Памяти Роберта Хоуса Бартлетта (8 мая 1939 г. – 20 октября 2025 г.)
Автор: Сойнов И.А., Корнилов И.А.
Журнал: Патология кровообращения и кардиохирургия @journal-meshalkin
Рубрика: Персона
Статья в выпуске: 3 т.29, 2025 года.
Бесплатный доступ
Роберт Хоус Бартлетт (1939 – 2025) – выдающийся американский хирург и ученый, признанный во всем мире как «отец ЭКМО» (экстракорпоральная мембранная оксигенация). Его клиническая и исследовательская деятельность внесла революционные изменения в интенсивную терапию и хирургическую практику, обеспечив спасение более 100 000 жизней во всем мире. Начав работу над улучшением мембранных легких в начале 1970-х гг., Бартлетт добился первых успешных клинических применений ЭКМО у взрослых и новорожденных. В 1989 г. он основал международную организацию ELSO, которая сегодня объединяет более 750 медицинских центров в 66 странах. Его научные проекты непрерывно финансировались Национальными институтами здоровья США в течение 54 лет – уникальный рекорд в истории медицинской науки. Также доктор Бартлетт был выдающимся наставником, гуманистом и культурным деятелем. Его наследие продолжает определять стандарты медицинской помощи в критических ситуациях и вдохновлять новое поколение врачей.
ЭКМО, Роберт Х. Бартлетт, интенсивная терапия, история медицины
Короткий адрес: https://sciup.org/142246415
IDR: 142246415 | DOI: 10.21688/1681-3472-2025-3-69-71
Текст научной статьи Памяти Роберта Хоуса Бартлетта (8 мая 1939 г. – 20 октября 2025 г.)
И.А. Сойнов, И.А. Корнилов,
In Memoriam: Robert Hawes Bartlett (8 May 1939 – 20 October 2025)
Ilya A. Soynov1, Igor A. Kornilov2
Corresponding author:
Received 5 November 2025. Revised 10 November 2025.
Accepted 12 November 2025.
How to cite: Soynov I.A., Kornilov I.A. In Memoriam: Robert Hawes Bartlett (8 May 1939 – 20 October 2025). Patologiya krovoobrashcheniya i kardiokhirurgiya = Circulation Pathology and Cardiac Surgery .
2025;29(3):69-71. (In Russ.)
Funding
The study did not have sponsorship.
Conflict of interest
The authors declare no conflict of interest.
Contribution of the authors
All authors made a substantial contribution to the conception of the work, acquisition, analysis, interpretation of data for the work, drafting and revising the work, final approval of the version to be published and agree to be accountable for all aspects of the work.
I.A. Soynov,
I.A. Kornilov,
¹ Meshalkin National Medical Research Center, Novosibirsk, Russian Federation ² Milton S. Hershey Medical Center, Penn State University College of Medicine, Hershey, PA, USA
Без доктора Бартлетта не было бы ЭКМО. Элизабет Марингер, член правления ELSO
Роберт Хоус Бартлетт (Источник:
20 октября 2025 г. мир медицины потерял одного из своих великих новаторов – доктора Роберта Хоуса Бартлетта, человека, которого во всех уголках планеты называют отцом ЭКМО (экстракорпоральной мембранной оксигенации). Его научная работа и клиническая практика напрямую спасли жизни более чем 100 000 пациентов во всем мире – от недоношенных младенцев до пожилых людей с тяжелой сердечно-легочной недостаточностью.
Ранние годы и образование
Роберт Х. Бартлетт родился 8 мая 1939 г. в Анн-Арборе, штат Мичиган. После окончания средней школы он поступил в Колледж Олбион в Мичигане, где в 1960 г. получил степень бакалавра. Его блестящая учеба и целеустремленность привели его в Медицинскую школу Мичиганского университета, которую он окончил с отличием в 1963 г.
Свою хирургическую подготовку он проходил в знаменитых больницах Peter Bent Brigham и Children’s Hospitals в Бостоне, Массачусетс. Уже на этом этапе его энергия и организаторские способности привели к тому, что он занимал ключевые посты: главный резидент по торакальной хирургии, учебный стипендиат Артура Трейси Кабота, стипендиат Гарви Кушинга и участник программы Национальных институтов здоровья США (NIH) по академической хирургии в Гарвардской медицинской школе.
