Палеолитическая Даная: шедевр из раскопок Хотылёво 2, 2016 г
Автор: Гаврилов К.Н., Лев С.Ю.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Каменный век
Статья в выпуске: 249-1, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена предварительной публикации новой женской статуэтки из раскопок 2016 г., проводившихся на участке пункта В стоянки Хотылёво 2. Дается описание внешнего вида, сохранности и археологического контекста находки. Определены аналогии и типологическая характеристика. Статуэтка изображает тучную, возможно, беременную женщину и относится к так называемому хотылёвскому типу женских изображений восточного граветта. Фигурка залегала на древней дневной поверхности, рядом с группой преднамеренно уложенных костей мамонта.Археологический контекст новой статуэтки аналогичен контексту первой женской статуэтки из раскопок Ф. М. Заверняева.
Верхний палеолит, восточный граветт, хотылёво 2, женская статуэтка
Короткий адрес: https://sciup.org/143163986
IDR: 143163986
Текст научной статьи Палеолитическая Даная: шедевр из раскопок Хотылёво 2, 2016 г
В 2016 г. при раскопках на участке пункта В верхнепалеолитической стоянки Хотылёво 2 был обнаружен новый памятник первобытного искусства: миниатюрная статуэтка из бивня мамонта (рис. 1). Размеры женской фигурки: длина – 56 мм, макс. ширина – 23,7 мм, макс. толщина – 19 мм. Статуэтка, вероятно, изображает беременную женщину с крупными животом и грудью. Голова склонена вперед, имеет уплощенную биконическую форму. Часть объема живота и грудей не сохранилась из-за отслоения фрагмента статуэтки по естественной трещине вдоль конуса роста бивня. Плечи покатые, линия спины – сутулая. Руки женщины изображены в области предплечья таким образом, что возникает впечатление о положении несохранившихся частей рук поверх грудей. Лобок изображен подчеркнуто рельефно. Ноги, относительно удлиненные, заметно сужающиеся в объеме к низу, смоделированы в классической для восточногравет-тских статуэток позе: полусогнутые в коленях, с сомкнутыми бедрами и разведенными голенями. Сохранившееся левое колено выделено: приподнято в виде цилиндра относительно поверхности ноги. Вместо стопы на левой ноге изображено копытце. Ягодицы изображены рельефно гипертрофированными. Над ягодицами на спине подчеркнут жировой валик. В целом общий объем фигурки состоит из отдельных форм, соединенных между собой с большим искусством. Несмотря на свою корпулентность, статуэтка производит изящное впечатление,

Рис. 1. Хотылёво 2. Пункт В, кв. А/8’. Женская статуэтка из бивня мамонта (фото С. Ю. Льва)

Рис. 2. Хотылёво 2. Женская статуэтка из раскопок 2016 г. (фото А. С. Пахунова)
очевидно, благодаря своей миниатюрности и относительной удлиненности ног (рис. 2).
Пункт В исследуется Хотылёвской археологической экспедицией (с перерывами) начиная с 2005 г. ( Gavrilov et al. , 2015). За все время раскопок было вскрыто 65 кв. м культурного слоя (с учетом раскопок 2016 г.). На этой площади было зафиксировано два комплекса пространственно связанных археологических объектов.
Южный комплекс характеризуется крупными скоплениями преднамеренно уложенных костей мамонтов, структурную основу которых составляли черепа и плоские кости. С данными скоплениями были связаны ямы, в которых также находились преднамеренно уложенные кости мамонта. Кости в скоплениях, а также древняя дневная поверхность вокруг них и под некоторыми черепами были интенсивно окрашены охрой.
Северный комплекс представляет собой расположенные по дуге округлые в плане неглубокие ямы и вкопанные длинные кости мамонта, часть из которых была преднамеренно расколота. В непосредственной близости от некоторых ям были зафиксированы черепа мамонтов. С двумя ямами были связаны группы из попарно уложенных лопаток мамонтов. В ямах и вокруг них были зафиксированы скопления охры. С внутренней стороны дуги, вдоль которой были расположены ямы, располагалось обширное скопление костного угля и золы, в южной части которого была зафиксирована еще одна яма, возможно – очаг. Рядом с ней в 2008 г. была обнаружена двойная женская статуэтка, вырезанная из куска мела ( Гаврилов , 2012).
Северный комплекс археологических объектов был вскрыт двумя раскопами (Б и В) общей площадью 40 кв. м. В раскопе Б была зафиксирована южная часть данного комплекса, тогда как раскопом В удалось открыть его центральную

