Педагогика казачества: становление высшего профессионального образования

Автор: Лукаш С.Н., Эпоева К.В.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Статья в выпуске: 2-3 (11), 2014 года.

Бесплатный доступ

Данная статья посвящена педагогике казачеству, становлению высшего профессионального образования. Раскрываются и обосновываются факторы становления народного образования, как уникальный процесс и закономерности историко-культурные «образ» самого народа, его неповторимость и уникальность. Одним из педагогических факторов является феномен казачьего образования.

Педагогика казачества, казачья направленность, народное образование, этнопедагогика

Короткий адрес: https://sciup.org/140107703

IDR: 140107703

Текст научной статьи Педагогика казачества: становление высшего профессионального образования

В такой географически огромной, национально многообразной стране как Россия базовые общенациональные ценности россиян, отмеченные в федеральных государственных образовательных стандартах, имеют свою региональную специфику и реализацию в конкретных культурно – исторических, национальных практиках [1]. Становление народного образования всегда уникальный процесс, ибо при всех общих закономерностях содержит свои особые историко – культурные факторы, формирующие «образ» самого народа, его неповторимость и уникальность. Одним из таких социально – педагогических факторов, во всю силу проявившемся на Юге России: в Ростовской и Волгоградской областях, в Краснодарском и Ставропольском краях, является феномен казачьего образования. Сегодня это тысячи классов казачьей направленности; десятки школ, профессиональных училищ, лицеев со статусом «казачьи»; многочисленные кадетские казачьи корпуса; молодежные клубы; детские дошкольные учреждения, реализующие региональный «казачий» образовательный компонент. Это десятки тысяч учащихся и их родителей, учителей казачьих классов, казаков – кураторов, священнослужителей, объединенных в едином воспитательном пространстве общей целью возрождения казачества и воспитания подрастающих поколений на «базовых национальных ценностях российского общества». Все эти люди, используя, как правило, авторские разработки, методом проб и ошибок торят дорогу в непростой социально – педагогической среде Юга России, сталкиваясь, зачастую, с непониманием и пессимизмом окружающих [5].

Столь массовому процессу нужна общая образовательная концепция, дополненная видением структурного построения образовательного пространства. В основе построения такой образовательной структуры, на наш взгляд, должны находиться тенденции и закономерности образования, учитывающие российскую традицию и строящие новацию при опоре на отечественный историко – культурный опыт. Таковой социокультурной концепцией, основанной на традициях казачества Юга России, выступает педагогика казачества, отражающая сложную природу основного феномена и проявляющаяся в определенном дуализме. Во-первых, это этнопедагогика, обобщающая социальные знания и опыт, которые казачество накопило на протяжении своего развития как этнокультурная, сословная, субэтническая группа. Во – вторых это педагогика уникальной культуры, которая предстает и другой стороной: казачьей идеей-традицией, выражающейся в идеалах, ценностях, смыслах, обычаях и ритуалах казачьего образа жизни. Педагогика казачества – это направление педагогических знаний и эмпирического педагогического опыта о сущности и закономерностях развития феномена казачества как субъекта российской культуры, реализующего общероссийский социальный вектор свободы и народовластия. Это педагогика культурной альтернативы господствовавшим столетиями тенденциям абсолютизма, которая выражает культурно-исторические идеи свободного, демократического развития личности в русско-российской социокультурной традиции. Основными идеями педагогики казачества выступают: воспитание подрастающих поколений на идеалах и ценностях казачьей культуры, многовековой российской традиции народовластия; становление личности свободного (вольного) человека, укорененного в свою малую родину, культуру и историю России; воспитание молодежи в духе патриотизма, российскости, державности; становление в сознании молодежи психологической готовности к «служению Отечеству не за страх, а за совесть», к созидательному труду как первооснове казачьего жизнеустройства [4].

В своей содержательной основе педагогика казачества, базируясь на многовековых духовно - идейных основах культуры казачества, органично интегрирована в национальную педагогическую структуру, и, что самое главное, реализует, по сути, общероссийские национальные ценности, обогащая их колоритом региональной специфики.

