Переход к новому стандарту инклюзивного образования: прогнозы и риски
Автор: Пантелеева А.В., Макосова Е.С.
Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium
Рубрика: Основной раздел
Статья в выпуске: 7 (38), 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья раскрывает современные реалии перехода к новому стандарту инклюзивного образования. Авторы данной статьи считают, что российское общество не готово к такому переходу, тем не менее, с законодательной точки зрения - он осуществлен. В данной статье анализируют риски, которые таит в себе данный переход, и рассматривают пути их минимизации.
Инклюзивное образование, дети с овз, риски и оптимизация, коррекционные школы
Короткий адрес: https://sciup.org/140124409
IDR: 140124409
Текст научной статьи Переход к новому стандарту инклюзивного образования: прогнозы и риски
Инклюзивное образование широко взаимодействует с социокультурной средой. Видные ученые, такие как Р.Ф. Майрамян, В.В. Ткачева, Г. А. Мишина, М. Либлинг, Т.А. Басилова, Р.М. Боскис, Л.П. Григорьева, В.3. Денискина, А.В. Здуновский, занимающиеся исследованиями в данной области, указывают на то, что дети с ОВЗ страдают от коммуникативного барьера, возникающего по ряду объективных и субъективных причин.
М. Тингл [5] подчеркивает, что для успешного осуществления инклюзивного образования есть ряд особых условий, связанных не столько с оснащением самих учебных заведений и набором квалифицированного педагогического и вспомогательного персонала, сколько с подготовкой самого общества к тому, что люди с ОВЗ способны вести нормальный образ жизни.
Она подчеркивает, что успешная социализация данной группы людей возможна только при условии высокой культуры общества, в котором нет дискриминации, и присутствует не только политическая, но и социальная толерантность.
Несмотря на обширный европейский опыт, в процессе модернизации системы инклюзивного образования, вышеприведенный ключевой момент был упущен из внимания законотворцев, что привело к нарастанию противоречий в обществе: оно оказалось не готово к такому переходу.
В последнее десятилетие наблюдалась четкая тенденция сокращения школ коррекционного типа, несмотря на то, что в России проживает более миллиона детей, нуждающихся в коррекционной помощи [Статистика Минобрнауки, 2016г]. По данным ЮНЕСКО количество детей с ОВЗ на территории нашей страны в два с половиной раза больше и равно 2,5-3 млн. детей, в то время как коррекционных школ всего лишь 500 тысяч.
Вместо того, чтобы удовлетворить потребности детей с ОВЗ в учреждениях специализированного типа, Министерство образования запустило механизм упразднения таких учреждений вообще. В Законе «Об Образовании» от 29 декабря 2012 года сказано, что «…Наименования и уставы образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года с учетом следующего: 1) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации…» [1. с. 167-172]
Согласно новому профессиональному стандарту инклюзивного образования, вступающему в силу с 01.01.2017 года, дети с ОВЗ теперь должны будут обучаться в обычной школе.
Мировой опыт говорит, что такое обучение не только возможно, но и благотворно почти для всех групп детей с ОВЗ и может идти по нескольким сценариям: в каждой параллели общеобразовательной школы могут быть классы для детей с ОВЗ или же в обычном классе может учиться «особенный ребенок». Несмотря на то, что и один, и другой подход имеют положительную составляющую для всех участников образовательного процесса, необходимо четко понимать, что в обоих случаях требуется значительное переоборудование школы, наличие специального персонала и еще целого ряда условий, соблюдение которых жизненно необходимо детям с ОВЗ.
