Пектиновые вещества в плодах Cucurbita maxima Duch. в условиях северо-запада России
Автор: Соловьева А.Е., Пискунова Т.М.
Журнал: Овощи России @vegetables
Рубрика: Садоводство, овощеводство, виноградарство и лекарственные культуры
Статья в выпуске: 6 (74), 2023 года.
Бесплатный доступ
В настоящее время пектины находят широкое применение в пищевой, фармацевтической промышленности, медицине и других отраслях благодаря способности образовывать гели различной прочности, проявлять лечебные и профилактические свойства. Тыква Cucurbita maxima рассматривается как источник натурального и недорогого пектина, а также - как функциональный продукт питания для применения в пищевых и фармацевтических препаратах. Целью исследования было выявление особенностей накопления пектиновых веществ у наиболее хозяйственно значимого вида тыквы C. maxima из коллекции ВИР. Установлено, что изученные сорта существенно различаются между собой по количеству пектиновых веществ. Содержание пектинов в условиях Северо-Запада России варьировало в диапазоне от 0,59 до 4,24% (на абсолютно сухое вещество). Содержание растворимых пектинов находилось в пределах - 0,24-1,36%. Уровень накопления протопектина в зависимости от генотипа и условий вегетационного периода составил 0,35-3,37%. Выделены источники высокого содержания растворимого пектина и протопектина в плодах тыквы с целью дальнейшего их использования в селекции, пищевой и фармацевтической промышленности.
Cucurbita maxima, пектиновые вещества, селекция сортов, функциональное питание
Короткий адрес: https://sciup.org/140303354
IDR: 140303354 | DOI: 10.18619/2072-9146-2023-6-90-94
Текст научной статьи Пектиновые вещества в плодах Cucurbita maxima Duch. в условиях северо-запада России
Оригинальная статья / Original article УДК 635.624:664.292 (470.2)
Семейство Cucurbitaceae включает в себя группу сельскохозяйственных культур, таких как тыква, огурец и дыня, которые применяются в медицине. Растения этого семейства обладают многими целебными и питательными свойствами, которые определяются комплексом содержащихся в их плодах биологически и фармакологически активных веществ. разнообразных по своему химическому строению. Тыква – это важный продукт питания, который ценен не только благодаря содержанию множества функциональных элементов, но и имеет экономическую значимость как недорогой источник пектина [1-5].
Результаты исследований аналитических характеристик выделенного из тыквы пектина казахскими учеными показали, что степень этерификации в них составила 37,94%, поэтому сорта тыквы следует относить к низкоэтерифицированным (Е менее 50%). Однако выделенный пектин имеет высокую комплексообразующую способность – 370 мг Pb2+/г, что характеризует его высокие детоксикационные свойства. Эту способность следует учитывать при разработке пектиносодержащих продуктов функционального назначения [13].
На состав, строение и физиологические свойства пектина влияют методы его извлечения и эколого-географические условия выращивания. Содержащиеся в растениях пектиновые вещества формируют определённые аспекты осуществления в них жизненных процессов. Например, устойчивость растительных организмов к засухе или к длительному содержанию в определённых условиях [14, 15].
В настоящее время на территории Российской Федерации пектин не производится, хотя годовая потребность в нём составляет от 3 до 8 тыс. тонн [16,17]. Основным источником получения пищевого пектина и пектинсодержащего концентрата является растительное сырьё. Важно е место в увеличении выпуска пектиносодержащих пищевых изделий функционального назначения в Ро ссии принадлежит, в основном, яблочному пектину [18]. Эффективным сырьем для производства пектина является тыква – культура неприхотливая в выращивании и дающая стабильные и высокие урожаи. Она с успехом выращивается в самых различных климатических условиях, начиная от зоны таёжных лесов и заканчивая сухой степью. В отдельные годы тыква обеспечивает урожай до 1000 ц плодов с гектара при совсем небольших затратах.
Задачей нашего исследования было изучение общего содержания пектиновых веществ в плодах тыквы C. maxima Duch., выращенных в условиях СевероЗападного региона России, который характеризуется коротким вегетационным периодом и невысокой суммой активных температур, с целью предварительного отбора материала для селекционных программ по расширению линейки биофункциональных продуктов.
