Перелом
Автор: Стеценко Александр
Журнал: Прямые инвестиции @pryamyye-investitsii
Рубрика: Ваши деньги
Статья в выпуске: 1 (105), 2011 года.
Бесплатный доступ
Короткий адрес: https://sciup.org/142169819
IDR: 142169819
Текст обзорной статьи Перелом
В неблагоприятной среде В прошедшем году отсутствовал привычный источник экстенсивного роста банковского сектора, характерный для предшествующих лет, — быстрые темпы увеличения денежной массы М2. За первые 10 месяцев 2010 года она возросла на 15% и по итогам года вряд ли увеличилась существенно больше, чем на 20%. Это выглядит весьма скромно по сравнению с ежегодным приростом в докризисные годы на 35–50%.
Нельзя назвать позитивными и наблюдавшиеся в отчетном году внешнеэкономические условия. Хотя профицит текущего счета платежного баланса России за первые три квартала 2010 года и увеличился по сравнению с 2009 годом почти вдвое — с $33 млрд до $61 млрд, но уже с июня темп его роста стал замедляться. А капитальный счет российского платежного баланса на протяжении практически всего прошедшего года демонстрировал тенденцию к оттоку капитала из страны. По данным на начало декабря 2010 года, Банк России полагал, что по итогам прошедшего года отток капитала из России достиг $22 млрд. Это является существенным препятствием для расширения банковской системы.
В прошедшем году не удалось вернуться к привычным для докризисных времен темпам роста ВВП. В 2010 году они, по наиболее реалистичным прогнозам, окажутся не выше 4%. Кроме того, в прошлом году отсутствовала сколь-нибудь заметная инфляционная накачка финансовой сферы. Даже несмотря на летний рост цен на продовольствие, потребительская инфляция по итогам года оказалась самой низкой за последние 20 лет — не более 8,5%.
Итогом всей совокупности макроэкономических проблем в 2010 году стали низкие темпы роста активов банковской системы России. По результатам 11 месяцев 2010 года ее совокупные активы смогли показать рост лишь на 11%, и в целом по итогам года значительного прироста этого показателя уже не ожидается. Умеренными были и показатели темпов роста основных банковских рынков.
Повышенный уровень безработицы, ощущение сохраняющейся нестабильности будущих доходов и другие негативные социальные факторы препятствовали росту объема розничного кредитного портфеля. Даже несмотря на то, что банки на протяжении всего 2010 года снижали ставки по кредитам и смягчали условия их выдачи, рост кредитного портфеля по итогам года не смог превысить 15%. Однако сравнение с 2009 годом, когда кредитный портфель на 11% сократился, свидетельствует о переломе негативного тренда. Аналогичный результат зафиксирован и по рынку кредитов юридическим лицам, выросшему, по предварительным оценкам, на 13%, что также существенно лучше, чем нулевые темпы роста в 2009 году.
Наиболее успешно среди прочих банковских рынков в 2010 году развивался сегмент привлечения средств населения. Отсутствие у вкладов привлекательных инвестиционных альтернатив, а также желание граждан наращивать объ- ем накоплений на непредвиденные обстоятельства позволили банкам привлекать средства физических лиц даже на фоне снижения ставок по вкладам. В 2010 году ожидаемый итог темпа роста рынка вкладов населения составляет 32%, что сопоставимо с показателем докризисного 2007 года.
Динамика рынка привлечения средств юридических лиц была неустойчивой. Несмотря на достаточные объемы ликвидности в реальном секторе экономики, депозиты и расчетные счета предприятий пополнялись медленно, по итогам года предполагаемый темп роста этого рынка — около 10%. Определенную роль в его торможении сыграли внешние факторы — например, необходимость проведения крупными российскими предприятиями выплат по внешним долгам. Кроме того, зачастую банки и сами не очень стремились привлекать на депозиты короткие, но дорогостоящие ресурсы компаний.
