Переносная керамическая жаровня из Государева дворца в Новом Иерусалиме
Автор: Глазунова О.Н.
Журнал: Краткие сообщения Института археологии @ksia-iaran
Рубрика: Археология средневековья и нового времени. Проблемы и материалы.
Статья в выпуске: 249-2, 2017 года.
Бесплатный доступ
При археологическом изучении путевого царского дворца в Ново-Иерусалимском монастыре был выявлен обычный для Западной Европы, но практически не встречающийся в нашей стране предмет - переносная керамическая жаровня, что говорит о прямом знакомстве с европейским образом жизни и попытке повышения комфортабельности путем привнесения в быт достижений европейской индустрии.
Новый иерусалим, жаровня, керамика, подогрев пищи
Короткий адрес: https://sciup.org/143164001
IDR: 143164001
Текст научной статьи Переносная керамическая жаровня из Государева дворца в Новом Иерусалиме
Археологические исследования часто открывают нам малоизвестные и неизвестные стороны жизни, такие особенности быта, которые бывает трудно представить по другим источникам.
В 2016 г. при археологических работах экспедиции ИА РАН под руководством Л. А. Беляева (о работах см.: Беляев, Бусева-Давыдова, 2016) возле Старого Государева дворца – одного из царских дворцов, находящегося в южной части территории Ново-Иерусалимского монастыря, – были найдены обломки необычного керамического предмета, изготовленного из красной глины с песком и органикой в тесте (рис. 1, 1 ). По форме его можно определить как прямостенный, слегка расширяющийся кверху горшок с двумя длинными ручками полуовального сечения. Высота составляет 17,0 см, диаметр сложнопрофили-рованного венчика с выступом с наружной стороны – 19,5 см, диаметр донца – 15,0 см. Толщина стенок – около 1,0 см. Верхняя, более широкая, часть изнутри отделялась от нижней кольцевым выступом-ободком шириной 1,5 см. На высоте примерно 0,7 см от донца в стенках сосуда еще на стадии изготовления были аккуратно проделаны на равном расстоянии друг от друга 3 треугольных отверстия длиной 5,0 см и высотой 6,0 см. Отверстия лишь слегка не доходили до верхней широкой части сосуда. Сосуд изготовлен весьма тщательно, поверхности аккуратно заглажены, практически залощены. Изнутри есть следы прока-ла. С наружной стороны таких следов нет.

Рис. 1. Переносные керамические жаровни
1 – из Ново-Иерусалимского монастыря рубеж XVII–XVIII вв.; 2 – из Кентербери XVI– XVII вв. (Canterbury Archaeological Trust Ltd.); 3 – из Праги XVII в. (Gabriela Blazkova, Jana Veprekova. Castrum Pragense 13 Nalezy ymotne kultury z renesancnich odpadnich jimek z Prazskeho hradu. Dil I. Katalog. Praha. 2015, p. 320)
Нижняя часть предназначена для загрузки туда раскаленных углей. На кольцевой выступ-ободок удобно поставить горшок или иной сосуд для того, чтобы подогреть его содержимое, используя жар углей. Можно использовать предмет и как курильницу. Но, скорее всего, это небольшая переносная бытовая жаровенка, предназначенная для подогрева пищи и поддержания ее горячей.
В Западной Европе подобные жаровни были широко распространены в средневековье (рис. 1, 2, 3 ; 2 , 1, 2 ). Сохранившиеся изделия во многом похожи на ново-иерусалимскую жаровню. Хотя есть и некоторые отличия. Так, на экземпляре XVII в. из Кентербери мы видим три выступа, которым соответствовали

Рис. 2. Изображения жаровен
1 – миниатюра «Аллегория февраля» из Вюрцбургской псалтири (XIII в.); 2 – фрагмент картины Виллема ван Херпа (Willem van Herp, 1613/14–1677) «Пожилая пара на деревенской кухне» (Paris, Frits Lugt Collection, inv. 3409)
три ножки горшка-трипода (рис. 1, 2 ). Большинство жаровен Западной Европы снабжено подобными выступами. Второй, не менее распространенный, вариант можно рассмотреть на примере жаровни из пражского Вышеграда (рис. 1, 3 ). В данном случае между нижней и верхней частью сосуда находится глиняная перегородка с отверстиями.
