Памятник периода палеометалла на северном побережье Западной Явы
Автор: Йондри Л., Табарев А.В., Попов А.Н., Тривурджани Р., Умар Д.Й.Й., Таниарди П.Н., Сусиловати Н.
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Эпоха палеометалла
Статья в выпуске: 3 т.52, 2024 года.
Бесплатный доступ
Исследование посвящено ранним поселениям на северном побережье о-ва Ява, связанным с влиянием австронезийской культуры. Публикуются материалы памятника Субангларанг в районе Бинонг регентства Субанг. С геологической точки зрения, в период 2 000-1 000 л.н. территория этого памятника была частью береговой линии на северном побережье Западной Явы и располагалась на высоте более 5 м над ур. м. В результате обследований в 2013 г. и раскопок в 2016 и 2018 гг. здесь обнаружено пять захоронений. На основании найденных в них фрагментов красноглиняной керамики, кирок, бусин различных форм и размеров, металлических предметов вооружения памятник датирован периодом палеометалла. Выявлены артефакты, аналогичные изделиям ранних австронезийцев. Анализ разнообразных бусин с поселения Субангларанг дал основание для вывода о торгово-обменных связях его обитателей с внешним миром. Дальнейшие раскопки на северном побережье Западной Явы позволят получить более полное представление о жизни в период палеометалла в этом месте.
Западная ява, прибрежное поселение субангларанг, период палеометалла, культура, торговые связи
Короткий адрес: https://sciup.org/145147202
IDR: 145147202 | УДК: 902/904"634"(910-Я6а) | DOI: 10.17746/1563-0102.2024.52.3.075-081
Текст научной статьи Памятник периода палеометалла на северном побережье Западной Явы
Памятник Субангларанг находится в районе Бинонг, примерно в 20 км к северу от г. Субанг, на берегу ручья Чиджати в невысокой холмистой местности регентства Субанг. Это регентство пересекается тремя крупными речными потоками Чиламая, Чиасем и Чипунегара, которые текут к северному побережью Явы. Чиджати – один из притоков р. Чиасем [Silitonga, 1973]. Регион Субанг является частью северного побережья Западной Явы и по административному делению включен в Джакар- ту-Чиребон. Аллювиальные отложения, материал которых поступает с гор Южного Бандунга [Bemmelen, 1949, р. 28], обусловливают морфологию региона, где можно выделить три типа ландшафта: прибрежные и заболоченные равнины, низкие поймы. Уклон поверхности здесь 0–2,4 %, высота 0–4,8 м над ур. м. Основная растительность – мангровые заросли и кокосовые пальмы. Болотистая местность подвергается воздействию морских приливов и не заселена. Территория пойм распространяется по течению р. Чиламая на западе, р. Чиасем в середине и р. Чипунегара на востоке. Деревни разбро-
саны в нескольких местах вдоль этих рек и их притоков, а также вдоль оросительных каналов. Река Чиасем впадает в одноименный залив Яванского моря в восточной части Бланакана [Armin et al., 1980, h. 3–4].
Возможность существования поселения Субангларанг на северном побережье Западной Явы в прошлом, особенно в период 5 000– 1 000 л.н., подтверждается реконструкцией изменений береговой линии (рис. 1) на основании данных, полученных по Общей батиметрической карте океанов (GEBCO) 2014 г. с пространственным разрешением 15 м. С помощью программного обеспечения Global Mapper series 17 и ArcGIS series 10.3 были определены геометрические параметры (координаты x , y и z ) для создания 3D-карты в формате цифровой модели рельефа (ЦМР). Затем карты ЦМР повторно обрабатывались с использованием метода нерегулярной триангуляционной сети для более точного анализа пространственных и высотных различий. Если обратиться к исследованию Л.Г. де Клерка [Klerk, 1983], где выполнено моделирование изменений береговой линии на основе ЦМР, можно увидеть их влияние на развитие береговой линии Западной Явы [Zaim, Hascaryo, 2021, h. 4–7].
Рис. 1. Расположение стоянки Субангларанг относительно береговой линии в северной части Западной Явы 2 000 ( 1 ) и 1 000 ( 2 ) л.н. (по: [Zaim, Hascaryo, 2021, h. 88]).
