Парадигма поствизантийской традиции региональных этносообществ Евразии: историко-философский аспект
Автор: Елдин Михаил Александрович
Журнал: Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования @jurnal-gumanitary
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 3 (43), 2018 года.
Бесплатный доступ
Введение. Изучение национальных культур самосознания и выработка продуктивного алгоритма к формированию диалога этносов является важнейшим трендом современных гуманитарных исследований. Цель статьи - интегрирование в теоретическом подходе аналитических концептов регионального развития моральных традиций социума на основе использования опыта предшествующих цивилизаций. Материалы и методы. Методологической основой данной работы выступают концепции о взаимодействии духовных ценностей, о системном характере механизмов преемственности, исторического и культурологического подходов, отраженных в трудах ученых по рассмотрению формирования традиций регионов. Решение поставленных задач достижимо при обращении к теоретическо-методологическому наследию византийской и русской парадигм философии. Результаты исследования. Содержание поствизантийской парадигмы традиций отличается от западной. Византийская культурная парадигма продолжила традицию древнегреческого наследия: эпохи гармонии при доминанте духовного порядка. В основе восточно-христианского мышления общества были традиционными постулатами правильного образа мышления и канонического человеческого существования две доминанаты - экономии и акривии (компромисса и нерушимости в канонах бытия, в зависимости от обстоятельств жизни). Когда этот порядок девальвируется (деградация империи и религиозной морали), в обществе трансформируются, а порой и фрагментируются принципы народно-культурной жизни, прежде всего нравственные составляющие культуры. Обсуждение и заключение. Наследие византийской цивилизации и ее неотъемлемый региональный компонент славянского ареала распространения этносов представляют особый интерес. Для сохранения социокультурного своеобразия цивилизации и государства вынуждены обращаться к адекватным ответам, основой которых выступают исторический опыт и социокультурные ценности. Каждая великая цивилизация укрепляется и развивается путем набора местных традиций в непрерывности диалога цивилизаций, обществ и культур.
Византия, славяне, традиция, религия, регион, культура, этнос, духовность, империя
Короткий адрес: https://sciup.org/147218333
IDR: 147218333 | DOI: 10.15507/2078-9823.043.018.201803.352-362
Список литературы Парадигма поствизантийской традиции региональных этносообществ Евразии: историко-философский аспект
- Бахлов И. В. От империи к федерации: историко-политический анализ трансформации имперских систем в федеративные. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2004. -635 с.
- Бычков В. В. 2000 лет христианской культуры.sub specie aesthetica: в 2 т. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь. Россия. -М.; СПб.: Университетская книга,1999. -527с.
- Владимиров В. В. Смысл русской жизни. -М.: Алгоритм, Эксмо, 2006. -544 с.
- Громов М. Н. Образы философов в Древней Руси. -М.: ИФ РАН, 2010. -190 с.
- Елдин М. А. Философские проблемы взаимодействия духовных традиций российских народов в Средневолжье//Историко-культурные аспекты развития полиэтничных регионов России: материалы Х Сафаргалиев. науч. чтений/МГУ им. Н. П. Огарева; . -Саранск: Тип. «Красный Октябрь», 2006. -С. 293.
- Иванов С. А. Византийское миссионерство. Можно ли сделать из варвара христианина? -М.: Языки славянской культуры, 2003. -376 с.
- Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. -М.: Алгоритм, 2015. -464 с.
- Кульпин Э. С. Золотая Орда: судьбы поколений/предисл. М. А. Усманова. -2-е изд., доп. -М.: Либроком, 2011. -192 с.
- Леонтьев К. Н. Избранное. -М.: Моск. рабочий; Рапогъ, 1993. -400 с.
- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. -М.: Наука, 1987. -327 с.
- Лурье С. В. От древнего Рима до России ХХ в.: преемственность имперской традиции//Общественные науки и современность, 1997. -№ 4. -С. 123-133.
- Маслин М. А. «Русская идея» и проблема возрождения российской государственности//Вестник МГУ. Сер. XII, Социально-политические исследования. -1993. -№ 5. -С. 25-29.
- Межуев В. М. Культура как предмет философского знания//В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М. С. Кагана. СПб.: Санкт-Петербург. филос. общество, 2001. -C. 150. (Сер. «Мыслители»).
- Митрохин Н. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. -2-е изд., испр. и доп. -М.: Нов. лит. обозрение, 2006. -Вып. 4. -656 с.
- Мочалов Е. В. Антропология всеединства в русской философии. -СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2006. -244с.
- Султанов Т. И. Чингиз-хан и Чингизиды. Судьба и власть. -М.: АСТ, 2006. -445 с.
- Традиции и наследие Христианского Востока: материалы междунар. конф./отв. ред.: Д. Е. Афиногенов, А. В. Муравьев. -М.: Индрик, 1996. -399 с.
- Хальбвакс М. Социальные классы и морфология/пер. с фр. А. Т. Бикбова, Н. А. Шматко; отв. ред., послеслов. А. Т. Бикбов; сост. биогр. очерк В. Карди. -М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2000. -509 с.
- Хвостова К. В. Византийская философия истории//Вопросы философии. -2009. -№ 5. -С. 150-161.
- Чиркович С. М. История сербов. -М.: Весь мир, 2009. -448 с.
- Шумихина Л. А. Русская духовность: в 3 т. -Екатеринбург: Изд-во Т. И. Возяковой, 2002. -Т. 1. -318 с.
- Becford J. A. The Return of Public Religion? A Critical Assessment of a Popular Claim//Nordic Journal of Religion and Society. -2010. -№ 2 (32). -P. 128-145.
- Nicephori Gregorae. Historia Byzantina. -. -Vol. III. -Р. 513-514.
- Izetbegovic A. Islamska Deklaracija. -Sarajevo, 1990. -127 р.