Цель исследования – выявить особенности накопления пектиновых веществ у образцов наиболее хозяйственно значимого вида тыквы C. maxima из коллекции ВИР. Выделить образцы с высоким содержанием пектинов, которые могут быть использованы как исходный материал при создании новых сортов тыквы для расширения ассортимента функциональных продуктов пита-ния,пригодных к выращиванию в зонах с неблагоприятными климатическими условиями.
Материалы и методы
Исследования проводили в 2020–2022 гг. в лаборатории биохимии ВИР. Объект исследований – 56 образцов C. maxima различного географического происхождения из мировой коллекции ВИР (Табл.1).
Таблица 1. Список образцов C. maxima из коллекции ВИР, использованных в качестве исследовательского материала Table 1. List of C. maxima accessions from the VIR collection used as research material
Происхождение |
Число образцов |
Россия |
9 |
Китай |
21 |
Франция |
7 |
Таджикистан |
6 |
Нидерланды |
3 |
Кыргызстан |
2 |
Пакистан |
2 |
Аргентина |
2 |
Канада |
2 |
Узбекистан |
1 |
Зимбабве |
1 |
Образцы для изучения выращивали на полях научнопроизводственной базы «Павловские и Пушкинские лаборатории ВИР» (г. Санкт-Петербург, Пушкин). Почвы опытного поля дерново-слабоподзолистые, супесчаные по механическому составу, с нейтральной кислотностью (pH =7,1–7,6). Мощность гумусного горизонта 23–47 см, содержание гумуса 2,1–3,0%. Обеспеченность подвижными формами калия средняя, фосфора – высокая.
Климат в этом агроклиматическом районе характеризуется умеренно-теплым, в отдельные годы прохладным летом. Самый теплый месяц года – июль, со средней многолетней температурой воздуха 16,5–17,7oС. Сумма положительных температур 2100–2300oС. Период с температурой выше 10oС длится 105–115 дней. Сумма осадков за вегетационный период 550–600 мм в год.
Посев образцов, агротехнические приемы по уходу за растениями, изучение, сбор и подготовку растительного материала для биохимических исследований осуществляли по методикам, разработанным в ВИР [19]. Растения выращивали на двурядных делянках по 5 растений в ряду, всего 10 растений на делянке. Схема посева 2×1,4 м. Посев проводили 23-25 мая. Появление всходов было отмечено на 6-8 день. Уборка плодов проводилась на стадии полной спелости.
Методы исследований: биохимический анализ проводили в отделе биохимии и молекулярной биологии ВИР. Образцы были обработаны и проанализированы, как описано ранее [20]: Содержание сухого вещества муки определяли методом, основанном на взвешивании части измельченной средней пробы до и после высушивания при температуре 100–105°C, до постоянной массы. Сахара определяли по Бертрану. Метод основан на способности редуцирующих сахаров, обладающих свободной карбонильной группой, восстанавливать в щелочном растворе окисную медь в закисную. Общую (титруемую) кислотность – титрованием экстракта 0,1 н щелочью, с пересчетом на яблочную кислоту. Аскорбиновую кислоту – методом прямого извлечения из растений 1% соляной кислотой, с последующим титрованием с помощью 2,6-дихлориндофинола (реактив Тильманса). Каротиноиды были выделены с помощью 100% ацетона, и их абсорбция была измерена на спектрофотометре Ultrospec II при длине волны 440 нм. Определение пектиновых веществ проводили карбо-зольным методом, который основан на получении специфического фиолетово-розового окрашивания уроновых кислот с карбазолом в сернокислой среде.
Статистическая обработка полученных результатов проведена с использованием программы Microsoft Excel.
Результаты и обсуждение
Мякоть плодов C. maxima содержит 70-96% воды и 430% сухого вещества, в состав которого входят (в % на сырое вещество): 0,4-13 сахаров, 0,05-2,76 общей кислотности, 4,0-66,8 мг на 100 г аскорбиновой кислоты, 0,2-17 мг на 100 г каротина, 0,05-0,97 пектиновых веществ [21].
