Палеопатологическая характеристика нижней челюсти из верхнепалеолитического местонахождения Афонтова Гора II

Бесплатный доступ

Работа посвящена результатам палеопатологического изучения нижней челюсти девушки, обнаруженной на палеолитическом местонахождении Афонтова Гора II в Красноярском крае. Были изучены патологии зубной системы и проведено антропоскопическое обследование рельефа внешней поверхности костной ткани. Результаты одонтологического анализа позволили в первом приближении реконструировать состав диеты погребенной, который характеризовался низким уровнем углеводов и высоким содержанием животного протеина. Выявленные в результате остеологического анализа патологические изменения на костных фрагментах позволили предположить наличие у изучаемого индивида проблем с иммунитетом, связанных с наследственным фактором. Они могли стать причиной ямочной гипоплазии эмали постоянных зубов, наблюдаемой у погребенной, и предполагаемого на основании остеологических данных хронического воспаления слюнных желез (сиалоаденита).

Еще

Афонтова гора ii, верхний палеолит, сиалоаденит, палеопатология, гипоплазия эмали

Короткий адрес: https://sciup.org/14522348

IDR: 14522348

Текст научной статьи Палеопатологическая характеристика нижней челюсти из верхнепалеолитического местонахождения Афонтова Гора II

В работе представлены новые результаты палеоантропологического изучения нижней челюсти, обнаруженной в 2014 г. на верхнепалеолитической стоянке Афонтова Гора II. Челюсть датируется в пределах хронологического периода 15–11 тыс. л.н. Археологический слой, в котором она залегала, относится к афонтовской культуре [Деревянко и др., 2014].

Результаты предыдущих исследований позволили определить, что челюсть принадлежала женщине в возрасте 14–15 лет, и ее остеологические характеристики типичны для человека современного вида. Размеры обсуждаемой находки ближе к современным подросткам аналогичного биологического возраста, чем к верхнепалеолитическим образцам [Чикишева и др., 2016].

В комплексе с нижней челюстью было обнаружено пять зубов, на основании анализа морфологических особенностей которых был выделен южносибирский одонтологический комплекс эпохи верхнего палеолита. Он представляет собой автохтонную для южной части Западной Сибири антропологическую формацию, и главной его особенностью является отсутствие морфологической дифференцированности по отношению к современным одонтологическим комплексам западного и восточного ствола.

Целью настоящей работы является описание и интерпретация патологических характеристик нижней челюсти Афонтова Гора-2. Предлагаемые к обсуждению данные могут быть использованы для реконструкции образа жизни девушки, которой принадлежала челюсть, и ее адаптивного статуса.

Для каждого костного фрагмента было проведено антропоскопическое обследование, учитывавшее соответствие характеристик изучаемой челюсти анатомической норме, особенности развития рельефа в местах прикрепления мышц. С целью выявления возможных васкулярных реакций, которые могли бы свидетельствовать о наличии патологии, анализировалось строение внешней поверхности костной ткани.

Одонтологические находки были обследованы на предмет наличия на них травматических повреждений, кариеса, зубного камня и гипоплазии эмали. Первые три показателя являются индикаторами состава диеты [Бужилова, 2005, с. 43–52], последний – маркером метаболических нарушений различной этиологии [Грошиков, 1985, с. 39–45].

Набор маркеров палеодиеты на нижней челюсти Афонтова Гора-2 типичен для охотников-собирателей эпохи верхнего палеолита. На сохранившихся зубах отсутствует кариес, отложения зубного камня незначительны по объему и локализованы в труднодоступных участках зубной системы, самоочистка которых в результате употребления жесткой, плохо обработанной пищи затруднительна. На премоляре очень умеренные его следы зафиксированы в области прилегания мягких тканей на лингвальной и вестибулярной сторонах зуба, на молярах небольшие отложения наблюдаются на межзубных поверхностях, прилежащих к контактным фасеткам. В комплексе это свидетельствует о низкоуглеводной диете с преобладанием мясной пищи в рационе. Прижизненные сколы эмали зубов отсутствуют, также отсутствуют свидетельства использования зубов в хозяйственной деятельности.