Рис. 3. Хотылёво 2. Пункт В. Общий план раскопа В
Условные обозначения: черные силуэты – расщепленный кремень; косая штриховка – скопления костного угля и золы часть (рис. 3). В настоящий момент исследование центральной части северного комплекса не завершено. Однако раскопками уже пройден основной уровень залегания находок, и на нынешнем уровне изучения культурного слоя его основные характеристики выглядят следующим образом. Археологический материал представлен костными останками животных, предметами из расщепленного кремня, поделками из кости и бивня мамонта, а также костным углем, золой и охрой. Находки, вскрытые в 2016 г., были связаны с прослойкой гумусированного суглинка серого цвета, а в местах концентрации костного угля и золы – черного цвета.
Простирание культурного слоя по площади раскопа В, прослеженное в профилях стенок раскопа и стратиграфической бровки, а также по нивелировочным отметкам глубин залегания археологического материала, характеризуется следующими чертами. Поверхность культурного слоя в целом залегает с небольшим наклоном в направлении с юга на север и с запада на восток. Максимальный перепад глубин залегания находок составлял около 21 см с юга на север и до 28 см – с запада на восток. Исключение составляет профиль культурного слоя, зафиксированный в восточном экране стратиграфической бровки в центре раскопа, в котором культурный слой залегает субгоризонтально.
В северо-западном секторе раскопа В на участке квадратов А-Б/8’ было зафиксировано валообразное повышение поверхности культурного слоя шириной около 2 м и высотой до 20 см. Максимальной высоты такое возвышение достигало на квадрате Б/8’ и распространялось в южном направлении до квадрата Б/7’ включительно. Вероятно, это возвышение искусственное, результат деятельности обитателей стоянки. В пользу этого предположения свидетельствует расположение на данном участке групп костей мамонта, которые могут относиться к перекрытию углубленного объекта.
В целом распределение археологического материала на площади раскопа В подчиняется следующим закономерностям. Вся площадь раскопа В делится на две части по признаку соотношения объемов костного угля, расщепленного кремня и фаунистического материала. Одна часть раскопа была занята крупным скоплением костного угля и золы, в толще которого залегали кости животных, а также предметы из расщепленного кремня. Это скопление занимало квадраты В-Д/6’–8’, заходя на квадраты В/5’ и Д/5’, частично – Б/5’ и Б/7’. В толще углистозолистого скопления по всей площади его распространения были зафиксированы вкрапления охры красного цвета, особенно многочисленные на квадратах Г-Д/6’–8’. Границы названного скопления имели неровные и частично рваные очертания. Мощность скопления составляет от 2 до 3 см.
Костные останки животных были обнаружены на всех квадратах раскопа, однако максимальная плотность их залегания была зафиксирована на площади второй части раскопа, занимавшей квадраты А-Б/5’–8’, а также частично – квадраты В-Д/5’ и В/8’. Максимальная плотность костных остатков на площади раскопа В фактически совпадает с периферией костно-углистого скопления, частично погружаясь в него. Большинство костей животных принадлежат мамонту. Зафиксированы также единичные кости птиц и метаподий волка (предварительное определение Е. Н. Мащенко).
Женская статуэтка, найденная в 2016 г., залегала в культурном слое непосредственно на древней дневной поверхности, интенсивно окрашенной охрой, на квадрате А/8’ раскопа В (рис. 4). Фигурка лежала на спине, с наклоном на правый бок, головой на запад. Она распалась на фрагменты по внутренним трещинам: верхняя часть – голова, плечи и предплечья; средняя – область грудей и живота; нижняя – ноги, распавшиеся на две части, бедренную и голени. Частично статуэтка была окрашена охрой. Особенно выделяется полоска охры, протянувшаяся по правой стороне от макушки головы до голени правой ноги. Такого рода окрашенность свидетельствует о том, что охра попала в культурный слой после того, как в него была помещена статуэтка. В непосредственной близости от фигурки находилось скопление крупных кремневых пластин, а также фрагменты костей мамонта, также окрашенные минеральной краской. К юго-востоку от статуэтки была зафиксирована группа преднамеренно уложенных костей мамонта, в которую входила пара лопаток, бивень и позвонок с сохранившимся остистым отростком (рис. 5). Под ним залегал черешковый наконечник, вырезанный из бивня. Судя по положению лопаток и бивня мамонта, эта группа костей перекрывает яму, входящую в изучаемый в настоящее время комплекс

