Ответственность за убийство в дореволюционном праве
Автор: Липунова Л.В.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Статья в выпуске: 4-2 (9), 2013 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/140106295
IDR: 140106295
Текст статьи Ответственность за убийство в дореволюционном праве
Преступления против жизни на протяжении столетий и тысячелетий приковывали к себе внимание не только специалистов-правоведов, но и философов, священнослужителей, историков, да и обычных граждан. Убийство является одним из наиболее древних преступлений. Как отметил профессор Ю.М. Антонян, «...люди убивали всегда и людей убивали всегда». И это не могло не волновать зарождающееся общество и его добропорядочных членов, что в конечном итоге привело к установлению определенной ответственности преступников сначала перед общиной (табу и запреты), а с возникновением государств и перед обществом (признание преступлением).
Впервые в памятниках русского права убийство, как преступление, упоминается в договоре князя Олега с греками в 911 г. В качестве наказания за содеянное установлено лишение жизни убийцы, но только в двух случаях: 1) пойман на месте преступления; 2) если он скроется и при условии, что у него нет личного имущества. Такое же положение устанавливается и договором Игоря с греками в 945 года.
Не менее важное место занимает убийство в договорах Новгорода с немцами 1195 г. и Смоленска с Ригой, Готландом и немецкими городами в 1229 г. Здесь при схожей диспозиции устанавливаются в качестве наказаний уплата денег «за голову».
Как известно, основным древнерусским источником светского писаного права в литературе признается Русская Правда. Данный источник содержит нормы различного характера, в том числе и уголовно-правового. Следует отметить, что преступления в Русской Правде назывались «обидой».
Более поздние памятники права, в том числе и более поздние нормы Русской Правды, за убийства лиц, принадлежащих к разным сословным группам, устанавливают дифференцированное наказание в виде уплаты виры [1, с. 24].
В период феодальной раздробленности Руси наиболее известным источником, содержащим нормы уголовно-правового характера, можно считать Псковскую судную грамоту 1467 г. Грамота не выделяла простого состава убийства, а имела ст. ст. 1 и 96, в соответствии с которыми смертной казни предавались разбойники-убийцы, т.е. лица, совершившие убийство в разбое [1, с. 49]. Способы смертной казни в Грамоте не оговаривались.
Во второй половине XIV века вокруг Московского княжества начинают объединяться русские земли. К основным документам того периода, содержащим нормы уголовного права, следует относить Судебники 1497 и 1550 гг., а также Соборное уложение 1649 года.
В период Судебников за совершенные убийства предусматривалось наказание в виде смертной казни. Особо выделялись в Судебниках и квалифицированные виды убийства, например государское убийство, т.е. убийство господина, за которое определяется «живота не дати» [1, с. 169]. В соответствии с нормами Судебников преступники обозначались как «лихие люди», т.е. опасные.
Уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. предусматривало уже много видов убийства, назначая за него различные виды смертной казни. Следует отметить, что по Уложению первоначально за 36 преступлений была установлена смертная казнь, но на протяжении второй половины XVIII века применение смертной казни в России сокращалось и к 1706 г. осталось только за смертоубийство и бунт.
Артикул Воинский Петра I 1715 г. содержал нормы только уголовного права и, по сути, представлял собой Военно-уголовный кодекс без Общей части. Воинский устав и Морской устав (1720 г.) также предусматривали большое количество различных видов убийства и устанавливали, что «все убийцы или намеренные к убийству будут казнены смертью» [1, с. 223]. Уставами впервые устанавливается ответственность и за покушение на убийства «намеренные к убийству» и закрепляются различные виды смертной казни.
Следует отметить, что законодатель того времени, не только выделял категории преступлений (умышленные, неосторожные, случайные), но и устанавливал по их «степени опасности» соответствующие наказания. Так, за умышленное убийство устанавливалась смертная казнь, которая приводилась в исполнение отсечением головы и колесованием; за неосторожное убийство назначались плети, батоги, тюрьма и денежный штраф. От смертной казни освобождались малолетние до 15 лет, которые подвергались за это заточению в монастырь.
Несмотря на прогрессивные нормы, отраженные в указанных проектах, они в силу определенных причин не нашли своего места в жизни материального права России. Необходимо также отметить, что до Петра I в русском законодательстве не признавались убийством: лишение жизни уродов (т.е. лиц с физическими недостатками) и лишение жизни противника на дуэли. Наказуемость за убийство урода, по существу, была установлена в России впервые в Своде Законов 1832 г. и в Уложении 1845 года [2, с. 129].
С 1845 г. на территории Российской империи вступил в силу новый уголовный кодекс под названием «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных», действовавший с изменениями вплоть до социалистической революции 1917г. Уложение различало убийства с прямым и косвенным умыслом, разделяя первое на убийство с обдуманным намерением, без обдуманного намерения и в запальчивости или раздражении.
Следует особо подчеркнуть, что система и редакция статей о преступлениях против жизни в Уложении была запутанной и вызывала недоразумения в практике. Вследствие этого она должна была быть заменена значительно более совершенной главой Уложения 1903 года, которая в России в силу вообще не вступила по политическим причинам, а в дальнейшем по причине свершившихся Февральской и Октябрьской революций.