Интерес вызывают гипопластические поражения в виде множественных небольших ямок, наблюдаемые на всех пяти зубах Дефекты коронки имеют форму полукруглых углублений, покрытых эмалью. На премоляре они фиксируются на всей лингвальной поверхности коронки. Область поражения начинается на уровне режущего края и заканчивается на верхнем крае шейки зуба, в месте его сужения. С вестибулярной стороны пораженные участки расположены в мезио-вестибулярном и дисто-вестибулярном отделах, центральная часть вестибулярной стороны имеет нормальную эмаль.

На первых молярах гипоплазия локализуется на лингвальной стороне коронки, на уровне 2–3 мм от жевательной плоскости метаконида. Серьезные дефекты наблюдаются на вторых нижних молярах, особенно на левом, где ямки наблюдаются на всей жевательной поверхности, лингвальной и вестибулярной стенках коронки. Самые сильные пораже-

Рис. 1. Левый второй моляр с гипоплазией на жевательной поверхности протоконида и вестибулярной стенке гипоконида (дистальная норма).

ния зафиксированы на протокониде и гипокониде (рис. 1). Цвет эмалевого покрова в области поражений не изменен, его поверхность гладкая. Патологической стертости не наблюдается. Срок формирования гипопластических повреждений соответствует возрастному интервалу от 0–6 месяцев до 6,5–7,0 лет [Goodman, Armelagos, Rose, 1989].

В палеоантропологических исследованиях гипоплазия эмали рассматривается как порок развития, вызванный пищевыми стрессами [Goodman, Rose, 1991]. Однако в качестве маркера стресса может рассматриваться только линейная гипоплазия эмали. Точечная или ямочная гипоплазия является наследуемой патологией, которая может иметь как самостоятельный статус, так и быть ассоциированной с другими наследственными заболеваниями. Она может наследоваться как сце-пленно с полом, так и по аутосомно-доминантному или аутосомно-рецессивному типу [Беляков, 1993; Акуленко и др., 2009; Персин, Елизарова, Дьякова, 2003, с. 139–146]. Клиническая форма поражений, наблюдаемых у девушки из Афонтовой Горы, в большей степени соответствует формам с аутосомным типом наследования [Персин, Елизарова, Дьякова, 2003, с. 153].

Среди вероятных патологических изменений на костных фрагментах из Афонтовой Горы, прежде всего, отметим асимметрию в развитии подъязычных ямок (fovea sublingualis) – мест прилега-

Рис. 2. Правая ветвь нижней челюсти со следами реактивных изменений.

ния подъязычных слюнных желез. Ямка на правой половине челюсти заметно шире и глубже, чем на левой, и на ее поверхности заметны следы воспаления в виде небольшой порозности. Поднижнечелюстная ямка (fovea submandibularis), которая также является местом прилегания одной из слюнных желез (поднижнечелюстной), имеет следы порозности на обеих половинах челюсти. Такая реакция костной ткани может быть связана с воспалением слюнных желез, называемым в современной медицине сиалоаденитом.

Результаты обследования позволяют предполагать, что сиалоаденит спровоцировал также воспалительный процесс у «истока» правой челюстно-подъязычной мышцы. Об этом свидетельствуют следы порозности на участке челюстноподъязычной линии правой стороны челюсти (linea mylohyoidea) – в месте прикрепления челюстноподъязычной мышцы (m. mylohyoideus), примыкающем к поднижнечелюстной ямке.

Наружная поверхность обеих ветвей челюсти видоизменена. Она покрыта чешуйчатыми наплывами костной ткани (рис. 2). Принимая во внимание изменения реактивного характера в местах прилегания к внутренней поверхности челюсти подъязычных и поднижнечелюстных слюнных желез, мы предположили, что воспалительный процесс, вызванный сиалоаденитом, распространился также и на околоушные железы. Они располагаются на боковой поверхности нижней челюсти у заднего края жевательной мышцы. Возможно, что именно это стало причиной смерти индивида, в противном случае, учитывая его молодой возраст, можно было предполагать быструю физиологическую регенерацию костной ткани после излечения воспалительного процесса.