Судя по данным палеонтологических и археологических исследований, которые проводились в регентстве Субанг, находки были обнаружены в основном вдоль р. Чиасем: в верховьях – останки позвоночных [Mulyana, 2004, h. 9]; в нижнем течении – артефакты палеолитического облика, топоры и бронзовые барабаны [Armin et al., 1980, h. 8; Herlina et al., 2020, h. 11], а также фрагменты керамики и бусины, которые местами оказались на поверхности в результате сельскохозяйственной деятельности [Yondri, 2016, h. 35]. Выбор места поселения в прошлом производился не случайным образом, а согласно культурно-хозяйственным традициям. В археологии они обозначаются термином «поселенческая модель», включающим материальные остатки и свидетельства взаимодействий сообществ в пределах определенного региона [Hodder, Orton, 1976, р. 33]. Эти данные используются для интерпретации контактов взаимозависимых местных групп людей в прошлом [Hirst, 2020].
Методы исследования
Данные, используемые в настоящей статье, получены в результате археологических исследований памятника Субангларанг и его окрестностей в 2013 г. совместной группой учреждения культуры правительства Западной Явы, Археологического управления Западной Явы и Управления охраны культурного наследия Бантена [Yondri, 2013, h. 1]; обследования и раскопок на территории Субангларанг, осуществленных в 2016 г. совместной группой Учреждения культуры правительства регентства Субанг и Археологического управления Западной Явы [Yondri, 2016, h. 2]; а также анализа материалов раскопок, проведенных сотрудниками Археологического управления Западной Явы [Ramadhani, 2019, h. 12; Yondri, 2018, h. 5]. Полученные данные включают информацию о размерах, типах и технологии производства артефактов, хронологию заселения и параметры окружающей среды в районе Субангларанг.
Планиграфический анализ проводился с учетом динамики уровня моря на северном побережье Западной Явы, реконструированной геологической группой в ходе моделирования изменения береговой линии в позднем голоцене [Zaim, Hascaryo, 2021, h. 4]. Анализ артефактов включал определение технологии производства, типологии и частоты встречаемости в контексте особенностей и интенсивности заселения этой территории. Назначение памятника устанавливалось на основе идентификации культурных групп, населявших стоянки, изучения материалов каждого объекта, а также хронологических данных. Последующая интерпретация данных проходила в несколько этапов с разработкой гипотез, основанных на взаимосвязан- ных закономерностях расположения стоянок, природных ресурсах, характеристиках находок, а также морфологии и функции каждого участка. Эти данные позволяют реконструировать культурно-хозяйственный тип обитателей стоянок и их представления о физической среде вокруг основного поселения.
Археологические находки с памятника Субангларанг
Археологические находки с поселения Субангларанг стали предметом обсуждения индонезийских и российских ученых во время визита последних в 2019 г. в рамках программы научных связей и совместных публикаций (см., напр.: [Нестеркина и др., 2022, с. 46]). В ходе раскопок были найдены как артефакты, так и антропологические материалы. Обнаружено пять человеческих скелетов: два в 2016 г., три и часть челюсти в 2018 г. По очередности обнаружения они получили индексы R.I, R.II … R.V. Скелет R.III – единственный анатомически полный. Он находился в горизонтальном положении и был ориентирован по линии ЮВ–СЗ [Yondri, 2013, h. 15; 2016, h. 24; 2018, h. 16].
Скелеты R.I, R.II располагались рядом друг с другом на расстоянии примерно 1 м, на одинаковой глубине ок. 70 см от современного уровня поверхности (рис. 2). Ко сти обоих были хрупкими. Костяки неполные, некоторые их части не обнаружены. Хорошо сохранились лишь бедренные и большеберцовые кости. Они лежали в анатомическом порядке и располагались по линии СЗ–ЮВ. Можно предположить, что это были первичные захоронения*. Тела находились в вытянутом положении на спине. Поверх большеберцовых костей R.I лежал керамический сосуд. С правой стороны R.II находился металлический нож (рис. 2).
Скелет R.III сохранился почти полностью, хотя кости были хрупкими. Отсутствовали фаланги, плюсневые и предплюсневые кости стоп. Погребенный был ориентирован головой на северо-запад (рис. 3). Вокруг черепа располагались предметы погребального инвентаря, например, над ним находилось металлическое оружие длиной 40 см и шириной на конце
Рис. 2. Скелеты R.I и R.II на глубине 70 см (по: [Yondri, 2016, h. 24]).
6 см. Кроме того, были найдены хаотично разбросанные бусины: золотые круглые, стеклянные одиночные и двойные круглые, а также многогранные из песчаника (рис. 4).
Скелет R.IV был представлен костями ног. Рядом с ними найдены металлические ножи и кирка, фрагменты керамики (см. рис. 3).
