Памяти Юрия Израилевича Гренберга
Автор: Бурый В.П.
Журнал: Художественное наследие. Исследования. Реставрация. Хранение @journal-gosniir
Статья в выпуске: 3 (11), 2024 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/170207367
IDR: 170207367
Текст краткого сообщения Памяти Юрия Израилевича Гренберга
Он был старше меня по возрасту, ярче как личность, масштабнее как ученый. Когда я появился во ВЦНИЛКР в 1971 году, я был начинающим реставратором-практиком и, по существу, понятия не имел о содержании настоящей научной деятельности. Постепенно у меня вырисовывались представления об уровне специалистов, которые окружали на новом месте работы. И в первую очередь я должен упомянуть Ю. И. Гренберга, Г. А. Кошеленко, Л. А. Лелекова, В. В. Филатова, Г. З. Быкову, А. В. Иванову.
Я сразу был поражен глубиной и обстоятельностью научных публикаций Юрия Израилевича. Он взял на себя большой труд: проработку и систематизацию накопившихся сведений о технике и технологии различных родов живописи, а также о сложившихся методах их исследования. И он делал эту работу много лет, фактически посвятил ей всю свою жизнь. Теперь уже становится ясно: это был огромный подвижнический труд… Много поколений художников и реставраторов будут обращаться к его книгам и статьям, черпая в них факты, всесторонне исследованные и аргументированно изложенные.
Во ВЦНИЛКР — ВНИИР многие отделы (в том числе и наш — монументальный) были разбросаны по Москве, профессиональные контакты были затруднены. И впечатление о Юрии Израилевиче как о личности и ученом сложилось у меня не сразу. Читая его публикации, я ощущал, что это целостный и непреклонный в достижении своих научных целей человек. Комплексное и доскональное исследование какой-либо проблемы или какого-либо объекта было характерно для него — достаточно назвать живопись церкви Рождества Богородицы в армянской Ахтале, фрагменты росписей XI века «Константин и Елена» в Софийском соборе Великого Новгорода и других памятников. Мне довелось быть с Юрием Израилевичем в многодневной командировке в Болгарии в 1984 году. Осталось впечатление о поездке как простом и светлом событии, и не в последнюю очередь это впечатление сложилось потому, что рядом был Юрий Израилевич Гренберг.