Переговоры как процедура примирения в арбитражном процессе
Автор: Морозова Р.И.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-4 (51), 2020 года.
Бесплатный доступ
При внесении многочисленных изменений в процессуальное право законодатель обратил особое внимание на примирительные процедуры. Изменения коснулись перечня используемых процедур, а также был упорядочен порядок их использования. Одной из форм примирения являются переговоры. Нормы о проведении переговоров в российское процессуальное законодательство были внесены не так давно, несмотря на то, что переговоры часто используются на практике. Очевидно, что переговоры могут предшествовать применению иных форм примирения. За переговорами могут обсуждаться условия мирового соглашения. Таким образом, переговоры сторон, которые происходят по их собственному желанию, без участия посредника, стали самой распространенной формой примирения на практике. Однако объектом исследования переговоры являлись нечасто. В рамках данной статьи будут рассмотрены основные положения о переговорах как примирительной процедуры.
Переговоры, примирительные процедуры, суд, сроки примирения, злоупотребление правами
Короткий адрес: https://sciup.org/170187260
IDR: 170187260 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11483
Текст научной статьи Переговоры как процедура примирения в арбитражном процессе
Прежде всего, необходимо определиться, что именно следует понимать под переговорами. Так, чаще всего переговоры являются системой действий сторон, которые связаны с улаживанием конфликта или спора с помощью поиска компромисса и взаимовыгодных предложений. Переговоры – это не только вербальный обмен позициями, стороны могут свершать в рамках переговоров различные фактические и юридические действий для преодоления разногласий, например, речь идет об обмене документами, информацией: проведении исследований, определении перспектив развития, а также способов исполнения обязательств.
Современное общество нуждается в широком использовании переговоров, поскольку они представляют собой широко доступный механизм улаживания споров. Переговоры позволят оптимизировать процесс правосудия, снизив нагрузку на суд [9]. Кроме того, переговоры позволяют снизить уровень конфликта и напряженности в деловых отношениях, способствуют повышению правосознания в обществе. Институт переговоров получил широкое примирение на практике ввиду своей лаконичности.
В условиях глобализации и соответствующего ускорения динамики различных бизнес процессов в хозяйственной деятельности частных субъектов актуальным является вопрос о выборе наиболее оптимального и наименее затратного как по временным, так и по финансовым ресурсам способа защиты своих прав и законных интересов.
Как отмечают многие авторы, одной из основных проблем развития института досудебного урегулирования споров является низкий уровень осведомленности сторон [4].
Несмотря на внимание в последнее время со стороны законодателя к примирительным процедурам, по-прежнему сохраняются коллизии, связанные с тем, что при переговорах необходимо использовать нормы о судебном примирении. В данном ключе переговоры должны служить способом достижения максимально выгодного решения материально-правового конфликта, которое достигается различными средствами, предусмотренными в ст. 138.6 АПК РФ.
При использовании переговоров участниками спора необходимо приложить усилия для достижения результата примирения, однако, если такого результата достигнуть не удалось, то ответственность участников в таком случае не предусмотрена. Такое положение следует из общих принципов процессуального права: состязательности сторон, диспозитивности, равенства, а также добровольности применения примирительных процедур. Однако добровольность использования примирительных процедур не предполагает затягивание судебного разбирательства, а также не исключает ответственности при недобросовестном ведении переговоров.
Давая оценку недобросовестным действиям при ведении переговоров, необходимо использовать критерии, предусмотренные Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ). Его положения предусматривают, что вступление в переговоры без цели заключить договор, внезапное прерывание переговоров без причины, а также предоставление неполной и недостоверной информации в рамках переговоров являются признаками их недобросовестного ведения.
Для оценки эффективности ведения переговоров необходимо учесть насколько стороны продвинулись в формировании разумных компромиссов и предложений, какой объем необходимой информации стороны предоставили друг другу. Необходимо также обратить внимание на причины недостижения согласия. Важным моментом является запрет на раскрытие конфиденциальной информации, которая была получены в ходе переговоров. Использование таких условий связано со спецификой мирового соглашения как в рамках гражданско-правовой сделки, так и применительно к переговорам в арбитражном процессе.