Скелет R.V располагался в ящике (SBLRG/1/10/ 2018). Он был хрупкий и неполный, состоял из бедренных, больше- и малоберцовых костей [Yondri, 2018, h. 57]. Наибольший интерес вызывает расположение скелетов R.III, R.IV ближе к поверхности, чем найденные ранее. Это может указывать на то, что данные захоронения были совершены позднее. Помимо золотых бусин в ходе раскопок обнаружены фрагмен- ты хрупких золотых пластин. Они найдены в ящике SBLRG 1/8/2018.
Золотые пластины ранее не встречались на доисторических памятниках в прибрежных районах
:люсть R
Керамика
R.IV
а мильныит,
1етадлическое
RSO Б^й
Металлическое оружие
ТГ*:-- т*'< '
б
Рис. 3. Скелеты R.III, R.IV ( а ) и фрагменты верхней челюсти R.V ( б ) на глубине 60 см (по: [Yondri, 2018, h. 68]).
Рис. 4. Бусины (по: [Yondri, 2018, h. 76]).
1–3 – золотые; 4 – глиняные; 5 , 6 , 11 – стеклянные; 7 – 9 – из песчаника; 10 , 12 – из сердолика.
Западной Явы: такие находки обнаружены только на стоянке Пасир-Ангин в округе Сибунгбуланг в регентстве Богор. Памятник расположен на небольшом холме высотой ок. 210 м над ур. м. к северу от р. Чиантен. Стоянка Пасир-Ангин исследовалась в 1970–1973, 1975 гг. группой Национального археологического исследовательского центра. В ходе раскопок были обнаружены артефакты из камня, железа, бронзы, глины, обсидиана и стекла (квадратные кирки, бронзовые и железные топоры, в т.ч. в форме птичьего хвоста, бронзовые стержни, наконечники копий, бронзовые, каменные и стеклянные бусины), а также керамика.
Другие артефакты, найденные при раскопках на памятнике Субангларанг в 2016 и 2018 гг., – это фрагменты терракоты, по которым сложно распознать форму сосуда, куски андезита и железного шлака (рис. 5, 6). Похоже, андезитовые камни были обработаны с целью придания им овальной или округлой формы. По следам, зафиксированным в средней части камней, можно предположить, что они использовались в качестве абразива или молотка при производстве гончарных изделий. Куски железного шлака черновато-коричневые, с полостями, образовавшимися при выходе пузырьков воздуха. Шлак очень тяжелый, что указывает на наличие железа в его составе. Железные шлаки также были обнаружены при осмотре поверхности. Они являются отходами производства железа на данной территории [Yondri, 2016, h. 48; 2018, h. 83].
В районе Субангларанг и его окрестностях жители находят бусины и керамику с 1970-х гг. Предметы
Рис. 5. Андезитовый камень со следами использования (по: [Yondri, 2018, h. 77]).
5 cм
Рис. 6. Железный шлак (по: [Yondri, 2018, h. 78]).
оказываются на поверхности в результате сельскохозяйственной деятельности и незаконных поисков кладов. Найденные золотые предметы часто продавались. Находки, не имеющие товарной ценности, – каменные браслеты и бусины, стекло, терракота, керамика, квадратные кирки, истертые бронзовые топоры – оставались у населения. Эти предметы были собраны г-ном Сонджая. Местная община создала Фонд Су-бангларанг для сохранения находок и памятника. С момента обнаружения в этом месте гробницы, которая, как полагают, принадлежит Най Субанг Ларанг, дочери Прабу Силиванги, поиски сокровищ прекратились. Местные жители ценят гробницу и считают, что все предметы, найденные ими во время работы на земле, принадлежали Най Субанг Ларанг. Они передают свои находки г-ну Сонджая на хранение.
Представительные коллекции Фонда Субангларанг включают керамическую посуду, каменные браслеты, кувшины, кирки, бронзовые топоры, а также бусины (1 569 экз.) различных форм, размеров и цветов. Вместе с артефактами, найденными в ходе раскопок 2013, 2016 и 2018 гг., в коллекции насчитывается 1 657 предметов, подразделенных на 22 категории [Ramadhani, 2019, h. 13; Yondri, 2018, h. 19; 2020, h. 58].
Памятник Субангларанг как зона торговых связей на северном побережье Западной Явы
Начиная с позднего доисторического периода территория Индонезии все чаще становилась ареной миграций людей, на что указывают артефакты, происходящие из разных регионов, в т.ч. и за пределами архипелага, возрастом от 1 000 до 2 000 лет. Возможно, это связано с расположением архипелага между двумя континентами, Азией и Австралией, и двумя океанами, Индийским и Тихим. В прошлом он был стратегически важным перекрестком торгово-обменных путей. В Индонезии, безусловно, существуют места, которые легко доступны и не представляют большого риска для высадки на берег, такие как северная прибрежная зона Западной Явы.
