Парадокс "Илиады": взгляд на философские основания Гомера
Автор: Шевцов Сергей Павлович
Журнал: Schole. Философское антиковедение и классическая традиция @classics-nsu-schole
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 т.14, 2020 года.
Бесплатный доступ
Цель статьи - указать парадокс распространения гомеровского эпоса: он создается потомками ахейцев в изгнании спустя три или четыре века после Троянской войны, а получает распространение среди всего грекоязычного мира, то есть преимущественно среди тех, кто разрушил ахейскую цивилизацию и вынудил потомков героев отправиться в изгнание. Автор статьи ставит вопрос: почему греческие племена, которые вытеснили ахейцев и заняли их территорию, воспринимают рассказ о великом прошлом ахейцев как о своем? В качестве ответа предлагается версия, что «Илиада» содержит на глубоком уровне философскую идею единства мира без терминологической фиксации, но представленную как философско-правовая концепция ответственности за самостоятельное решение (свободную волю). Этот ответ основан на анализе длинных сравнений в «Илиаде» и случаев взаимоотношения людей и богов, принятия теми и другими решений по собственной воле.
Илиада, устная поэзия, неоанализ, длинные сравнения, свободная воля, философия гомера, право, концепт ответственности
Короткий адрес: https://sciup.org/147215858
IDR: 147215858
Список литературы Парадокс "Илиады": взгляд на философские основания Гомера
- Бониц, Г. (1878) О происхождении гомеровских поэм. Пер. А. Мейера. Одесса.
- Борхес, Х. Л. (1997) Сочинения в трех томах. 2 изд.; сост. Б. Дубина. Москва.
- Буркерт, В. (2004) Греческая религия: Архаика и классика. Перевод с нем. М. Витков-ской и В. Витковского. Санкт-Петербург.
- Гегель, Г.В.Ф. (1993) Лекции по истории философии, кн.1. Санкт-Петербург.
- Гиндин, Л. А., Цымбурский В. Л. (1996) Гомер и история Восточного Средиземноморья. Москва.
- Гордезиани, Р. В. (1978) Проблемы гомеровского эпоса. Тбилиси.
- Грант, М. (1998) Греческий мир в доклассическую эпоху. Пер. Т. Азаркович. Москва.
- Доддс, Е. Р. (2000) Греки и иррациональное. Пер. М. Л. Хорькова. Москва.
- Зайцев, А. И. (1990) «Древнегреческий героический эпос и «Илиада» Гомера», Гомер. Илиада. Ленинград, 395-416.
- Йегер, В. (2001) Пайдейя. Воспитание античного грека. Перевод А. И. Любжина. Т. 1. Москва.
- Лаптева, М. Ю. (2009) У истоков древнегреческой цивилизации: Иония XI-VI вв. до н.э. Санкт-Петербург.
- Лорд, А. (1994) Сказитель. Пер. Ю.А. Клейнера и Г.А. Левинтона. Москва.
- Лосев, А. Ф. (1960) Гомер. Москва.
- Надь, Г. (2002) Греческая мифология и поэтика. Пер. Н. П. Гринцера. Москва.
- Немировский, А. А. (2003) «Датировка Троянской войны в античной традиции: к легендарной хронологии «героического века» Эллады», Studia histórica. Vol. 3. Москва, 3-18.
- Ницше, Ф. (2012) Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 1/1: Рождение трагедии. Из наследия 1869 - 1873 гг. Москва.
- Отто, В. (2019) Греческие боги. Картина божественного в зеркале греческого духа. Пер. О. С. Ракитянской. Санкт-Петербург.
- Суриков, И. Е. (2017) «Молчат гробницы»?Археология античной Греции. Москва.
- Тронский, И. М. (1973) Вопросы языкового развития в античном обществе. Ленинград.
- Фрейденберг, О. М. (1946) «Происхождение эпического сравнения (на материале Илиады)», Труды юбилейной научной сессии ЛГУ. Секция филол. наук. Ленинград, 101-113.
- Шевцов, С. П. (2014) Метаморфозы права. Право и правовая традиция. Москва.