Пародийные мотивы в лирике трубадуров конца XII-XIII вв

Автор: Долгорукова Н.М., Ефимова М.С.

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 2 (69), 2024 года.

Бесплатный доступ

В данной статье рассматриваются пародийные тексты трубадуров-анонимов XII-XIII вв., в которых деконструируются традиционные представления о «fin’amor» - «совершенной любви», воспеваемой трубадурами. В центре внимания оказываются анонимные пародийные коблы «A vos volgra metre lo veit que’m pent» (пародия на фрагмент кансоны Фолькета Марсельского) и «Dieus vos sal, dels petz sobeirana», а также анонимная пасторела «La Porqueira». В качестве методологической основы используется концепция пародии, предложенная М.М. Бахтиным. Авторы анализируют значение пародийных текстов и приходят к выводу о том, что ценности концепции «fin’amor», которую поэты ниспровергают в этих текстах, не лишаются своей значимости, а, напротив, обретают новые смыслы в процессе пародирования. Таким образом, анонимные авторы выстраивают пародийный «мир наоборот» со своей собственной иерархией, отсылающей к «куртуазному универсуму» таких известных трубадуров, как Гильем IX Аквитанский, Фолькет Марсельский, Бернарт де Вентадорн. Если в куртуазной лирике воспевается сдержанность и мера («mezura») в любви, преклонение влюбленного перед совершенным образом донны, ее красота и сдержанное поведение, а также используется множество эвфемизмов, призванных завуалировать эротическое желание влюбленного, то в пародийной лирике образ донны приобретает скатологические черты, желания влюбленного высказываются откровенно и даже грубо, а образы любовного служения низводятся до взаимодействия половых органов влюбленных. Однако статус донны-возлюбленной не снижается, а, напротив, возвышается в новой пародийной системе ценностей, на вершине которой торжествует «материальный низ». Таким образом, делается вывод о возвышающем смысле пародии, которая лишь на первый взгляд опровергает, а при более глубоком рассмотрении утверждает ценности магистральной традиции, на которую направлена.

Еще

Трубадуры, пародия, fin'amor, м.м. бахтин

Короткий адрес: https://sciup.org/149146228

IDR: 149146228   |   DOI: 10.54770/20729316-2024-2-272

Список литературы Пародийные мотивы в лирике трубадуров конца XII-XIII вв

  • Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990. 543 с.
  • Долгорукова Н.М., Любавина А.А. Семантика и коннотации слова "surplus" во французской и провансальской литературах XII в. // Studia Litterarum. 2022. Т. 7. № 1. С. 70-87.
  • Шамаро П.Ю. Эротика в произведениях трубадуров // Средние века. Вып. 71(3-4). М.: Наука, 2010. С. 309-330.
  • Bec P. Burlesque et obscénité chez les troubadours. Le contre-texte au moyen âge. Paris: Stock, 1984. 256 p.
  • Cabré M. Italian and Catalan troubadours // The Troubadours: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 127-140.
  • Jeay M. "Car tot est dit": parodie, pastiche, plagiat? Comment faire oeuvre nouvelle au Moyen Âge // Études françaises. 2010. № 46(3). P. 15-35.
  • Kendrick L. The Game of Love: Troubadour Wordplay. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1988. XIV, 237 p.
  • Lazar M. Fin'amor // A Handbook of the Troubadours / ed. by F.R.P. Akehurst, Judith M. Davis. Berkley; Los Angeles; London: University of California Press, 1995. P. 61-101.
  • Léglu C. Between Sequence and Sirventes: Aspects of Parody in the Troubadour Lyric. Oxford: Routledge, 2000. 160 p.
  • Levron P. Mélancolie et scatologie: de l'humeur noire aux vents et aux excréments // Questes. Revue pluridisciplinaire d'études médiévales. 2011. № 21. P. 72-88.
  • Monson D.A. The troubadours at play: irony, parody and burlesque // The Troubadours: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 197-211.
  • Pillet A., Carstens H. Bibliographie der Troubadours. Halle: Niemeyer, 1933. 518 S.
  • R71sup. (MS G) Milano, Veneranda Biblioteca Ambrosiana. 143 fol.
  • Schulman N.M. Where Troubadours were Bishops: The Occitania of Folc of Marseille (1150-1231). New York; London: Routledge, 2001. 354 p.
  • The Troubadour Tensos and Partimens: A Critical Edition / ed. by R. Harvey, L. Paterson, A. Radaelli. Vol. 1. Woodbridge: D.S. Brewer, 2010. XLV, 412 p.
  • Troubadours // The Democratic Republic of Poetry. URL: http://trobar.org/ troubadours/ (дата обращения: 21.09.2023).
Еще
Статья научная