В наших исследованиях по химическому составу разные сорта тыквы C. maxima сильно различались между собой. Плоды тыквы характеризовались наибольшей
Таблица 2. Cодержание основных биохимических веществ в плодах C. maxima (данные приведены на сырое вещество) Table 2. Content of the main biochemical substances in C. maxima fruits (data are given for raw matter)
В нашем исследовании тыква рассматривается как сырьевой источник пектиновых веществ (технологически важный показатель качества), которые в тыкве представлены нерастворимым протопектином (клеточные стенки) и растворимым в воде пектином. Диапазон изменчивости пектинов (табл.3) варьировал от 0,59 до 4,24% на а.с.в. (на абсолютно сухое вещество) и в среднем составлял 2,38%.
Следует отметить, что практически у всех исследуемых образцов количество протопектина преобладает над содержанием растворимого пектина, что свидетельствует о твёрдости плодовой мякоти и хороших технологических качествах. Доля протопектина от
Таблица 3. Cодержание пектиновых веществ в плодах C. maxima (в % на а.с.в.)
Table 3. Content of pectin substances in C. maxima fruits (in % per absolutely dry matter)
Водорастворимые пектины накапливались в плодах от 0,24 до 1,36% на а.с.в., в среднем 0,89%. Максимальный уровень содержания наблюдался в пяти сортах (более 1,2%): Испанка из Узбекистана (к-3727), Сие-хуа-ме из Китая (к-5291), Nelson F1 из Нидерландов (к-5573), «2013-1» из Китая (к-5288) и Местная из Таджикистана (к-5497).
Содержание протопектина изменялось от 0,35 до 3,37% и в среднем составляло 1,49%. Высокое содержание этого показателя было отмечено в трех образцах тыквы (более 3%): Куриджиман из Франции (к-5569), Queensland Blue из Зимбабве (к-5585) и Крошечка-Хаврошечка из России (к-5642).
По общему содержанию пектиновых веществ на момент полной зрелости из исследованных сортов лидирующее положение занимают те же три образца тыквы, что и по содержанию протопектинов (более 3,8%): Куриджиман из Франции (к-5569), Queensland Blue из Зимбабве (к-5585) и Крошечка-Хаврошечка из России (к-5642). Они превзошли по этому показателю стандартный сорт Волжская серая 92 на 9-11%. По урожайности эти образцы превышали стандартный сорт на 27-59%. Выход пектиновых веществ с 1м2 (в расчете на сырое вещество) у них составил: Куриджиман – 0,04 кг, Queensland Blue – 0,09 кг, Крошечка-Хаврошечка – 0,13 кг, Волжская серая 92 – 0,025 кг.
Соотношение содержания сахаров, органических кислот и пектиновых веществ влияет на студнеобразующую способность пектиновых веществ. Для анализа данного показателя определили сумму сахаров, кислотность исследуемых плодов (в пересчете на яблочную кислоту) и установили соотношение указанных веществ в свежих плодах тыквы (рис. 1). При обработке полученных результатов содержания массовой доли пектина, кислот (в пересчете на яблочную кислоту) и общего сахара, было выявлено следующее соотношение пектины : органические кислоты : сахара (при расчете на 1 долю пектина): 1:0,3:19,8. Данное соотношение в выделенных сортах представлено в таблице 4.
От показателей качества, представленных на рисунке 1, зависит способность нативных пектиновых
Таблица 4. Соотношение пектины : органические кислоты : сахара в выделившихся образцах
Table 4. Ratio of pectins : organic acids : sugars in isolated samples
Сорт |
Соотношение |
Испанка |
1 : 0,15 : 15,08 |
Сие-хуа-ме |
1 : 0,10 : 15,92 |
Nelson F1 |
1 : 0,45 : 23,57 |
«2013-1» |
1 : 0,37 : 19,93 |
Местная |
1 : 0,41 : 29,66 |
Куриджиман |
1 : 0,31 : 8,91 |
Queensland Blue |
1 : 0,18 : 7,67 |
Крошечка-Хаврошечка |
1 : 0,15 : 10,52 |

■ Общая кислотность И Сумма сахаров М Сумма пектинов
Рис.1. Содержание биохимических веществ в плодах тыквы (в среднем,в % на сырое вещество).
