Переосмысление роли конфуцианской морали в японском обществе XX в. писателем Танидзаки Дзюнъитиро (на материале эссе "Словесность и морализм")

Автор: Селимов Мазай Гаджимагомедович

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Зарубежные литературы

Статья в выпуске: 3 (62), 2022 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросу переосмысления конфуцианской морали в раннем творчестве крупнейшего японского писателя XX века Танидзаки Дзюнъитиро (Tanizaki Jun’ichirö, 1886-1965). Главным методом исследования является аналитический. Особое внимание уделяется специфике развития японской культуры начала XX века, в рамках которой началось формирование творчества Танидзаки Дзюнъитиро. Несмотря на то, что человек с рождения является частью определенной культурной среды - особенно хорошо это прослеживается в традиционных обществах - важным является вопрос сохранения собственной индивидуальности, взглядов на мир, стремление наполнить общество новыми прогрессивными идеями, не быть подавленным им. Автор статьи пытается доказать, что Танидзаки Дзюнъитиро стал одним из рьяных сторонников модернизма, попытавшихся свергнуть диктат конфуцианской морали. Вдохновившись идеями Ф. Ницше, Танидзаки удалось стать по-настоящему духовно свободным японским литератором, осмелившемся осуждать традиции прошлого, повествовать о прогрессе, модернизации женского тела и сознания, отстаивая собственные эстетические воззрения. Прозаик включился в дискурс эпохи модернизма со своими представлениями о роли морали в жизни человека. Забытый западными и отечественными литературоведами текст Танидзаки «Словесность и морализм» (Bungei to dötokusyugi, 1904), написанный задолго до того, как писатель стал широко известным, проливает свет на мысль, заложенную в раннем творчестве писателя. Труды Танидзаки Дзюнъитиро рассматриваются автором статьи как серия «манифестов», направленных на разрушение конфуцианской морали, провокацию общества с целью глумления над ним.

Еще

Японская литература, японский модернизм, танидзаки дзюнъитиро, ф. ницше, эссе

Короткий адрес: https://sciup.org/149141338

IDR: 149141338   |   DOI: 10.54770/20729316-2022-3-346

Список литературы Переосмысление роли конфуцианской морали в японском обществе XX в. писателем Танидзаки Дзюнъитиро (на материале эссе "Словесность и морализм")

  • Tanizaki Jun'ichirö. Bungei to dötokushyugi (Словесность и морализм). Tanizaki Jun'ichirö zensyü. Vol. 24. Tokyo: Tyüököronshinsya, 1970. С. 85-92.
  • Tanizaki Jun'ichirö. Katsudöshyashin-no genzai to shyörai (Настоящее и будущее кино) // Jun'ichirö rabirinsu. Vol. 11. Tökyö: Tyüököronshinsya, 1999. С. 41-158.
  • Tanizaki Jun'ichiro. Ren'ai oyobi shikijyo (Любовь и сладострастие) // In'ei raisan. Tokyo: Tyuokoronshinsya, 1995. С. 92-141.
  • Tanizaki Jun'ichiro. Shyumpu shyu roku (Записки о весеннем ветре и осеннем дожде). Tanizaki Jun'ichiro zensyu. Vol. 24. Tokyo: Tyuokoronshinsya, 1970. С. 73-82.
  • Мещеряков А.Н. Стать японцем. М.: Эксмо, 2012. 432 с.
  • Мошняга П.А. Японская авангардная поэзия 20-х гг. XX в. // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2005. Выпуск 52. С. 62-76.
  • Ницше Ф. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 3. М.: Культурная революция, 2014. 635 с.
  • Переломов Л.С. Становление императорской системы в Китае // Вопросы истории. 1973. № 5. С. 113-132.
  • Россман В.И. Добродетель без морали: Чжуан-цзы - Ницше // Девятнадцатая научная конференция «Общество и государство в Китае». Ч. I. М.: Наука, 1988. С. 108-115.
  • Скворцова Е.Л. Японская эстетика XX века. Антология. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2021. 592 с.
  • Хронопуло Л.Ю. Первый Этап модернизма. Становление и развитие японского модернизма // Модернизм в литературах Азии и Африки. Очерки. СПб.: Студия НП-Принт, 2015. С. 270-298.
  • Keene D. Five Modern Japanese Novelists. New York: Columbia University Press, 2002. 144 p.
  • Silverberg M. Eritic Grotesque Nonsense: The mass Culture of Japanese Modern Times. Berkeley: University of California Press, 2006. 388 p.
  • Chiba Shyunji. Tanizaki Jyun'itiro. Seiyoku to bungaku. Tokyo: Shyueishya, 2020. 256 p.
Еще
Статья научная