Переходные обряды в додинастическом и раннединастическом Египте

Автор: Шеркова Т.А.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 11 т.7, 2021 года.

Бесплатный доступ

Мифопоэтическое мышление оперирует бинарным принципом, классифицируя все феномены макро- и микромира. Фундаментальной была оппозиция между космосом и хаосом, иначе говоря, между жизнью и небытием. Освоенные культурой пространства, мир упорядоченный, символизированный различными образами: столбом, горой, храмом, жилищем, мыслился как центр мироздания, которому противостоял хаос, угрожавший порядку. Эти представления о мироустройстве актуализировались в сфере ритуала, призванного сохранять порядок, созданный в первовремена первопредками и богами. Повторение изначального мифа в ритуале должно было восстановить, обновить миропорядок в циклическом движении времени. Это относилось как к общеегипетским праздникам, каким являлся Новый год, так и инициациям, которые проходили члены социума на той или иной ступени развития древнеегипетской культуры. Переходные обряды имели два аспекта: возрастной и социальный. При прохождении инициации члены коллектива повышали свой социальный статус, становились посвященными, переходя от подросткового возраста к брачным отношениям, повышая свой статус в коллективе. Особое положение занимали вожди и цари, которые подтверждали свое высокое положение в социуме во время праздника sd. Похороны также относились к переходным обрядам. Переходные обряды объединяли представления о таких противоположностях, как жизнь и смерть, к которой приравнивалась утрата человеком прежнего социального статуса. Непременным атрибутом ритуалов было жертвоприношение животных, не только кровавое, но и жертвоприношение древними ритуальными предметами при строительстве храмов на месте древних святилищ. Известные примеры были связаны с царями, отвечающими за процветание Египта.

Еще

Биполярность мифологического мышления, миф и ритуал, фазы переходных обрядов, возрастной и социальный статус, погребальный обряд, вождь и царь, жертвоприношения, социум и природа.

Короткий адрес: https://sciup.org/14121273

IDR: 14121273   |   DOI: 10.33619/2414-2948/72/50

Список литературы Переходные обряды в додинастическом и раннединастическом Египте