веществ, содержащихся в свежих плодах тыквы, к студ-необразованию. Следует отметить, что слабое студне-образование в тыкве связано в основном с низким содержанием органических кислот.
Результаты нашего исследования показали, что на содержание пектинов (рис.2) оказывают существенное влияние экологические условия года выращивания.

Рис.2. Содержание пектиновых веществ в плодах C. maxima,в зависимости от года выращивания (в среднем,в % на а.с.в.)
Оценка экспериментальных данных по взаимосвязи показателя «пектиновые вещества» с хозяйственноценными признаками представлена в табл. 5. Выявлена невысокая отрицательная корреляция (от -0,28 до -0,37) между пектиновыми веществами и массой плода тыквы; высокая положительная корреляция (от +0,69 до +0,88) между пектиновыми веществами и массой сухого вещества; средняя положительная корреляция (от +0,28 до +0,68) между пектиновыми веществами и суммарным содержанием сахаров.
Таблица 5. Взаимосвязь пектиновых веществ с хозяйственно-ценными признаками Table 5. The relationship of pectin substances with economically valuable traits
Водорастворимые пектины |
Протопектины |
Сумма пектинов |
|
Масса плодов |
-0,28 |
-0,35 |
-0,37 |
Сухое вещество |
0,88 |
0,69 |
0,83 |
Сумма сахаров |
0,68 |
0,28 |
0,44 |
Выводы
Проведенные исследования показали,что в условиях Северо-Западного региона России у образцов тыквы C. maxima выявлена высокая сортовая изменчивость (от 0,59 до 4,24% на а.с.в.) по содержанию пектиновых веществ. Содержание растворимых пектинов находилось в пределах – 0,24-1,36%. Уровень накопления протопектина в зависимости от генотипа и условий вегетационного периода составил 0,35-3,37%. Изучение показало, что количественные и качественные показатели пектина главным обра- зом зависят от генотипа. Отмечена изменчивость этого признака под влиянием погодных условий. Выделены сорта с высоким содержанием пектиновых веществ в плодах,из них наибольшую ценность представляют сортообразцы, накапливающие большое количество пектинов, обладающие стабильностью этого признака по годам и высокой урожайностью. Этим характеристикам отвечают 3 сорта: Куриджиман из Франции (к-5569), Queensland Blue из Зимбабве (к-5585) и Крошечка-Хаврошечка из России (к-5642).
Alla E. Solovyeva – Cand. Sci. (Biology), Senior Researcher at the Department of Biochemistry and Molecular Biology, ,
ResearcherID is: B-8742-2017,
Tatiana M.Piskunova – Cand. Sci. (Agriculture),
Leading Researcher, Department of Genetic Resources of Vegetable and Melon Crops, ,
Список литературы Пектиновые вещества в плодах Cucurbita maxima Duch. в условиях северо-запада России
- Zainudin B.H., Wong T.W., Hamdan H. Design of low molecular weight pectin and its nanoparticles through combination treatment of pectin by microwave and inorganic salts. Polymer Degradation and Stability. 2018;(147):35-40. DOI:10.1016/j.polymdegradstab.2017.11.011
- Krivorotova T., Staneviciene R., Luksa J., et al. Preparation and characterization of nisin-loaded pectin-inulin particles as antimicrobials. LWTFood Science and Technology. 2016;72:518-24. DOI: 10.1016/J.LWT.2016.05.022
- Adams G.G., Imran S., Wang S., et al. Extraction, isolation, and characterization of oil bodies from pumpkin seeds for therapeutic use. Food Chemistry. 2012 Oct 15;134(4):1919-25. doi: 10.1016/j.foodchem.2012.03.114.
- Murkovic M., Mülleder U., Neunteu H. Carotenoid content in different varieties of pumpkins. Journal of Food Composition and Analysis. 2002;15(6):633-638. DOI:10.1006/jfca.2002.1052.
