Пасхальные мотивы в "Уральских стихах" Б.Л. Пастернака

Автор: Куницын Георгий Владимирович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.

Бесплатный доступ

Исследуется проблема значения христианских праздников в поэтическом мире Б.Л. Пастернака на примере цикла «Уральские стихи». Затрагивается ранее лишь косвенно интересовавший исследователей вопрос об особой функциональной символической нагрузке праздников в творчестве Пастернака. В статье представлена попытка сформулировать основные функциональные характеристики праздников у Пастернака, такие как нарушение пространственновременных отношений, смысловая связь любого праздника со всеми другими событиями жизни Христа, размыкание границ евангельской истории и вхождение в нее лирического героя. Цель исследования: с одной стороны, показать, как эти принципы могут помочь в интерпретации конкретных текстов Пастернака, а, с другой - на примере цикла «Уральские стихи» расширить представления о функциональном значении праздничного аспекта в лирике поэта. В статье изложен опыт прочтения стихотворений цикла в редакции книги «Поверх барьеров» 1929 г., предлагается объяснение дальнейшего изменения композиции цикла. Показано, что стихотворения построены на целом комплексе библейских сюжетов, высказывается догадка о возможной соотнесенности «Станции» с конкретными текстами, к примеру, с «Первым Соборным посланием св. апостола Петра». В работе изложено предположение о взаимосвязи пасхальных мотивов с пространством Урала в мировоззрении Пастернака. Сделана попытка интерпретировать цикл сквозь призму пасхальных сюжетов, таких как сошествие Христа в ад. Пасхальный субстрат оказывается принципиально увязан с представлениями поэта о собственной лирике и искусстве в целом. Метафора сопричастности «всего со всем»: природы, людей, поэта и его поэзии исходному евангельскому сюжету вносит существенные коррективы в исследования творческой эстетики Пастернака. Эти наблюдения доказывают, что представление о Библии как о «записной тетради человечества» (высказанное в «Охранной грамоте») было присуще поэту задолго до «Второго рождения» 1930-х гг. Тем самым результаты анализа стихотворений показывают, что изучение праздничного аспекта поэтического мира Пастернака может позволить составить более полное понимание базовых положений его творческой эстетики о взаимосвязях христианства и искусства, точкой кристаллизации которых и выступают праздники.

Еще

Б.л. пастернак, творческая эстетика, христианство, религиозные праздники, пасха, ад, урал, крещение

Короткий адрес: https://sciup.org/149135838

IDR: 149135838   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00047

Список литературы Пасхальные мотивы в "Уральских стихах" Б.Л. Пастернака

  • Блок А.А. Полное собрание сочинений: в 20 т. Т. 3. М.: Наука, 1997.
  • Брюсов В.Я. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1973.
  • Данте Алигьери. Новая жизнь. Божественная комедия. М.: Художественная литература, 1967.
  • Жолковский А.К. Поэтика Пастернака: инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2011.
  • Пастернак Б.Л. Полное собрание сочинений: в 11 т. М.: Слово, 2003-2005.
  • Поливанов К.М. "Доктор Живаго" как исторический роман. Тарту: University of Tartu press, 2015.
  • Поэтика "Доктора Живаго" в нарратологическом прочтении / Под ред. В.И. Тюпы. М.: Intrada, 2014.
  • Флейшман Л. Борис Пастернак в двадцатые годы. СПб.: Академический проект, 2003.
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. Т. 44. Оуэн - Патент о поединках. СПб.: Семеновская Типо-Литография (И.А. Ефрона), 1897.
Статья научная