По результатам геологических исследований береговой линии, проведенных Я. Заимом и А.Т. Хаскарио [Zaim, Hascaryo, 2021, h. 4], на северном побережье Западной Явы зарегистрированы три ее изменения: 5 000, 2 000 и 1 000 л.н. В период 2 000–1 000 л.н. территория памятника Субангларанг находилась ближе к побережью. Сопоставление слоев почвы в раскопах 2018 г. с обнажениями на берегу р. Чиджати показало, что в прошлом это место являлось участком суши. Поэтому, вполне естественно, оно было использовано для поселения.
Возникает вопрос, кто жил в Субангларанге в прошлом. Анализ артефактов, найденных во время раскопок, а также хранящихся в Фонде Субангларанг, показал, что некоторые из них имеют характеристики, типичные для изделий австронезийской культуры, например кирки, красноглиняная керамика. Присутствие в материалах памятника костей и зубов свиньи свидетельствует о наличии домашних животных. По резуль- татам радиоуглеродного датирования возраст культурных остатков 1 854 ± 100 лет [Yondri, 2020, h. 8].
Некоторые специалисты пытались разработать теории о происхождении и распространении австронезийской культуры на основе типологии квадратных в плане кирок в материковой Азии и на азиатских островах. Сравнительный анализ выявил параллель между малайскими и индонезийскими рубящими орудиями. Это позволило предположить, что австронезийская культура зародилась в южной части Малайского полуострова [Duff, 1971, р. 145]. В.Г. Сольхейм предложил гипотезу распространения данной культуры, основанную на анализе керамических комплексов. Согласно ей, первоначальным ареалом были острова Палаван, Западное Борнео и Сулу, где найдена керамика пре-Са-Хюйнь-Каланай. Этот район заселялся с начала II в. до н.э. [Solheim, 1975, р. 146].
Присутствие основных характерных черт австронезийской культуры на памятнике Субангларанг связано с миграцией австронезийцев в доисторические времена на северное побережье Западной Явы. В этом отношении определенную информацию предоставляет разнообразие бусин, найденных в ходе археологических обследований, а также жителями на территории Субангларанга. Хотя лабораторный анализ не проводился, есть возможность сравнить их с подобными находками из различных мест Индонезии и с представленными в монографии «История бусин: от 30 000 г. до н.э. до настоящего времени» [Dubin, 1995, р. 112]. Можно отметить сходство некоторых бусин с памятника Субангларанг с золотыми бусинами периода ок. 200 г. из Греции, а желтоватые двухкамерные экземпляры (см. рис. 4, 3 ) по форме напоминают римские бусины 100 г. Образцы из драгоценных/ полудрагоценных камней (аметист, кварц, сердолик) и из кобальтового стекла похожи на бусины из материковой Азии. Как правило, бусины, использовавшиеся в Южной и Юго-Восточной Азии, были изготовлены в Индии примерно в эпоху раннего металла [Nasruddin, 2017, h. 18].
Что касается найденной на памятнике Субангла-ранг керамики, как простой, так и красноглиняной, а также квадратных кирок, которые являются продуктами производства носителей австронезийской культуры, то вплоть до последних исследований в регентстве Субанг не было обнаружено никаких следов изготовления подобных изделий.
Заключение
По результатам исследований можно сделать предварительный вывод о том, что поселение Субангларанг, расположеное у ручья Чиджати (приток р. Чиасем) на северном побережье Западной Явы, ранее нахо- дилось в прибрежной зоне. Мы полагаем, что данное место было заселено группой людей, образовавших общину, у которой сложилась погребальная традиция, сопровождавшаяся помещением в могилу металлических изделий, украшений и керамических сосудов.
По результатам абсолютного датирования двух скелетов, найденных в 2016 г. в слое почвы, который был стратиграфически почти однороден, мы определяем, что радиоуглеродный возраст находок составляет ок. 1 750 ± 70 лет. В те времена обитатели поселения имели связи с внешним миром в форме торговли и обмена, о чем свидетельствуют различные артефакты, происходящие не из Субангларанга, в т.ч. украшения, представленные бусинами, которые схожи с бусинами, произведенными в Юго-Восточной Азии, Персии, Риме и Европе.