Тест на жизнеспособность сдан
Низкие темпы роста традиционных показателей, характеризующих развитие банковской системы, могут привести к мысли о сохраняющемся преобладании негативных тенденций. Однако, говоря об итогах 2010 года, нельзя не сделать и один весьма обнадеживающий вывод. Слабый количественный рост банковской системы не должен заслонять проявленную банковской системой способность к качественному совершенствованию — постепенному избавлению от «плохих» активов и формированию новых внутренних ресурсов для будущего роста.
Высокий уровень просроченной задолженности и объема резервов, сформированного под ее дальнейший рост, зафиксированный к началу 2010 года, свидетельствовал о том, что без предварительного уменьшения доли некачественных активов банковская система не имеет перспектив устойчивого развития. В свою очередь, для признания убытков по некачественным активам и их последующего списания банкам необходимы возмещающие ресурсы, главным источником которых является заработанная прибыль. Именно поэтому динамика прибыли


Александр СТЕЦЕНКО, руководитель проектов Управления стратегии
Сбербанка России

EAST NEWS
банковской системы стала в прошедшем году одним из центральных показателей, определяющих ее состояние. Как показывает статистика, прибыль российской банковской системы (после отчислений на создание резервов) в 2010 году, по самым умеренным (предварительным) оценкам, составила не менее 400 млрд руб. Вполне вероятно, она шагнет за 500 млрд руб., превысив не только уровни двух последних кризисных лет, но и самый успешный показатель 2007 года — 507 млрд рублей.
Внутри банковской системы произошел перелом наиболее значимых негативных тенденций, непрерывно нараставших в течение последних двух лет.
Одним из важных индикаторов состояния банковской системы была динамика величины банковских резервов на возможные потери по ссу- дам. Их увеличение продолжалось большую часть прошедшего года:
отношение нормы резервов к объему совокупного кредитного портфеля возросло с 12,3% на 1 января 2010 года до 13,2% на 1 сентября. После этого момента пик процесса резервирования банковской системой оказался пройденным, и началось постепенное снижение нормы резервирования. С 1 октября 2010 года впервые была зафиксирована и тенденция к уменьшению абсолютной величины резервов.
В результате норма резервирования на 1 декабря 2010 года, по нашим предварительным оценкам, составила 12%, а в целом по итогам года снижение равнялось 0,3%. Таким образом, внутри банковской системы произошел перелом наиболее значимых нега- тивных тенденций, непрерывно нараставших в течение последних двух лет. Это позволяет ожидать, что в наступившем году банки будут восстанавливать свою способность принимать на себя адекватные кредитные риски.
Нежелание инвестировать Основанием для оптимистичных прогнозов (ускорения темпов роста объема банковской системы и ее прибыли) являются не внешнеэкономические факторы, а снижение нормы резервирования и доли просроченных кредитов в последние месяцы 2010 года.
Рост, хотя и в разной степени, ожидается во всех сегментах банковского рынка. Уровень инвестиционного спроса в российской экономике останется невысоким, так как в условиях предполагаемого темпа роста ВВП всего на 4% для быстрого расширения производства нет оснований. Поэтому темп роста кредитного портфеля юрлиц в 2011 году будет носить умеренный характер — не более 14%. Рынок кредитования населения продолжит оживать, темп роста его объема приблизится к 20%, существенную роль в ускорении темпов роста должно внести постепенное восстановление ипотечного рынка.
Темп роста рынка вкладов в 2011 году снизится с нынешних 32% до 24, хотя этот сектор по-прежнему останется самым быстрорастущим, обеспечивая банковской системе надежную базу фондирования для будущего размещения средств.
По нашим прогнозам, в 2011 году увеличится и темп прироста средств юридических лиц — до 17% по сравнению с 10% в 2010-м. Повышение темпов роста отчасти объясняется сохраняющимся нежеланием предприятий инвестировать в свое развитие, обусловленным неустойчивой и непредсказуемой товарной конъюнктурой. Возможность увеличения темпов роста также находится в тесной связи с будущим состоянием платежного баланса России. Если в мировой экономике вновь сформируется отток капиталов с развивающихся рынков, то и величина средств российских предприятий на банковских счетах неизбежно замедлит свой рост.