Рис. 4. Хотылёво 2. Пункт В. Расчищенный культурный слой на кв. А-Б/8’. Красной стрелкой показано местоположение женской статуэтки. Фото. Вид с севера объектов. С северной стороны от лопаток была обнаружена крупная трубчатая кость мамонта, вкопанная в грунт.
В процессе расчистки и извлечения из грунта целостность статуэтки была нарушена. Кроме того, в процессе высыхания началось расслоение по структуре бивня. Е. Н. Мащенко было принято решение провести полевую консервацию – под рукой оказался клей Eltitan, который закрепил рассыпающиеся фрагменты и впоследствии был успешно удален с применением 96%-ного этилового спирта и ацетона. Расчистка фигурки от грунта выявила наличие трещин, по которым она расслоилась на пять крупных фрагментов (голова с шеей, торс, таз, две ноги ниже колен) и несколько мелких. В лабораторных условиях пропитка очищенных от механических загрязнений фрагментов производилась 5 %-ным раствором Paraloid B-72 в этиловом спирте. Впоследствии все выявленные части статуэтки были склеены клеем на базе 20%-ного раствора Paraloid B-72 в ацетоне. Лабораторные работы проводились С. Ю. Львом совместно с О. В. Жмур.
Археологический контекст статуэтки 2016 г. практически идентичен контексту первой хотылёвской фигурки, обнаруженной во время раскопок Ф. М. Завер-няева первого комплекса археологических объектов на участке пункта А ( Гаврилов , 2015). Идентичными являются и позы этих статуэток, достаточно резко отличающие их от другой, «сидящей», хотылёвской статуэтки, также найденной Ф. М. Заверняевым и являющейся аналогом «сидящей» статуэтки из стоянки Павлов I. В результате мы можем утверждать, что женские статуэтки из бивня мамонта, найденные за все годы раскопок Хотылёво 2, могут быть разделены на две

Рис. 5. Хотылёво 2. Пункт В. Общий план кв. А/8’. Стрелкой указано местоположение женской статуэтки группы, соответствующие условно «хотылёвскому» (беременные «стоящие») и «павловскому» (тучные «сидящие») канонам построения фигуры. В данном случае подразумевается не технологичская схема, а иконография женского образа.
Если же учесть пропорции фигур, изображенных на двойной статуэтке, можно констатировать присутствие среди мелкой пластики Хотылёво 2 еще одного, «костенковского», канона ( Гаврилов , 2012). Таким образом, Хотылёвская стоянка характеризуется значительным разнообразием антропоморфных изображений, сопоставимым с разнообразием мелкой пластики опорных памятников восточноевропейского граветта на Русской равнине.
Список литературы Палеолитическая Даная: шедевр из раскопок Хотылёво 2, 2016 г
- Гаврилов К. Н., 2012. Двойная статуэтка из раскопок стоянки Хотылёво 2: контекст, иконография, композиция//SP. № 1. С. 279-292.
- Гаврилов К. Н., 2015. Археологический контекст антропоморфной скульптуры стоянки Хотылёво 2//Вестник Дагестанского научного центра РАН. № 58. С. 49-59.
- Gavrilov K. N., Voskresenskaya E. V., Maschenko E. N., Douka K., 2015. East Gravettian Khotylevo 2 site: Stratigraphy, archeozoology, and spatial organization of the cultural layer at the newly explored area of the site//QI. Vol. 359-360. P. 335-346.