Пенитенциарная конфликтология как специфическая отрасль юридической науки
Автор: Детков А.П.
Журнал: Вестник Алтайской академии экономики и права @vestnik-aael
Рубрика: Юриспруденция: теория и практика
Статья в выпуске: 1 (24), 2012 года.
Бесплатный доступ
В статье обосновывается, что пенитенциарная конфликтология является специфической отраслью юридической науки, предмет изучения которой - конфликты осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.
Пенитенциарная конфликтология, конфликты осужденных, уголовное наказание, исправительные учреждения
Короткий адрес: https://sciup.org/142178666
IDR: 142178666
Текст научной статьи Пенитенциарная конфликтология как специфическая отрасль юридической науки
В настоящее время исследованием конфликтов занимаются многие науки: философия, конфликтология, социология, психология и др. Особое место среди них занимает пенитенциарная конфликтология, имеющая свой специфический предмет исследования - конфликты, возникающие в исправительных учреждениях.
Пенитенциарная конфликтология как разновидность юридического знания исследует причины и способы разрешения конфликтов, возникающих среди осужденных, отбывающих уголовное наказание. Это особого рода социальные конфликты. Они обусловливаются многими факторами, в основе которых не только своеобразие «человеческого материала», но и специфические ценностные и психологические установки, которые формируются под воздействием среды содержания осужденных и степени тяжести совершаемых ими уголовных преступлений. Познание и объяснение этих факторов, формирование на их основе определенных моделей (способов) разрешения конфликтов - одни из главных предметных сфер пенитенциарной конфликтологии.
Общая схема любого исследования может быть представлена как процесс накопления знания посредством формирования его на таких уровнях, как методологический, теоретический, технологический и практический. В универсальной методологической схеме научного познания наглядно представлены теоретические и практические возможности исследования объекта с точки зрения формулирования гипотез, концепций, отвечающих требованиям исследовательских задач. Эти уровни познания, соответственно, могут раскрывать специфику макро-, мезо- и микроуровней конфликтов, их масштабность и границы конфликтных ситуаций, процессы развития и закономерности «разворачивания» в условиях отбывания уголовного наказания.
Методологический уровень познания - это поиск исходных оснований, позволяющих исследовать конфликты как естественные и / или ис кусственные процессы, система принципов и взглядов, доминирующих в юридической науке. Это методы организации теоретической, технологической и практической деятельности, основанные на выявлении разных конструкций конфликтов, происходящих в исправительных учреждениях, и поиске решений задач, формируемых уголовно-исполнительной практикой.
Теоретический уровень исследования - это непосредственно научные теории и знания закономерностей развития и специфических свойств конфликтов. Исходя из общетеоретических и методологических положений, характеризующих конфликт как социальное явление, можно квалифицировать конфликты, происходящие в исправительных учреждениях.
По уровню и масштабам проявления они относятся к конфликтам среднего и микроуровня, так как сфера их действия чаще всего ограничивается одним или несколькими исправительными учреждениями и их конкретными подразделениями (отрядами, блоками, камерами и т.д.). По характеру конфликты в исправительных учреждениях могут быть структурными, функциональными и структурно-функциональными (если речь идет о конфликтах между осужденными и администрацией). Они могут быть антагонистическими, когда конфликт приводит к дестабилизации деятельности пенитенциарного учреждения либо системы в целом, и неантагонистическими. По форме проявления эти конфликты могут быть открытыми и латентными. Чаще всего для данной категории конфликтующих сторон характерны латентные конфликты. По числуучастников они могут быть межгрупповыми, межэтническими, межличностными, внутриличностными. Внутриличностные конфликты чаще всего возникают в связи со сменой ролевых функций, выполняемых осужденными до и во время пребывания в местах лишения свободы, сложностью вхождения в иерархию тюремной и «зоновской» субкультуры.
Межгрупповые конфликты отличаются стабильностью и агрессивностью конфликтующих сторон в борьбе за власть, влияние, авторитет, привилегии; четко работает устойчивая система координат «свои - чужие», разделяющая конфликтующие стороны. Всякого рода переходы из одной группы, олицетворяющей собой своеобразную касту, в другую практически исключены. В отличие от гражданского общества, где индивид в результате мобильности способен перемещаться из одной социальной страты в другую, в исправительных учреждениях такой мобильности нет, и она в принципе невозможна. Кастовая система социальной организации осужденных в российских исправительных учреждениях довольно устойчива. Она существует несколько десятилетий, и если есть в ней какие-то изменения, то они не касаются самой ее сути.
В исправительных учреждениях представлено все многообразие конфликтов: мотивационные, целевые, статусные, конфликты потребностей. Содержание огромного числа специфического контингента - осужденных - в замкнутом пространстве обостряет взаимоотношения людей, их чувства и эмоции, усиливая и расширяя социально-психологическую основу конфликтов. В зависимости от причины конфликты в исправительных учреждениях делятся на два типа: обусловленные объективными и субъективными причинами. По социальным последствиям можно выделить успешные, безуспешные и бессмысленные конфликты; конструктивные и деструктивные, реалистические и нереалистические конфликты. Нереалистические конфликты всегда дисфункциональны.
В зависимости от времени протекания конфликты в исправительных учреждениях могут быть постоянными, пролонгированными, кратковременными. В зависимости от форм проявления выделяются относительно мирные и немирные (вооруженные с захватом заложников) конфликты. По направлению развития конфликты в исправительных учреждениях могут быть вертикальными (в которых участвуют осужденные и представители администрации исправительного учреждения), горизонтальными (в которых участвуют лица, не находящиеся в подчинении друг друга) и смешанными (которые соединяют и вертикальные, и горизонтальные конфликты). В зависимости от особенностей противоречий, лежащих в основе конфликтов, в исправительных учреждениях можно выделить социально-экономические, этнонациональные, производственные, бытовые и другие конфликты.
