Педофилия как составляющая часть личности преступника при расследовании насильственных преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении малолетних
Автор: Ефременко Денис Михайлович
Журнал: Вестник Омской юридической академии @vestnik-omua
Рубрика: Уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право
Статья в выпуске: 1 (34), 2017 года.
Бесплатный доступ
На основе проведенного анализа различных научных исследований автором определено понятие «педофилия», а также определены лица, которые являются педофилами. Кроме того, автором высказывается мнение о педофилии как составляющей части личности преступника и о влиянии педофилии на методику расследования насильственных преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении малолетних.
Педофилия, малолетние, насильственные преступления, сексуальные преступления, несовершеннолетние, преступления сексуального характера, личность преступника, педофил
Короткий адрес: https://sciup.org/14317812
IDR: 14317812 | DOI: 10.19073/2306-1340-2017-14-1-49-52
Текст научной статьи Педофилия как составляющая часть личности преступника при расследовании насильственных преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении малолетних
В последнее время в средствах массовой информации значительно увеличилось количество статей о случаях сексуальных издевательств в отношении несовершеннолетних, в том числе, к сожалению, и самой незащищенной категории граждан – малолетних детей, а также о лицах, совершивших данное преступное деяние, так называемых педофилах. Педофилами из сложившейся в настоящее время практики называют всех лиц, совершивших насильственное преступление сексуального характера в отношении несовершеннолетнего или малолетнего ребенка. Кто же из лиц, совершающих подобного рода преступления, является педофилом, а кто нет? Какое значение имеет педофилия как составляющая часть личности преступника? Какое значение имеет педофилия при расследовании насильственных преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении малолетних?
В юридической литературе и действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие «педофилия». Однако в соответствии с открытой энциклопедией «Википедия» педофилия (от др.-греч. παῖς, р. п. παιδός – ребёнок и φιλία – любовь; по-другому инфантосексуализм, падерозия, педосексуальность [1, с. 72]) – это психическое расстройство, то есть одна из парафилий. Педофилы – это лица, у которых выявлено вышеуказанное психическое расстройство1.
Педофилия является составляющей частью и объектом изучения медицины и сексологии2. В соответствии с Международной классификацией болезней (далее – МКБ) педофилия обладает основным отличительным и исключительным признаком, а именно сексуальным предпочтением детей (мальчиков или девочек, или и тех и других) в основном допубертатного или раннего пубертатного возраста [5, 6].
Педофилы в большинстве своем реализуют сексуальные потребности только лишь в соответствующих фантазиях сексуального плана, мастурбаторных фантазиях, реальном общении с несовершеннолетними без сексуального контекста, общении виртуальном в информационной телекоммуникационной сети «Интернет», а также просмотром наглядной продукции определенного содержания3 [2]. Несмотря на это, у лиц, указанных выше, отсутствуют мотивы, направленные на совершение насильственных действий сексуального характера в отношении малолетних и иных деяний, объектом которых являются малолетние дети.
Среди педофилов, сексуально злоупотребляющих мальчиками, мужчины и старшие мальчики как субъекты злоупотреблений преобладают над женщинами и старшими девочками. В выборке, осуществленной среди американских студентов, среди лиц мужского пола, указавших, что в детстве они стали жертвами сексуального злоупотребления или насилия, у 61 % злоупотребляющими были мужчины, у 28 % – женщины и у 11 % – и те и другие4.
А. А. Ткаченко высказывает мнение, что для лиц, страдающих педофилией, жестокие действия не характерны, а в случаях совершения жестоких издевательств при совершении сексу- альных преступлений в отношении малолетних речь может идти не о педофилии как таковой, а о садистах – лицах с агрессивно-садистскими тенденциями и наклонностями, для которых объект, его пол и возраст не имеют значения. У данной категории лиц главной целью совершения преступления является абсолютная власть над жертвой, безоговорочное подчинение, причинение физических и психологических страданий, от которых преступник получает удовольствие. В связи с чем, полагает ученый, не каждый педофил является потенциальным преступником и убийцей5.
И. С. Кон утверждает, что основная часть лиц, совершающих насильственные преступления сексуального характера в отношении малолетних, не относятся к категории педофилов, а являются мужчинами с нормальной психикой, состоящими в браке и воспитывающими детей, совершающими преступные деяния по причине слабохарактерности и неуверенности в себе. Ребенок как объект посягательств вызывает интерес своей беззащитностью и беспомощностью, а с сексуальными маньяками-убийцами нет ничего общего [4].
Ни педофилия (влечение к допубертатным детям), ни гебефилия (влечение к пубертатным – 12-14-летним подросткам), ни эфебофилия (влечение к постпубертатным – от 14 лет подросткам и юношам, причем последняя категория никогда не употребляется в качестве диагноза и не ассоциируется с сексопатологией) [4] преступлением считаться не могут. Часть слова «филия» означает влечение, и педофилия, таким образом, представляет собой сексуальное влечение взрослого человека к несовершеннолетним.