Поскольку в нашей стране триподы распространения не получили, наша жаровня таких выступов не имеет. Их роль выполняет кольцевой ободок, на который, как на конфорку, ставился сосуд с разогреваемой едой.
Среди западноевропейских аналогов наиболее близким можно считать жаровню, изображенную на миниатюре «Аллегория февраля» Вюрцбургской псалтири (XIII в., Штутгарт, земельная библиотека) (рис. 2, 1 ). Насколько можно судить по рисунку, и размеры и форма сосудов очень близки, если не идентичны. Практически одинаковы у обеих жаровен крупные треугольные отверстия в нижней части.
Как видно, в частности, на той же миниатюре, переносные жаровни часто использовали для согревания ног (рис. 2, 1 ). Причем в большинстве случаев их для удобства помещали внутрь небольшой деревянной рамы, на верхнюю часть которой ставили ноги. Наш экземпляр тоже возможно использовать как ножную грелку.
В холодную погоду переносная жаровня служила дополнительным источником тепла в помещении. Подобные предметы можно часто встретить на картинах, изображающих больных людей, рожениц, работников за станками, пирующих и т. д. Кроме того, в переносных жаровнях держали уголь для раскуривания трубок. Применяли их и в осадном искусстве (впрочем, для выполнения двух последних функций ново-иерусалимская жаровня не подходит). Жаровня из Ново-Иерусалимского монастыря использовалась, скорее всего, для подогрева пищи.
В России известны в основном железные жаровни, напоминающие сковороды. Собственно, и в Западной Европе абсолютное большинство жаровен тоже именно из металла. Они гораздо безопаснее, но преимущество толстостенных керамических жаровен в том, что они значительно лучше держат тепло, лишь постепенно отдавая его, долго не остывают. Широкого распространения в России переносные керамические жаровни не получили – по-видимому, они использовались в основном в быту знати и церковных иерархов.
Вряд ли такая жаровня в Новом Иерусалиме была одна. Возле дворца было найдено еще как минимум три крупных закопченных горшка с рядами круглых отверстий в стенках. Однако в них невозможно разогревать пищу или воскурять благовония. Скорее всего, они служили лишь источником дополнительного тепла в помещении.
Интересно, что жаровни ни разу не упомянуты в расходных книгах московских приказов – притом что там записаны даже мыло и метлы. Не встречались они и при раскопках в Москве. Скорее всего, это действительно редкая диковина для Московского государства. Однако в Новом Иерусалиме появление таких жаровен не вызывает особого удивления. В этом монастыре постоянно обнаруживаются изделия и технологии, говорящие о прямом знакомстве с европейским образом жизни и индустрией XVII в. (см. об этом: Беляев , 2016. С. 400-417; Беляев, Глазунова , 2015. С. 147-154). Жаровни - еще один элемент в этом ряду.
Список литературы Переносная керамическая жаровня из Государева дворца в Новом Иерусалиме
- Беляев Л. А., 2016. Археология Нового Иерусалима и францисканская идея в Центральной Европе XVII в.//От Смуты к Империи. Новые открытия в области археологии и истории России XVI-XVIII вв.: мат-лы науч. конф./Отв. ред.: Л. А. Беляев, А. В. Юрасов. М.; Вологда: Древности Севера. С. 400-417.
- Беляев Л. А., Бусева-Давыдова И. Л., 2016. Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря: путь к возрождению. Реставрация 2009-2015 годов/Науч. ред.: Л. А. Беляев, И. Л. Бусева-Давыдова. М.: Коллектор. 312 с.
- Беляев Л. А., Глазунова О. Н., 2015. Маркёры Запада: новые элементы европейской художественной и технологической традиции в археологических материалах Ново-Иерусалимского монастыря//Традиции и инновации в истории и культуре: программа фундаментальных исследований Президиума РАН/Отв. ред.: А. П. Деревянко, В. А. Тишков. М.: Отделение историко-филологических наук РАН: Ин-т этнологии и антропологии РАН. C. 147-154.