- Murugesan R., Orsat V. Spray drying for the production of nutraceutical ingredients -.A review. Food and Bioprocess Technology. 2012;5(1):3-14. DOI:10.1007/s11947-011-0638-z.
- Бутова С.Н., Вольнова Е.Р., Зуева К.В. Характеристика пектинов из нетрадиционного сырья. Молодой ученый. 2020;22(312):424-426. EDN YONHJS.
- Созаева Д.Р., Джабоева А.С., Шаова Л.Г., Цагоева О.К. Содержание пектинов в различных видах плодовых культур и их физикохимические свойства. Вестник ВГУИТ. 2016;(2):170–174. doi:10.20914/2310-1202-2016-2-170-174
- Willats W.G.T, Knox J.P., Mikkelsen D.J. Pectin: New insights into an old polymer are starting to gel. Trends in Food Science and Technology. 2006;17(3):97-104. DOI:10.1016/j.tifs.2005.10.008.
- Vincken J.P., Schols H.A., Oomen R.J.F.J., et al. Pectin-the hairy thing. In: Advances in Pectin and Pectinase Research. Kluwer Academic Publishers. Boston Dordrecht. 2003; pp. 47-59.
- Waldron K.W., Parker M.L., Smith A.C. Plant cell walls and food quality. Comprehensive Reviews in Food Science and Food Safety. 2003 Oct;2(4):128-146. doi: 10.1111/j.1541-4337.2003.tb00019.x.
- Guillon F., Champ M. Structural and physical properties of dietary fibers and consequences of processing on human physiology. Food Research International. 2000;33(3-4):233-45DOI:10.1016/S0963-9969(00)00038-7
- Voragen A.G.J., Pilnik W., Thibault J.F., et al. Pectins. In: AM Stephen (ed) Food polysaccharides and their applications. New York: Marcel Dekker. 1995; pp. 287-69.
- Кизатова М.Ж., Азимова С.Т., Омаркулова Н.С., Адилханова Л.С., Каумбаева Э.Т. Обоснование функциональности тыквенного пектина и пектиносодержащих продуктов питания. Вестник Казахского национального медицинского университета. 2018;(4)%188-191. EDN YWIQWL.
- Мачнева И.В., Бо ндаренко А.И. Оценка содержания уро вня пектина в некоторых овощах и фруктах. Международный студенческий научный вестник. 2016;(2):212-218. EDN WZFLJR.
- Поткина Г.Г., Ляшевская Н.В., Кузнецова О.В. Пектиновые вещества пло до во -яго дных культур. Биоразнообразие, проблемы экологии Горного Алтая и сопредельных территорий: настоящее, прошло е, будущее: материалы второй межрегионально й научно - практическо й конференции. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ. 2016. С. 123.
- Иванов В.И., Комаров В.И., Мануйлова Т.А. Состояние использования вторичных сырьевых ресурсов в пищевой промышленности. Вестник РАСХН. 1993;(4):61-63.
- Сокол Н.В., Хатко З. Н., Донченко Л.В., Фирсов Г.Г. Состояние рынка пектина в России и за рубежом. Новые технологии. 2008;(6):30-35. EDN JWCCDV.
- Павел А.Р. Пектиновые вещества в плодах яблони. Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020;(7):59-65. EDN YBTRCP.
- Пискунова Т.М. Изучение и поддержание в живом виде мировой коллекции тыквы, кабачка, патиссона, крукнека (методические указания). СПб: ВИР. 2020. 48 с.
- Ермаков А.И., Арасимович В.В. и др.; Методы биохимических исследований растений. Л.: Агропромиздат. Ленингр. отд., 1987. 430 с.
- Пискунова Т.М, Соловьева А.Е., Мутьева З.Ф. Тыква: Биохимический состав образцов тыквы коллекции ВИР. Санкт-Петербург: ВИР, 2021. 124 с. (Каталог мировой коллекции ВИР; Выпуск 928). ISBN 978-5-907145-71-9. DOI 10.30901/978-5-907145-71-9. EDN USSFBS.