И. С. Кон полагает, что педофилия, то есть исключительное сексуальное влечение к детям, и сексуальное злоупотребление детьми (изнасилование, приставание или соблазнение) представляют собой различные по своей сути явления. Первое является объектом познания психологов, психиатров и сексологов, второе – педагогов и юристов. Следует обратить особое внимание, что, когда речь идет о педофилии как исключительном сексуальном влечении к детям, концентрация внимания имеет направленность лишь на мотивацию взрослого человека, которого непреодолимо влечет к детям того или иного пола и возраста. Однако, говоря о сексуальном злоупотреблении детьми, внимание обращено на ребенка, который вольно или невольно в связи со своей доступностью и беззащитностью превращается в объект сексуальных посягательств, источником которых или соучастником соответствующих действий является взрослый [3].
Согласно DSM-5 (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств) Американской психиатрической ассоциации педо-фильный сексуальный интерес у лица не младше 16 лет при наличии не менее 6 месяцев интенсивных сексуальных побуждений, фантазий, связанных с вовлечением в сексуальную активность допубертатных детей (11 лет и младше), не является психическим расстройством. Однако в случаях, когда педофил испытывает страдания из-за своих особенностей или причиняет вред, или существует прямая угроза причинения вреда другим, ему может быть поставлен диагноз «педофильное расстройство» (англ. – pedophilic disorder). При установлении оснований для данного диагноза не имеет значения, на чьих детей (собственных или чужих) направлен сексуальный интерес субъекта. Для первого случая по DSM-5 возможно сказать, что педофильное расстройство ограничено инцестом (англ. – limited to incest) [5].
В комментариях к диагностическим критериям педофильного расстройства в DSM-5 сказано, что если лицо не испытывает страдания из-за педофилии и не причиняет вред другим лицам, то в этом случае наблюдается педофильная сексуальная ориентация (31 октября 2013 г. исправлено на педофильный сексуальный интерес6), а не педофильное расстройство. При установлении диагноза значение имеют именно наступившие последствия или возможные последствия по отношению к обществу.
В соответствии с МКБ-10 Всемирной организации здравоохранения, используемой в том числе и в Российской Федерации, для установления диагноза «педофилия» требуется наличие определенных условий: 1) лицо соответствует общим критериям G1, G2, G3 части F65 (парафилия) и 2) особым критериям F65.4 (педофилия). Общие критерии определяют, что у лица должны присутствовать необычные сексуальные побуждения, фантазии (G1), которые вызывают у него дистресс или он руководствуется ими (G2), а также период подобных явлений должен быть не менее 6 месяцев (G3). В особых критериях F65.4 установлено, что сексуальное предпочтение лица должно быть направлено на допу-бертатных или раннепубертатных детей (то есть специфицируется G1), а также должен учитываться возраст данного лица (не младше 16 лет). Кроме того, имеет значение разница в возрасте между лицом, у которого присутствуют вышеперечисленные факторы, и объектом сексуального влечения, которая должна составлять как минимум 5 лет [7].
Таким образом, считаем, что педофилом можно считать лицо, достигшее возраста 16 лет, страдающее не менее 6 месяцев от систематических необычных сексуальных побуждений, фантазий к малолетним детям.
Полагаем, что при расследовании насильственных преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении малолетних, следует особое внимание обратить на возможную личность преступника. Лицо, совершившее преступление, может страдать педофилией и ориентировать свои преступные мотивы на малолетних и несовершеннолетних, но возможно, что преступник страдает от агрессивно-садистских наклонностей, для которого возраст, пол не имеет значения, и преступления направлены как на несовершеннолетних, так и на взрослых, пожилых людей. Возможно, преступник женат, имеет детей, но в связи с тем что жена не дает реализовать себя либо превосходит его, у данного лица возникает мотив совершения сексуальных преступлений в отношении женского пола, при этом не имеет значения, будет это 12-летняя девочка или 23-летняя девушка. В зависимости от предполагаемой версии совершения преступления определенным лицом – педофилом, интерес которого направлен только к детям, либо иным лицом, будет зависеть методика расследования насильственного преступления сексуального характера, совершенного в отношении малолетнего ребенка.
Список литературы Педофилия как составляющая часть личности преступника при расследовании насильственных преступлений сексуального характера, совершаемых в отношении малолетних
- Аномальное сексуальное поведение: моногр./; под ред. А. А. Ткаченко, Г. Е. Введенского; Ассоц. «Юрид. центр», Гос. науч. центр соц. и судеб. психиатрии им. В. П. Сербского. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2003. 655 с.
- Дерягин Г. Б. Педофилия: пояснения для посторонних//Сексология и сексопатология. 2006. № 2. С. 37-46.
- Кон И. С. Сексуальное злоупотребление мальчиками//Псевдология. URL: http://www.pseudology.org/Kon/Zametki/SexZloupotreblenieBoys.htm (дата обращения: 15.09.2016).
- Кон И. С. Социологическая психология. М.: Моск. психолого-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 1999. 560 с.
- Okami P., Goldberg A. Personality Correlates of Pedophilia: Are They Reliable Indicators?//Journal of Sex Research. 1992. Vol. 29. № 3. P. 297-328.
- The American Heritage Stedman’s Medical Dictionary. 6th ed. Boston: Houghton Mifflin Company, 2002. 923 p.
- The ICD-10 Classification of Mental and Behavioural Disorders: Diagnostic Criteria for Research/World Health Organization. Geneva: World Health Organization, 1993. 248 p.