Важным направлением педагогики казачества в наши дни является создание условий для непрерывности учебно - воспитательного процесса и возможности личности осуществлять идентификацию - соотнесение с казачьей культурой на разных возрастных и учебно - профессиональных этапах. Такая образовательная вертикаль начинается с детских дошкольных учреждений, реализующих в воспитательной практике казачий региональный компонент, продолжается в классах казачьей направленности средних образовательных учреждений - школах и в системе начального профессионального образования - профессиональных училищах. Венчают данную вертикаль учебные заведения высшего профессионального образования, реализующие педагогику казачества как региональный компонент культурологического и технологического образования молодежи.

Обеспечив формально функционирование начального и среднего звена образовательной вертикали казачьего образования, педагогика казачества столкнулась с проблемой подготовки специалистов для работы в этих звеньях. В государственных учреждениях высшего и среднего профессионального образования подготовка учителей для работы в классах казачьей направленности практически отсутствует. «Если в прошлом существовал естественный механизм воспроизводства культуры, важную роль в реализации которого играли семья, станичная община, казачье войско, то сегодня этот механизм утрачен, а точнее, сознательно разрушен. Остаётся один путь - просвещение и обучение детей и взрослых», - замечает по этому поводу Н.И. Бондарь. Высшая школа в большом долгу у учителей-практиков. Она просто не имеет право игнорировать этот мощный процесс, и обязана откликаться на запросы учительства. Образованию Юга России требуется подготовка учителей, способных работать в классах казачьей направленности, вооруженных соответствующими знаниями и технологиями. На развитие данного направления нацеливают постановления органов власти, решения представительных конференций. К примеру, «Концепция государственной политики Краснодарского края в отношении кубанского казачества», принятая Законодательным Собранием Краснодарского края в 2011 году, предписывает «возрождение и распространение исторических, культурных и духовных традиций кубанского казачества в воспитательном и образовательном процессе» начального, среднего и высшего профессионального образования [2]. В резолюции третьей международной научно – практической конференции «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества» - январь 2013 года присутствует обращение к атаманам казачьих обществ и общественных объединений «активизировать работу по направлению профессиональной подготовки в педагогических вузах будущих учителей для работы в системе непрерывного казачьего образования». Сегодня высшему педагогическому образованию Дона, Кубани и Ставрополья нужна модель подготовки профессионалов для работы в системе непрерывного казачьего образования.

Именно такая образовательная модель организации образовательного процесса складывается в настоящее время на факультете технологии, экономики и дизайна Армавирской государственной педагогической академии, где ведется работа по подготовке учителей технологии и безопасности жизнедеятельности к работе в классах казачьей направленности [3]. Основу этой подготовки составляют три уровня знакомства с педагогикой и культурой казачества, ее исторической и современной составляющей.

Начальный уровень реализуется при подготовке бакалавров в курсе дисциплины «Этнопедагогика» по направлению профессиональной подготовки «Технология» и «Дизайн». Учебно-методические комплексы по «Этнопедагогике» направлены, в том числе, на знакомство студентов 1-2 курсов с миром казачьей культуры, социально-значимыми ценностями культуры казачества, с основными версиями его происхождения. Акцент делается на формировании у слушателей представлений о возможностях казачьей народной педагогики, актуальности использования отдельных ее элементов в современных воспитательных системах. Осуществляется историко-педагогический анализ факторов этновоспитания, способствующих становлению оригинальной народной педагогики казачества. В курсе «Этнопедагогика» студенты знакомятся с современной жизнью казачества, посещая с экскурсиями Армавирское казачье общество.

Второй более высокий уровень подготовки студентов связан с дисциплиной «Педагогика казачества», которая читается на заключительном, четвертом курсе бакалавриата. Дисциплина «Педагогика казачества» направлена на выполнение студентами следующих видов профессиональной деятельности: социально-педагогической, развивающей, культурно-просветительской. Для подготовки к этим видам деятельности в рамках дисциплины «Педагогика казачества» студент должен решать определённые педагогические задачи. Так социально-педагогическая деятельность предполагает овладение студентами теоретическими основами педагогики казачества - социокультурной концепции воспитания, основанной на традициях и инновациях казачьей культуры, а также ее системой, методами и средствами. Она направлена также на овладение знаниями об исторически ценной воспитательной функции казачьей культуры, на изучение ее воспитательных традиций.