При внесении изменений в процессуальное законодательство в части процедур примирения законодатель обращал внимание на важность роли суда при осуществлении содействия сторонам в урегулировании конфликтов. Чтобы повысить эффективность использования примирительных процедур суд был наделен полномо- чиями, согласно которым процедура примирения может быть осуществлена не только при наличии ходатайства сторон, но и по предложению арбитражного суда. При наличии согласия сторон с предложением суда о применении примирительных процедур суд откладывает судебное разбирательство и выносит постановление о применении примирительных процедур.
В данном случае вынесение определения суда о применении примирительной процедуры представляет собой разновидность распорядительного действия и активной роли суда в примирении. Кроме того, суд устанавливает сроки примирения и определяет круг вопросов, которые необходимо рассмотреть. Помимо этого, суд может вносить указания и делать предложения, связанные с достижением сторонами примирения, например, суд может предложить сверить расчеты, провести совместный осмотр.
Однако суд должен воздерживаться от излишнего вторжения, а также от установления требований и правил проведения примирительных процедур, поскольку в таком случае речь идет о противоречии природы примирения. Способы и порядок примирения в конечном итоге определяют сами стороны. Учитывая действие принципа добровольности примирительных процедур, стороны вправе выйти за пределы срока, который был установлен судом, они могут проводить дополнительные процедуры для достижения примирения. Например, мировое соглашения может предусматривать в своих положениях условия, которые прямо не вытекали из рассматриваемого судом спора. Очевидно, что в данном случае установление судом императивных предписаний противоречит принципам примирительных процедур.
Определение суда о применении примирительных процедур не подлежит обжалованию, поскольку их использование не является препятствием для рассмотрения дела. Решения, которые по своему характеру являются промежуточными, обжалуются совместно с итоговым судебным актом.
Отложение судебного заседания при применении примирительных процедур является правом, а не обязанностью суда. Суд может располагать сведениями, что у стороны нет намерения мирно урегулировать спор, а есть намерение затянуть процесс, поэтому суд может отказать в удовлетворении ходатайства об отложении. Процедура примирения должна быть завершена в срок, установленный судом. Данный срок является процессуальным и участники не вправе его изменить по своему усмотрению. Суд может вынести определение о продлении сроков применения примирительных процедур.
При использовании переговоров в каче- стве примирительных процедур стороне не несут ответственности, если им не удалось достигнуть примирения, однако они могут быть привлечены к ответственности в случае недобросовестности ведения переговоров. Например, суд вправе отнести судеб- ные издержки на счет лица, которое злоупотребляло своими процессуальными правами, не выполнило процессуальные обязанности, что привело к срыву судебных заседаний, затягиванию судебного процесса.
В качестве последствия злоупотребления сторонами своими полномочиями может рассматриваться отказ в продлении сроков примирения. Злоупотребление процессуальными правами является их использование с целью причинения вреда интересам судопроизводства, а также иным участникам процесса. Злоупотреб- ление правами связано с невыполнением предписаний, за что суд может применить меры ответственности. Такие меры ответственности применяются и при недобросовестном ведении переговоров.
Список литературы Переговоры как процедура примирения в арбитражном процессе
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: от 24.07.2002 № 95-ФЗ с изм. и доп. от 08.06.2020 // Собрание законодательства РФ.2002. № 30. Ст. 3012.
- Научно-практический комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (постатейный // СПС "Консультант Плюс".
- Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.В. Ярков. 4-е изд., испр. и перераб. - М.: Статут, 2020. - 1071 с.
- Гринь Е.А. Процедура медиации в спорах, связанных с интеллектуальной собственностью: проблемы и перспективы // Аграрное и земельное право. - 2019. - №8 (176). - С. 106-107.
- Дегтярев С.Л., Боярский Д.А. Недобросовестное прекращение переговоров как основание гражданско-правовой ответственности // Арбитражный и гражданский процесс. - 2016. - №8. - С. 50-54.
- Дегтярев С.Л., Боярский Д.А. Переговоры как примирительная процедура // Арбитражный и гражданский процесс. - 2020. - №8. - С. 35-38.
- Практика применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации / И.В. Решетникова. 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 480 с.
- Соловьева Т.В. К вопросу о добросовестном поведении в гражданском судопроизводстве // Вестник гражданского процесса. - 2017. - №4. - С. 62-78.
- Шкурова П.Д., Шеуджен А.А. К вопросу о соотношении примирительных процедур // Современная научная мысль. - 2020. - №2. - С. 198-203.