По официальной статистике Минобрнауки содержание одного ребенка с ОВЗ стоит государству в 20 раз больше, чем здорового ребенка в обычной общеобразовательной школе. Так как новый закон «Об Образовании» отменил все особые статусы школ, то теперь не сама школа будет получать дополнительное финансирование, а именно каждый ребенок с ОВЗ, в зависимости от диагноза. Данный факт неизбежно приведет к ряду последствий:
-
- либо к значительному ухудшению уровня жизни детей-инвалидов вследствие недостаточного финансирования. Ведь если в школе учится 2 или 3 ребенка с ОВЗ, да еще и с разными диагнозами, то просто не откуда будет взять средства для модернизации школьного пространства, закупки учебных материалов и содержание необходимого квалифицированного персонала;
-
- либо к тому, что внутри образовательных организаций появятся учебные блоки для детей с ОВЗ, что, так же, не гарантирует возможность формирования необходимого образовательного пространства для обучения детей. Необходимо отметить, что многие здания школ просто не рассчитаны на модернизацию и их невозможно переоборудовать под нужды детей с ОВЗ, либо это очень дорого. По данным Росстата осуществлять качественное инклюзивное образование может лишь каждая 13 школа в России.[3]
Кроме вышеперечисленных проблем, мы можем обозначить еще ряд препятствий на пути к реализации нового инклюзивного стандарта:
-
- отсутствие должной профессиональной подготовки у педагогов общеобразовательных школ (дети с ОВЗ быстро устают, требуют к себе особого внимания, работают в своем ритме, отличающемся от ритма всего класса; им может понадобиться экстренная медицинская помощь и т.д.) [4,5]
-
- отсутствие понимания у родителей, дети которых учатся в классе с особенными детьми (реформа не предусмотрела психологическую подготовку родителей обучающихся к тому, что в классе будут дети с ОВЗ) [2, с 56-58]
-
- отсутствие готовности учащихся обучатся с детьми с ОВЗ (как реагировать на поведение «особенного ребенка», как оказать ему нужную посильную помощь, как общаться с ним и т.д.) [2, с. 59-66]
-
- отсутствие целого ряда специалистов: тьюторов, специалистов медицинского блока, семейных психологов и др.
-
- отсутствие понимания у администрации учебных заведений, необходимости вводить новые должности (тьюторы, медицинский персонал) в штатное расписание, если нормы их работы не расписаны законодательно и зарплатные фонды на них не выделены.
Все вышеперечисленные проблемы позволяют сделать следующие выводы:
-
1. Коррекционные школы фактически уже упразднены, но большинство общеобразовательных школ не готово принять детей с ОВЗ.
-
2. Законодательная база не доработана: с одной стороны Закон «Об Образовании» гарантирует каждому ребенку равные возможности в доступном и качественном образовании на всех ступенях, с другой стороны – элементарно не прописаны новые должностные обязанности, введенные в силу упразднения коррекционных школ. Коррекционные школы по всей стране стали закрываться раньше, чем вступил в силу новый профессиональный стандарт, который только с января 2017 года станет готовить педагогов, способных работать с детьми с ОВЗ.
-
3. Не осуществлена надлежащая психологическая поддержка и работа с родителями как особенных, так и здоровых детей. [2, с. 57-58]
-
4. Не проведена модернизация образовательного пространства (всего лишь каждая 13 школа в стране готова принять ребенка с ОВЗ) [3]
Резюмируя все вышеперечисленное, мы можем сказать, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться и повышение культурной компетентности педагогов, учащихся, родителей и всего общества может оказать благоприятное воздействие и эффективно преодолеть существующие объективные проблемы.
Список литературы Переход к новому стандарту инклюзивного образования: прогнозы и риски
- Закон «Об Образовании» в РФ, № 273-ФЗ от 29.12.2012 г, ст. 108, п. 5, 186с.
- Либлинг М. М. Холдинг-терапия как форма психологической помощи семье, имеющей аутичного ребенка. // Стать \\ Дефектология, М.: 1996. - № 3, с. 56-66.
- Росстат. 2016 . Режим доступа: http://www.gks.ru
- Сериков С.Г., Подготовка педагогов к осуществлению здоровьесберегающего образования: теоретические предпосылки и реализация в практике общеобразовательных учреждений: учебно-методическое пособие/С.Г. Сериков, О.А. Клестова, -Челябинск; ИЦ «Уральская академия», 2005. -62 с.
- Тингл. М. \Дети с нарушениями двигательной активности\ переизд. в Taylor & Francis e-Library, 2005. p 32-45, 54-68, 112 -150 // Tingle,Myra. The Motor Impaired Child\ First published in Taylor & Francis, an inform company,1990\2005. -145с.