Развивающая деятельность предполагает расширение и углубление знаний по региональной педагогике казачества, позволяет детально разобраться в общности народных педагогических воззрений, в их духовнонравственной связи, получить представление об особенностях национального характера и традиций, сложившихся под влиянием социально-исторических условий.

Культурно-просветительская деятельность расширяет границы профессиональных знаний в подготовке будущих педагогов, повышает общую и профессиональную культуру студентов, способствует осознанию значимости воспитательного потенциала культуры казачества в современной культурно-воспитательной парадигме общества.

Цель дисциплины «Педагогика казачества» - повышение уровня теоретико-методологической оснащенности, развитие профессиональной компетентности студентов, формирование представления будущих педагогов об истоках воспитательных традиций культуры казачества, о системе казачьего образования, их сущности, особенностях и практическом значении, о влиянии народной педагогики казачества на современные образовательные парадигмы, на культуру межэтнических отношений. Данная дисциплина способствует также профессиональному становлению личности педагога, умеющего работать в условиях поликультурного образовательного пространства Южного Федерального округа.

В результате освоения дисциплины «Педагогика казачества» студент должен знать: истоки народной педагогики казачества, средства, факторы, принципы, способы и методы традиционного воспитания личности в казачьей культуре; историю народонаселения Кубани; содержание, формы и методы воспитательной работы в классах казачьей направленности; понятийный аппарат современной педагогики казачества; современные формы приобщения детей к казачьей культуре. Дисциплина «Педагогика казачества» ставит целью формирование определенных умений, в частности: различать специфические особенности воспитания детей в условиях поликультурного образовательного пространства Краснодарского края; воспитывать у школьников культуру межнационального общения, традиционно присущую казачеству; уметь организовывать образовательный и воспитательный процесс в классах и группах казачьей направленности.

Третий - профессиональный уровень. Он связан с открытием на факультете в 2012-2013 учебном году бюджетной «казачьей» группы по специальности «Безопасность жизнедеятельности». В экспериментальном учебном плане вариативная часть по данной специальности максимально насыщена дисциплинами, связанными с традиционной и современной культурой кубанского казачества. К числу таковых относятся дисциплины: «История Кубанского казачьего войска», «Основы государственной службы казачества», «Военно-спортивная работа с учащимися классов казачьей направленности», «Воспитательное пространство культурного казачьего сообщества», «Здоровьесберегающие технологии в народной педагогике казачества» и др. Кроме этого на базе «казачьей» группы на факультете создан казачий спасательный отряд, пошита парадная казачья форма.

Дополняет систему подготовки учителей для работы в классах казачьей направленности учебно-методический комплекс по программе курсов повышения квалификации работников образовательных учреждений при факультете дополнительного профессионального образования АГПА по теме: «Педагогика казачества: теоретические и практические аспекты реализации в образовательных учреждениях». Учебный план курсов рассчитан на 72 часа лекционных и семинарских занятий и состоит из двух блоков: «Методологические и психолого-педагогические вопросы педагогики казачества» и «Практикоориентированные вопросы педагогики казачества». Слушатели курсов оснащены учебно-методической литературой. В качестве таковых выступают монографии и пособия известных авторов: С.Н. Лукаш, Р.А. Галустов, «Воспитательные потенциал культуры казачества», С.Н. Лукаш «Концептуальные основы казачьей школы», С.Н. Лукаш «Казачество Юга Росси: от традиций к инновациям» и др. Итоговой формой контроля уровня знаний и компетентностей слушателей курсов выступает защита авторских проектов различных вариаций и моделей организации учебно-воспитательного процесса в классах и группах казачьей направленности.

Таким образом, в настоящее время в АГПА складывается система подготовки студентов и учителей, способных работать в образовательных учреждениях, реализующий региональный компонент казачьей культуры. Эта модель включает в себя усложняющееся по мере обучения в ВУЗе знакомство с историей, традиционной и современной культурой, педагогикой казачества. Она ориентирована на усвоение базовых методологических и практикоориентированых парадигм педагогики казачества, основывающейся на глубинной российской традиционности и в то же время реализующей инновационный воспитательный потенциал казачьей культуры.

Статья научная