"Пегий пес..." и "Черная лань...": гуманистическая проза ХХ в. и теоцентрическая книга XXI в

Автор: Бойко Светлана Сергеевна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (57), 2021 года.

Бесплатный доступ

Название повести о. Александра (Торика) «Черная лань, бегущая по пене океанского прибоя» (2017) - синтаксическая калька названия повести Чингиза Айтматова «Пегий пес, бегущий краем моря» (1977). Пространство и время обоих произведений строится по модели «я-здесь-сейчас». Герои свободно пересекают границы между водой и сушей, землей и небом, мироздание целостно в многообразии. Время связано с ситуацией выбора и поступка. Главных героев отличает самоотверженность. Однако смысл заглавий различен. Пегий пес - название прибрежной скалы, она единична и неподвижна. Черная лань - это смуглая бегунья. Она воплощает красоту мира и представлена троекратно: незнакомая женщина, знаменитая спортсменка Памела Джелимо и девочка, перед которой открываются все пути. Общность людей у Айтматова - это род как ценность, сложившаяся в прошлом; современники утрачивают ее, если отказываются от исторической памяти. У о. Александра герои обретают близость по духу, когда оказывают любовь и поддержку. Их общность - это Христова Церковь, вечная и единая не земле и на Небе. Авторы теоцентричной прозы описывают мир изнутри, углубляясь в его устройство. Айтматов наблюдает мир героев извне и объединяет знаки культур нивхов и киргизов. Вследствие распада исходных культурных парадигм мир прозы Айтматова дисгармоничен. Устойчивы мотивы победы зла над добром («Плаха») и саморазрушения («Белый пароход»). В «Пегом псе...» история-прототип о спасении рыбаков превращена в историю самоубийства героев. В теоцентрической прозе смерти нет. В «Черной лани...» герой, перейдя границу земного, продолжает быть, встречает близких людей и Тех, к Кому обращался в молитвах. В произведениях, отражающих языческую картину мира, представители высших сил также участвуют в событиях, с ними взаимодействуют - в жизни и после смерти. Однако в мире, эклектично соединяющем элементы разных культур, человек по смерти перестает быть. Чингиз Айтматов лично был отдален от религиозного мира персонажей. Это делало мир произведения условным, индивидуально вымышленным. Связь между человеком и высшими силами в таком мире омрачена непониманием и отчуждением. С другой стороны, его книга, как и другие произведения русской гуманистической прозы 1960-х - 1980-х гг., во многом предварила теоцентрическую книгу. В ней создан образ пространства, в котором границы преодолимы, земля, море и небо образуют органичное единство. Установлена ценность настоящего времени, в котором герой делает выбор и совершает поступки. Созданы образы героев, которые, выбирая трудный путь, противостоят злу. В мире произведения взаимодействуют видимое и невидимое, и герои пересекают «береговую линию».

Еще

Протоирей александр торик, чингиз айтматов, владимир санги, глубинная упорядоченность мира, художественное пространство и время, самоотверженный герой, язычество, эклектика

Короткий адрес: https://sciup.org/149136584

IDR: 149136584   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00049

Список литературы "Пегий пес..." и "Черная лань...": гуманистическая проза ХХ в. и теоцентрическая книга XXI в

  • Асаналиев К. Чингиз Айтматов: Поэтика художественного образа: автореф. дис. ... д-ра филол. н.: 10.01.02. Фрунзе, 1989.
  • Карпенко Вл. Продлить себя в сыне // Литературное обозрение. 1977. № 11. С. 58-60.
  • Кофман А.Ф. Художественный мир Чингиза Айтматова // Studia Litterarum. 2019. Т. 4. № 2. С. 292-311.
  • Леонов И. Современная духовная проза: Типология и поэтика // Русский язык за рубежом. 2010. № 4. С. 89-95.
  • Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX в.). СПб.: Искусство - СПб, 1994.
  • Санги Вл., Руденко А. Легенда, созданная заново: Диалог критика и прозаика // Дружба народов. 1978. № 1. С. 256-260.
  • Санги Вл. Обращение вождя нивхского племени Кетнивгун к самосознанию своих соплеменников. 09.04.2008. URL: http://www.icrap.org/ru/sangi12-1. html (дата обращения 17.12.2020).
  • (a) Торик Александр, протоиерей. Флавиан. М.: Флавиан - Пресс, 2012.
  • (b) Торик Александр, протоиерей. Флавиан: Восхождение. М.: Флавиан -Пресс, 2012.
  • Торик Александр, протоиерей. Черная лань, бегущая по пене океанского прибоя. М.: Флавиан - Пресс, 2017.
  • Турбин Вл. За други своя // Новый мир. 1977. № 8. С. 250-253.
  • Турсуналиев С. Кыргызский мифоэпический мотив продолжения рода как фундаментальная проблема // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова. Серия Эпосоведения. 2019. № 2 (14). С. 58-66.
  • Хализев В. Теория литературы. М.: Высшая школа, 1999.
Еще
Статья научная