазии, они смотрят далеко в будущее, как бы боясь что-то не успеть сделать в этой жизни. Главной особенностью их отношения к жизни является то, что эти люди склонны «пропагандировать» подобный, несколько фантазийный, взгляд на будущее.

Переходя к рассмотрению результатов отношения выживших вследствие аварий к категории «смерть», отметим, что более чем у трети выживших из 1-й группы и лишь у отдельных лиц из 2-й группы эта категория прочно ассоциируется с черным цветом.

Эти результаты, с учетом ситуации, которую пережили наши испытуемые, можно назвать абсолютно ожидаемыми, несмотря на то, что в самостоятельной трактовке черный цвет по своим диагностическим свойствам является нивелирующим компонентом. В нашей же ситуации мы можем говорить о ярко выраженном (особенно среди выживших после катастрофы в городе М.) протесте против предъявляемой категории. Для выживших в этой трагедии смерть действительно видится только в черном цвете, что дает возможность говорить о действительно сильном травматическом воздействии на них пережитой трагедии.

Таблица 1. Показатели частоты цветовых ассоциаций выживших вследствие ДТП по отношению к категории «жизнь»

Цвета

Частота встречаемости выбора, %

Значимые различия

1-а группа

2-а группа

ϕ

р

1.Синий

57,14

2,15

0,05

2. Зеленый

50,00

14,28

2,02

0,05

3. Красный

25,00

1,37

4. Желтый

5. Фиолетовый

28,58

1,40

6. Коричневый

25,00

1,37

7. Черный

0. Серый

Таблица 2. Показатели частоты цветовых ассоциаций выживших вследствие ДТП по отношению к категории «смерть»

Цвета

Частота встречаемости выбора, %

Значимые различия

1-а группа

2-а группа

ϕ

р

1.Синий

12,50

1,27

2. Зеленый

3. Красный

25,00

1,52

4. Желтый

5. Фиолетовый

6. Коричневый

57,14

2,11

0,05

7. Черный

37,50

14,29

1,54

0. Серый

25,00

28,57

0,66

Отметим, что на вторых позициях в обеих группах отмечен серый цвет как ассоциация со смертью. Данный выбор может говорить о том, что человек перед лицом смерти чувствует себя потерянным, неуверенным, для него ничего не имеет значения, он бессилен и слаб.

Следующий ассоциативный выбор нас несколько удивил, т.к. ассоциация смерти с красным цветом была полной неожиданностью. Эти сомнения были сняты сразу после высказанного комментария одного из участников столкновения автобуса с локомотивом: «Смерть для меня отныне одного цвета — цвета крови». В данном случае можно предположить, что си- туация диагностики послужила поводом для выхода переживаний от психотравмы, полученной пострадавшими вследствие аварии. Добавим, что в группе пострадавших паломников смерть с красным цветом не отождествлялась.

При этом больше половины пострадавших от ДПТ в Р-кой области соотнесли смерть с коричневым цветом. Такая ассоциация позволяет предположить, что категория «смерть» вызывает у пострадавших болезненные ощущения и физические страдания. Эту категорию прочно отождествляют как с потерей корней, смысла существования, так и с общим дискомфортом.

Выбор синего цвета по отношению к кате- гории «смерть» был отмечен у 12,50% пострадавших от катастрофы в Д-кой области. Такая ассоциация дает право предположить наличие негативного отношения к ситуации или категории, которое предполагает стремление к покою и уходу от данной ситуации. Кроме того, выбор синего цвета по отношению к категории «смерть» может свидетельствовать о негативном отношение к себе, вызванном присутствующим у выживших чувством вины, которое, естественно, является безосновательным.

Подводя итоги, отметим, что отношение выживших к изучаемым категориям в некоторой степени перекликается с особенностями их реакции на трагическое событие, участниками которого они стали. При этом, на наш взгляд, наличие веры у пострадавших довольно четко определяет вектор восприятия ими как жизни, так и смерти. Гипотетически, их отношение к данным категориям можно попытаться соотнести с отношением к данным категориям людей, которые не переживали подобные ситуации.

Обращаясь к результатам отношения к жизни и смерти выживших после столкновения с локомотивом, можно отметить присутствие некоторой категоричности в оценках — промежуточного отношения в этой группе практически не фиксировалось.

Таким образом, отношение к жизни и смерти у выживших после крупных автокатастроф может трактоваться сквозь призму их общего мировосприятия, самоощущения, жизненных взглядов и убеждений. Исследование показало, что верующие люди, в некоторой степени, менее склонны к деструктивным проявлениям в своем поведении и категоричности в оценках после полученной психотравмы. Подобные экстремальные ситуации могут восприниматься ими как испытание, а нерелигиозные люди воспринимают их как наказание. Именно такая позиция может оказывать влияние на формирование соответствующего отношения человека как к жизни, так и к смерти.

Список литературы Отношение к жизни и смерти у выживших вследствие крупных автомобильных катастроф

  • Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений (ЦТО). Методические рекомендации. Л.: Ленингр. науч.-исслед. психоневролог. ин-т, 1985. 21 с.
  • Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
  • Онiщенко Н.В. Трансформацiя свiтосприйняття особистостi як наслiдок зiткнення зi смертю в умовах надзвичайної ситуацiї//Психологiчнi особливостi особистостi в умовах трансформацiї суспiльства: збiрка статей за матерiалами мiжнародної науково-практичної конференцiї (Україна, м. Макiївка, 24-25 лютого 2012 р.). МЕГI, 2012. С.154-156.
  • Онищенко Н.В. Экстренная психологическая помощь пострадавшим, пережившим столкновение со смертью в очаге чрезвычайной ситуации//Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Россия, г. Воронеж, 20 сентября 2012 г.). В 2 ч. Воронеж ВИ ГПС МЧС России, 2012. Ч.2. С.115-117.
  • Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
Статья научная