Причины воспаления слюнных желез могли иметь двоякую природу. Острые формы этого заболевания обычно вызываются травмами, слюнокаменной болезнью или инфекциями [Персин, Елизарова, Дьякова, 2003, с. 247–258]. Однако в некоторых случаях причиной сиалоаденита становится первичное аутоимунное расстройство, связанное с наследственным фактором [Щербина, Косачева, Румянцев, 2010]. В условиях палеоантропологического исследования крайне сложно найти обоснование какому-либо из вариантов, поскольку при отсутствии мягких тканей даже сам диагноз сиалоаденита остается в значительной мере гипотетическим. Однако комбинация вероятного системного поражения желез с несовершенным амелогенезом (гипоплазией эмали), начальные проявления которого формируются в период прекращения защиты организма ребенка материнским иммунитетом, на наш взгляд может свидетельствовать о наличии у девушки из Афонтовой Горы врожденных нарушений иммунной системы.

Результаты антропоскопического обследования нижней челюсти девушки, обнаруженной на палеолитическом местонахождении Афонтова Гора II, позволили сделать вывод о низком содержании углеводов в рационе ее питания и о наличии у нее наследственного нарушения метаболизма, спровоцировавшего ямочную гипоплазию эмали постоянных зубов. Распределение патологических изменений на костных фрагментах позволяет также гипотетически предполагать наличие хронического воспаления слюнных желез (сиалоаденита) и первичного иммунодефицитного синдрома.

Список литературы Палеопатологическая характеристика нижней челюсти из верхнепалеолитического местонахождения Афонтова Гора II

  • Акуленко Л., Тактаров В., Петрин А., Ильяшенко Л., Захарова О., Богомазов Е. Медицинская и клиническая генетика для стоматологов: учебник для вузов. -М.: Гэотар-Медиа, 2009. -400 с.
  • Беляков Ю.А. Стоматологические проявления наследственных болезней и синдромов. -М.: Медицина, 1993. -256 с.
  • Бужилова А.П. Homo sapiens: История болезни. -М.: Языки славянской культуры, 2005. -320 с.
  • Грошиков М.И. Некариозные поражения тканей зуба. -М.: Медицина, 1985. -176 с.
  • Деревянко А.П., Славинский B.C., Чикишева Т. А., Зубова А.В., Слепченко С.М., Зольников И.Д., Лысенко Д.Н., Дроздов Н.И., Цыбанков А.А., Деев Е.В., Рыбалко А.Г., Стасюк И.В., Харевич В.М., Артемьев Е.В., Галухин Л.Л., Богданов Е.С., Степанов Н.С., Дудко А.А., Ломов П.К. Новые антропологические находки эпохи палеолита со стоянки Афонтова Гора II (предварительное описание, краткий стратиграфический и археологический контекст)//Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. -Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2014. -Т. ХХ. -С. 431-434.
  • Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. -М.: Медицина, 2003. -640 с.
  • Чикишева Т.А., Слепченко С.М., Зубова А.В., Славинский В. С., Цыбанков А. А., Дроздов Н.И., Лысенко Д.Н. Антропологическая характеристика нижней челюсти и первого шейного позвонка (атланта) с местонахождения Афонтова Гора II//Археология, этнография и антропология Евразии. -2016. -Т. 44, № 3. -С. 150-157.
  • Щербина А.Ю., Косачева Т.Г., Румянцев А.Г. Первичные иммунодефицитные состояния: вопросы диагностики и лечения//Вопр. гематологии, онкологии и иммунопатологии в педиатрии. -2010. -Т. 9, № 2. -С. 23-31.
  • Goodman A.H., Armelagos G.J., Rose J.C. Enamel hypoplasias as indicator of stress in three prehistoric populations from Illinois//Human Biology. -1989. -N. 52. -P. 515-528.
  • Goodman A.H., Rose J.C. Dental enamel hypoplasias as indicator of nutritional status//Advances in Dental Anthropology/eds. M.A. Keeley, N.Y. Larsen. -Wiley Liss., 1991. -P. 279-294.
Еще
Статья научная