Рождение дела жизни – ЭКМО
История ЭКМО в жизни Бартлетта началась с короткой фразы его наставника, профессора Роберта Э. Гросса, который, выслушав вопрос молодого хирурга о возможном улучшении мембранных легких, сказал: «Может быть, вам стоит над этим поработать».
Бартлетт воспринял эти слова как вызов и начал системную работу над совершенствованием технологий продолжительной экстракорпоральной поддержки сердечно-легочной функции.
В 1970 г. он переехал в Калифорнию в университет в Ирвайне (UCI), где стал ассистентом директора хирургической службы и директором ожогового центра. Здесь его исследования получили новый импульс. В 1971 г. в научной литературе был описан первый случай успешного применения ЭКМО у взрослого пациента. Через четыре года, в 1975 г., на ЭКМО была спасена первая новорожденная девочка [1]. За необыкновенную историю выживания медсестры ей дали имя Эсперанса («Надежда») [2].
Научный прорыв и непрерывная поддержка NIH
В 1971 г. исследования Бартлетта получили финансирование от Национальных институтов здоровья США (NIH) – первый грант был посвящен демонстрации возможности длительной экстракорпоральной циркуляции с использованием мембранного легкого в течение нескольких суток. Уникально то, что NIH продолжали финансировать его проекты непрерывно на протяжении 54 лет – рекордный срок в истории медицинских исследований.
Возвращение в Мичиган и создание ELSO
В 1980 г. доктор Бартлетт вернулся в родной Мичиганский университет, привезя с собой свою команду, чтобы основать лабораторию экстракорпорального жизнеобеспечения (ECLS). Лаборатория и сегодня остается активной, ежегодно обучая до 100 студентов, ординаторов и исследователей [2].
В 1989 г. он основал Extracorporeal Life Support Organization (ELSO) – мировое сообщество специалистов по ЭКМО. Его миссия заключалась в объединении ученых и врачей, обмене знаниями, стимулировании исследований и развитии технологий. Сегодня в ELSO входят около 750 центров в 66 странах, которые ежегодно проводят конференции и научные встречи, поддерживая глобальное сотрудничество [3].
Международное признание
За свою карьеру доктор Бартлетт получил высшие медицинские награды:
-
• медаль за научные достижения Американской хирургической ассоциации (2002 г., всего 30 лауреатов с 1970 г.);
-
• премия Джейкобсона Американского колледжа хирургов за инновации в хирургии;
-
• медаль особого признания Национальной академии хирургии Франции;
-
• премия Эрла Баккена за научные достижения от Общества торакальных хирургов;
-
• премия за пожизненные достижения от Общества медицины критических состояний (2019 г.) и ASAIO (American Society for Artificial Internal Organs, «Американское общество по искусственным органам») (2024 г.);
-
• медаль Лэдда и премия Роберта Гросса от Американской академии педиатрии и Американской педиатрической хирургической ассоциации.
В 2003 г. он был избран в Институт медицины США, а в 2024 г. получил особую награду ELSO – Gibbon’s Challenge Fulfilled, всего один раз врученную в истории организации.
Личность и увлечения
Доктор Бартлетт был не только выдающимся врачом и ученым, но и гуманистом, наставником и культурным деятелем. Он сознательно отказывался от патентов на собственные изобретения, считая, что такие технологии должны служить на благо всего человечества без коммерческих ограничений.
Его жизнь вне медицины была наполнена спортом, искусством и путешествиями. Он играл в хоккей, занимался парусным спортом (особенно на любимых островах Сан-Хуан), виртуозно владел контрабасом, был соучредителем оркестра Life Sciences Университета Мичигана. Он писал художественные романы и научные статьи, поддерживал студенческие инициативы вроде знаменитого юмористического шоу Galens Smoker.
Доктор Бартлетт с женой Вандой воспитал троих детей. Он был предан университетскому городку Анн-Арбор, болел за команды Мичигана, посещал концерты Музыкального общества и участвовал в культурной жизни города.
Наследие
Мир медицины навсегда запомнит доктора Роберта Х. Бартлетта как человека, изменившего ход истории интенсивной терапии. Он оставил после себя не только научные разработки и глобальные организации ELSO, но и поколение учеников, вдохновленных его примером [4].
Его труды продолжают спасать жизни каждый день, а его имя будет произноситься с благодарностью в реанимациях и операционных во всем мире. Он был источником знаний, оптимизма и глубокого уважения к человеческой жизни.