Пародия на символизм А. Блока в прозе Михаила Зощенко
Автор: Бао Тинтин
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Русская литература и литература народов России
Статья в выпуске: 2 (69), 2024 года.
Бесплатный доступ
В аналитической книге М. Зощенко «На переломе» А. Блок метафорично назван «печальным рыцарем», символизирующим кризис индивидуализма и образ «неживого человека». Эти характеристики затем пародируются в повести «М.П. Синягин (Воспоминания о Мишеле Синягине)», обозначают животное начало и безжизненность. Любопытно, что типы «зверя» и «неживого человека» парадоксально сплетены, совместимы с образами «мечтателя» и «лишнего человека». В повести мотивы забвения и памяти занимают важное место в описании душевной драмы интеллигента, причем они даны в экзистенциальной ситуации и в то время, когда в человеке проявлены «животное» и «неживое». Мотив любви является важным компонентом формирования сюжета. Герой под влиянием эстетики символизма А. Блока стремится к таинственности и иллюзорности любви, влюбляясь в Симочку и Изабеллу, которые символизируют Незнакомку и Прекрасную даму, но женские образы чередуются по мере переживания героем кризиса индивидуализма. Такой эмоциональный поворот является пародией М. Зощенко на блоковскую тему любви. Пародия нередко является способом литературной борьбы, способствующей развитию литературных форм. Пародия на символизм А. Блока, наряду с реминисценциями из биографии поэта и отсылкой к его идентичности с интеллигенцией, содержит скрытые размышления М. Зощенко о проблематике литературного наследования, о творческом потенциале интеллигенции и направлении развития послереволюционной литературы.
Пародия, символизм, кризис индивидуализма, а.а. блок, м.м. зощенко
Короткий адрес: https://sciup.org/149146219
IDR: 149146219 | DOI: 10.54770/20729316-2024-2-132
Список литературы Пародия на символизм А. Блока в прозе Михаила Зощенко
- Белый А. Мастерство Гоголя: исследование. М.: Книжный Клуб Книговек, 2011. 412 с.
- Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 8. Письма. 1898-1921. М.; Л: Гослитиздат, 1963. 772 с.
- Блок А.А. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. Стихотворения. 1897-1904. М.; Л.: Гослитиздат, 1960. 716 с.
- Зощенко М.М. Конец рыцаря печального образа // Мих. Зощенко: Pro et contra, антология. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 34-42.
- Зощенко М.М. Литература должна быть народной // Мих. Зощенко: Pro et contra, антология. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 67-74.
- Зощенко М.М. О языке // Мих. Зощенко: Pro et contra, антология. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 77-78.
- Зощенко М.М. Основные вопросы нашей профессии // Мих. Зощенко: Pro et contra, антология. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 62-66.
- Зощенко М.М. Переписка Зощенко с Горьким. 1927-1936 гг. // Мих. Зощенко: Pro et contra, антология. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 139-150.
- Зощенко М.М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 3. Сентиментальные повести. М.: Время, 2008. 640 с.
- Зощенко М.М. Трагедия индивидуализма. Борис Зайцев // Мих. Зощенко: Pro et contra, антология. СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2015. С. 27-32.
- Кадаш Т.В. «Зверь» и «неживой человек» в мире раннего Зощенко // Литературное обозрение. 1995. № 1. С. 36-38.
- Луначарский A.B. Александр Блок // Луначарский A.B. Собрание сочинений: в 8 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1963. С. 464-496.
- Лушникова Г.И. Интертекстуальность художественного произведения. Кемерово: КемГУ, 1995. 82 с.
- Магомедова Д.М. «Крушение гуманизма» А. Блока и «Закат Европы» О. Шпенглера: источники и параллели // Новый филологический вестник. 2017. № 2. С. 139-152.
- Максимов Д.Е. Поэзия и проза Ал. Блока. Л.: Советский писатель, 1981. 552 с.
- Томашевский Ю.В. Вспоминая Михаила Зощенко. Л.: Художественная литература, 1990. 512 с.
- Томашевский Ю.В. Лицо и маска Михаила Зощенко. М.: Олимп, 1994. 368 с.
- Чудакова М.О. Поэтика Михаила Зощенко. М.: Наука, 1979. 200 с.