Патоморфологические изменения кожи свиней при саркоптозе
Автор: Залялов И.Н., Латыпов Д.Г., Константинова И.С., Булатова Э.Н., Фаррахов А.И.
Рубрика: Морфология, физиология и патология сельскохозяйственных животных
Статья в выпуске: 4 т.212, 2012 года.
Бесплатный доступ
Производственный опыт в свинокомплексе ООО «Марс» Азнакаевского района Республики Татарстан, проведенный в январе-феврале 2011 года, показал, что по характеру обнаруженных первичных повреждений и последующего за этим инфицированием изменений в коже больных саркоптозом свиней их можно отнести к чесоточному гипорегенераторному дерматиту, осложненном паракератозом.
Свиньи, саркоптоз, кожа, эпидермис
Короткий адрес: https://sciup.org/14287745
IDR: 14287745
Текст научной статьи Патоморфологические изменения кожи свиней при саркоптозе
В свинокомплексе ООО «Марс» Азнакаевского района Республики Татарстан в январе-феврале 2011 года нами был проведен производственный опыт на свиньях, пораженных саркоптозом.
Диагноз на саркоптоз устанавливали путем клинического осмотра, а также на основании взятия и исследования соскобов кожи с разных участков тела, в том числе из слухового прохода. Для обнаружения клещей-зудней брали глубокие соскобы с экссудатом (сукровицей) на границе поражённой и здоровой кожи животных. Экстенсинвазированость поросят чесоточными клещами до опыта составило 87,3%.
Для гистологических исследований кусочки кожи здоровых и больных саркоптозом свиней фиксировали в 10% -ном растворе формалина, этанол-формалине (9:1). После обезвоживания в спиртах возрастающей крепости и уплотнения в парафине были изготовлены срезы толщиной 5-8 мкм, которые окрашивали гематоксилин-эозином, азур 2-эозином и по Ван-Гизону.
У контрольных здоровых поросят структура эпидермиса выделялась наличием непрерывной и неравномерной по толщине рогового слоя и выраженностью структуры последующих базально-расположенных слоев эпидермиса. Соотношение рогового слоя к остальным слоям эпидермиса составляло 1:3. Отмечали неравномерное распределение величины и размеров сосочков дермы. Тонкие пучки коллагеновых, эластических и ретикулиновых волокон соединительной ткани сосочкового слоя были неравномерно инфильтрированы фибробластами и фиброцитами лимфоцитами, гистиоцитами. Глубже расположенные толстые пучки коллагеновых и сопровождающие их малочисленные эластические волокна формировали сложную петлистую структуру вязи. Малочисленные волосяные сумки выделялись выраженной структурой слоев, а стержень щетинистых волос имел обозначенные зоны коркового, мозгового веществ и кутикулы. По ходу расположения кровеносных сосудов дермы обнаруживали инфильтраты из мононуклеарных клеток, среди которых были заметны малочисленные гистиоцты. Подкожная клетчатка была насыщена липоцитами, переполненными липидными включениями.
У больных саркоптозом поросят в эпидермисе коже обнаруживали очаги поражения с резко очерченными краями, покрытыми серого цвета струпьями, осложненных обнажением подэпидермальной области и кровоизлияниями. Старые очаги поражения возвышались над остальной поверхностью кожи. Гистологически в эпидермисе обнаруживали ходы, проделанные клещами, содержащие в окружающих их участках обильную лейкоцитарную инфильтрацию, с примесью эозинофильных гранулоцитов, макрофагов (рис.1).

Рис. 1. Лейкоцитарная инфильтрация и разрушение клеток ростковых слоев эпидермиса в местах прохождения клещей. Г.Э. х 150.
В сохранившихся участках кожи соотношение толщины эпидермальных слоев к роговому составляло 5:1-10:1. В базальном слое пораженных и смежных участках кожи отмечали разрежение и неравномерное расположение клеток с малым количеством фигур митоза, некоторые из которых имели пикноморфные ядра. Большая сохранность отмечалась со стороны единичных беспигментных гранулярных дендроцитов. Эти клетки сохраняли ветвистую форму. Ядра клеток имели лопастную форму. Отмеченные нарушения структуры базального слоя эпидермоцитов способствовали последующим реактивным изменениям в верхних слоях эпидермиса.Шиповатый слой клеток значительно истончался и состоял их 2-3 слоев пикноморфных клеток со слабовыраженным обозначением цитоплазмы и наличием неравномерных межклеточных пространств, что свидетельствовало о нарушениях в синтезе и формировании в этих клетках тонофибриллярного цитоплазматического каркаса. Неравномерной толщины слой зернистых клеток имел признаки нарушения процесса своего формирования. Многие ее клетки выделялись вакуолизацией и деформацией цитоплазмы, что свидетельствовало о нарушении процесса образования в их цитоплазме тонофибриллярного и кератогиалинового каркаса. В результате нарушения межклеточных связей эпидермоциты шиповатого, зернистого слоев располагались прерывисто с образованием мелких полостей. В поврежденных клещами участках кожи репаративные процессы соединительной и эпителиальной тканей носили не завершенный характер. В старых участках поражения эпидермиса регенерация носила атипичный характер с элементами гипорегенераторного паракератоза, на что указывали небольшой объем регенерируемой эпителиальной ткани и сохраняюшиеся остаточные пикноморфные ядер в цитоплазме кератиноцитов зернистого и выше расположенных слоев эпидермиса.
Основные зоны поражения в коже поросят при саркоптозе располагались в роговом, зернистом и шиповатом слоях эпидермиса часто затрагивали регенераторный базальный слой и имели во многих случаях значительную площадь. По характеру обнаруженных первичных повреждений и последующего за этим инфицированием изменений в коже больных саркоптозом свиней их можно отнести к чесоточному гипорегенераторному дерматиту, осложненном паракератозом.
ПАТОМОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КОЖИ СВИНЕЙ ПРИ САРКОПТОЗЕ
Залялов И.Н., Латыпов Д.Г., Константинова И.С., Булатова Э.Н., Фаррахов А.И.
Резюме
Производственный опыт в свинокомплексе ООО «Марс» Азнакаевского района Республики Татарстан, проведенный в январе-феврале 2011 года, показал, что по характеру обнаруженных первичных повреждений и последующего за этим инфицированием изменений в коже больных саркоптозом свиней их можно отнести к чесоточному гипорегенераторному дерматиту, осложненном паракератозом.
PATHOMORPHOLOGIC SWINE SKIN CHANGES UNDER HOG MANGE
Zalyalov I.N., Latypov D.G., Bulatova E.N., Farrakhov A.I.