Несмотря на то что конфликтам, возникающим в исправительных учреждениях, свойственны однотипные черты и особенности, присущие социальному конфликту как таковому, здесь они имеют специфическое содержание и формы проявления. Это обусловлено как условиями содержания осужденных, так и той социокультурной средой, в которой они находятся. Сформировавшаяся социокультурная среда пребывания осужденных в исправительных учреждениях оказывает дестабилизирующее воздействие на личность осужденного в том смысле, что он вынужден как бы заново социализироваться, т.е. приспосабливаться и адаптироваться к новым правилам и нормам общественной жизни, резко (коренным образом) отличающимся от тех, которые характерны для жизни на воле. Эта среда чаще всего формирует далеко не лучшие человеческие качества, которые имманентно несут в себе конфликтность по отношению к общепринятым в обществе нормам и социокультурным образцам поведения и которые создают новое соотношение сил реальных и потенциальных участников конфликта; она во многом определяет характер, направленность и формы протекания конфликтов в исправительных учреждениях.
Личность преступника в современной криминологии рассматривается как явление типологического порядка, как носитель наиболее общих, устойчивых, существенных социально-психологических черт и свойств. Специфика личности преступника заключается именно в том, что она имеет некоторые особенности, которые выступают в качестве внутренних психологических причин преступного деяния. Ведь любое преступление, в какой бы форме оно ни совершалось, не есть случайное явление по отношению к личности преступника. В своей основе оно подготовлено развитием его социальных, нравственных, социально-психологических свойств. В качестве таковых выступают жизненный опыт человека, воспитание, особенности его духовного мира, предопределяющие выбор общественно опасного варианта поведения.
Известно, что основным стимулом человеческой деятельности является мотив. Именно в нем отражено то, во имя чего совершаются деяния, в чем видится личностный смысл их для субъекта. В мотиве опредмечиваются, конкретизируются потребности, которые изменяются и обогащаются вместе с изменением и расширением круга объектов, служащих их удовлетворению. Это явление субъективное, связанное с индивидуальными особенностями и установками личности, но в то же время включающее в себя и ее социально-психологические черты. Результаты современных криминологических исследований не позволяют утверждать, что есть специфические мотивы, имманентно провоцирующие преступное поведение индивида. Во всяком случае, большинство мотивов преступлений не являются таковыми и могут стимулировать иные действия. Все зависит от нравственных черт личности, предопределяющих выбор цели и средств ее достижения. Основная масса мотивов как бы нейтральна; исключение составляют те, которые направлены на реализацию физиологических потребностей человека.
Мотивы же насильственных преступлений (убийств, телесных повреждений, изнасилований) и хулиганства достаточно разнообразны. Сам факт соединения в одном месте людей, имевших мотивации преступного поведения, порождает определенную систему социальных связей и взаимоотношений между ними, формирует неформальный социальный контроль в этом сообществе. Социальный контроль - это совокупность средств, с помощью которых сообщество или отдельные его социальные группы обеспечивают определенное поведение его членов по отношению к сложившимся здесь ролевым требованиям и ожиданиям.
Инструменты неформального социального контроля в исправительном учреждении отличаются большим разнообразием и зависят от конкретных ситуаций. В любом случае механизмы такого контроля направлены на то, чтобы индивид вписывался в сложившуюся здесь иерархию социальных ролей и занимал ту нишу, которая соответствует его статусу. Самым известным и, несомненно, старейшим средством социального контроля вообще, и в исправительном учреждении в частности, является физическое насилие.
Следующим средством социального контроля является социально-психологическое давление. Там, где люди живут и работают компактными группами, где они знают лично друг друга и связаны между собой «общей судьбой и преступной деятельностью», механизмы психологи ческого давления работают четко и безжалостно. К ним относятся: насмешки, презрение, унижение. С помощью таких средств контроля легко манипулировать сознанием осужденных, вселять им страх. Страх, как известно, - это один из признаков социального конфликта с ярко выраженным насильственным компонентом.
Неформальный социальный контроль - особый механизм социальной регуляции поведения осужденных и поддержания специфического «общественного порядка» в исправительном учреждении. Этот механизм включает два главных элемента: нормы (если можно так выразиться применительно к этому сообществу) и санкции. Нормы - это предписания того, как надо правильно себя вести в среде осужденных. Санкции - средства наказания, стимулирующие соблюдать как формальные, так и неформальные нормы. Кроме того, есть и такой механизм социального контроля, как предписание. Социальное предписание уголовного мира - запрет или разрешение что-либо делать, обращенное к индивиду или группе, выраженное в любых формах и в любом месте. Таким образом, неформальный социальный контроль обеспечивает стабильность социокультурной среды исправительных учреждений.
Каждый этап конфликта характеризуется определенными признаками, элементами, связями и отношениями, усиливающими или ослабляющими социальную напряженность. Важно исследовать возможности предотвращения конфликтных ситуаций в исправительном учреждении, прогнозирования их развития.
Обобщая сказанное, подчеркнем, что теоретическая база пенитенциарной конфликтологии формируется на основе общетеоретических концепций конфликтов и их типологий. Методологию исследования составляет совокупность определенных общенаучных и специальных методов познания, таких как диалектический, системный, структурный, функциональный, социокультурный, деятельностный методы, а также прикладные методы исследования.
Эмпирическую базу пенитенциарной конфликтологии обеспечивают материалы уголовноисполнительной практики, деятельности исправительных учреждений различных типов, результаты конкретно-социологических и эмпирических исследований о состоянии конфликтности в среде осужденных, отбывающих уголовное наказание в местах лишения свободы.