  • Ассман Ян. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М., 2004.
  • Топоров В. Н. О космологических источниках раннеисторического описания // Труды по знаковым системам // Ученые записки Тартуского университета. 1973. Т. VI. Вып. 308. С. 106 150.
  • Шеркова Т. А. Материальные источники додинастического Египта в свете концепции «Культурная память» // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №10. С. 387 409. https://doi.org/10.33619/2414 2948/59/35
  • Шеркова Т. А. Древний Египет в фокусе концепции" Культурная память" // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №7. С. 393 408. https://doi.org/10.33619/24142948/56/49
  • Шеркова Т. А. Додинастический и раннединастический Египет в контексте биполярности мифологического сознания // Вестник МГПУ. №4. 2018. С. 70 81.
  • Лотман Ю. М. Альтернативный вариант: бесписьменная культура или культура до культур // Семиосфера. 2004. С. 363 371.
  • Юнг К. Г. Психологические типы. Минск, 2003. 526 с.
  • Топоров В. Н. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988. С. 7 61.
  • Элиаде М. Священное и мирское. М., 1994. 143 с.
  • Геннеп ван А. Обряды перехода. М., 2002. 198 с.
  • Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983. 277с.
  • Лич Э. Культура и коммуникация. Логика взаимосвязи символов. М., 2001. 141 с.
  • Сказки и повести Древнего Египта. Ленинград, 1979.
  • Шеркова Т. А. Рождение Ока Хора. Египет на пути к раннему государству. М., 2004. 369 с.
  • Friedman R., McNamara L. Hierakonpolis // The Encyclopedia of Ancient History. 2013. P. 1 7. https://doi.org/10.1002/9781444338386.wbeah15197.pub2
  • Quibell J. E., Green F. W. Hierakonpolis II. (Egypt Research Account, V). London, 1902.
  • Шеркова Т. А. Традиции и новации в погребальном обряде для социальной элиты в додинастическом и раннединастическом Египте // Бюллетень науки и практики. 2021. Т. 7. №8. С. 359 384. https://doi.org/10.33619/2414 2948/69/42
  • Матье М. Э. Хеб сед (из истории древнеегипетской религии) // Избранные труды по мифологии и идеологии Древнего Египта. М., 1996. С. 71 91.
  • Кочакова Н. Б. Рождение африканской цивилизации. Ифе, Ойо, Бенин, Дагомея. М.: Наука, 1986. 302с.
  • Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневекового ренессанса. М.: Художественная литература, 1965. 545 с.
  • Юнг К. Г. Психологический комментарий к «Бардо Тходол» // О психологии восточных религий и философий. М., 1994. C. 36 56.
  • Adams B., Cialowicz K. M. Protodynastic Egypt. London: Shire Publications LTD, 1988. 71 p.
  • Emery W. B. Archaic Egypt. London, 1961. 269 p.
  • Emery W. Excavation at Saqqara. The Tomb of Hemaka. Cairo, 1938.
  • Roth A. M. The psš kf and the ‘Opening of the Mouth’Ceremony: A Ritual of Birth and Rebirth // The Journal of Egyptian Archaeology. 1992. V. 78. №1. P. 113 147.
  • Adams B. Predynastic Egypt. London, 1988. 76 p.
  • Roth A. M. Finger, Stars and the “Opening of the Mouth”: the Nature and Function of the Nеcherwj Blades // The Journal of Egyptian Archeology. 1993. №79. P. 57 79. https://doi.org/10.1177/030751339207800107
  • Friedman R. F. The early royal cemetery at Hierakonpolis: An overview // Recent Discoveries and Latest Researches in Egyptology, Harrassowitz, Wiesbaden. 2010. P. 67 86.
  • Шеркова Т. А. Хаос и космос: анализ панно из гробницы 100 в Иераконполе в контексте археологических и иконографических исследований // Египет и сопредельные страны. 2019. Вып. 3. С. 82 105.
  • Lightheim M. A. Ancient Egyptian literature. Berkley Los Angeles London, 1975.
  • Савельева Т. Н. Храмовые хозяйства Египта Древнего царства. М., 1999.
  • Spencer A. J. Early Egypt: the rise of civilization in the Nile valley. L., 1993.
  • Friedman R. The ceremonial centre at Hierakonpolis locality 29A // Spencer J. (ed) // Aspects of early Egypt. L. 1996. P. 16 35.
  • Мосс М. Социальные функции священного. СПб, 2000.
  • Шеркова Т. А. Древнеегипетские храмовые тайники // Исторический журнал научные исследования. 2012. №5 (11). С. 104 110.
  • Quibell J. E. Hierakonpolis I. L., 1900.
  • Hoffman M. A. Egypt before the Pharaohs. L., 1991.
  • Petrie F. W. M. Abydos. L., 1903.
  • Dreyer G. Elephantine VIII: Der Temple der Satet. Archäologische. Veröffentlichungen der Deutsches Archäologisches Institut (AVDAIK). Mainz am Rhein., 1986. 39.
  • Dreyer G. Ein frühdynastisches Königsfürchen aus Elephantine. Mitteilungen des Deutschen Archäeologischen Instituts Abteilung Kairo (MDAIK). Mainz am Rhein, 1981.
  • Айгнер Д. Храм Древнего царства в Телль Ибрагим Древнеегипетский храм в Телль Ибрагим Аваде: раскопки и открытия. М., 2002.
  • Иорданский В. Г. Хаос и гармония. М., 1982.
  • Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1995.
  • Ассман Я. Египет: теология и благочестие ранней цивилизации. М., 1999.
  • Топоров В. Н. Мифология. Статьи для мифологических энциклопедий. М., 2014.
Еще
Статья научная