Персидский царь Камбис в «Хронике» Иоанна Никиуского

Бесплатный доступ

В статье анализируется один из сюжетов, представленных в «Хронике» Иоанна Никиуского (конец VII в. н.э.), а именно его рассказ о персидском царе Камбисе (530-522 гг. до н.э.). Автор статьи показывает, что при написании этого рассказа Иоанн использовал ряд источников, из которых лишь «Иудейские древности» Иосифа Флавия и Ветхий завет, в частности Книга пророка Иезекииля, могут быть четко распознаны. Идентифицировать точно другие его источники трудно, однако очевидно, что они имели египетское происхождение. Для своего описания покорения Камбисом Египта Иоанн использовал, вероятно, три таких источника, до нашего времени не дошедших. Кажется, что данные источники были частью той традиции, которая сформировалась в Египте не раньше III в. н.э. (возможно, вскоре после 451 г.) и затем получила распространение в этой стране.

Еще

Иоанн никиуский, камбис, персидская империя, древний египет, копты, «роман о камбисе»

Короткий адрес: https://sciup.org/147245810

IDR: 147245810   |   DOI: 10.25205/1995-4328-2024-18-2-607-629

Список литературы Персидский царь Камбис в «Хронике» Иоанна Никиуского

  • Банщикова, А. А. (2015) Переломные эпохи в исторической традиции и сознании древних египтян. По источникам конца II тыс. до н.э. – I тыс. н.э. Москва.
  • Дандамаев, М. А. (1985) Политическая история Ахеменидской державы. Москва.
  • Еланская, А. И. (2001) Изречения египетских отцов. Памятники литературы на коптском языке. Санкт-Петербург.
  • Ладынин, И. А. (2004) «Дафны в библейской и египетско-христианской традиции о финале царствования Априя (конец 570-х – начало 560-х годов до н.э.)», Вестник древней истории 3, 3–13.
  • Ладынин, И. А. (2017) «Снова правит Египет!» Начало эллинистического времени в концепциях и конструктах позднеегипетской историографии и пропаганды. Москва–Санкт-Петербург.
  • Ладынин, И. А., Немировский, А. А. (2004) «Поход Навуходоносора II на Египет 567 г. до н.э. в сведениях египетской и ветхозаветной традиций (предварительные замечания)», в Э. Е. Кормышева, ред. Культурное наследие Египта и христианский Восток. Москва, 63–76.
  • Сущевский, А. Г. (1997) Додекархия в древнем Египте. Дисс. Санкт-Петербург.
  • Французов, С. А. (2010а) «Иоанн, еп. Никиуский», в Православная энциклопедия. Т. XXIII. Mосква, 371–372.
  • Французов, С. А. (2010b) «Хроника Иоанна Никиуского: некоторые особенности языка и содержания», Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 4 (22). Сер. III: филология, 77–86.
  • Французов, С. А. (2023) «Стороны света и системы пространственной ориентации в геэзе и южноаравийских эпиграфических языках: к постановке проблемы», в А. С. Зверев, ред. Проблемы общей и востоковедной лингвистики. Исследования языков Азии и Африки: традиции и перспективы. Москва, 94–102.
  • Asheri, D., Lloyd, A., Corcella, A. (2007) Commentary on Herodotus Books I–IV. Oxford.
  • Assmann, J. (1983) «Königsdogma und Heilserwartung: Politische und kultische Chaosbeschreibung in ägyptischen Texten», in D. Hellholm, ed. Apocalypticism in the Mediterranean World and the Near East. Tübingen, 345–377.
  • Assmann, J. (2002) The Mind of Egypt. History and Meaning in the Time of Pharaohs. Cambridge, MA.
  • Benveniste, E. (1939) «La légende de Kombabos», in Mélanges syriens offerts à Monsieur René Dussaud. T. II. Paris, 249–258.
  • Bichler, R. (2023) «A Comparative Look at the Post-Herodotean Cambyses», in A. Schwab, A. Schütze, eds. Herodotean Soundings. The Cambyses Logos. Tübingen, 237–260.
  • Briant, Р. (2002) From Cyrus to Alexander. A History of the Persian Empire. Winona Lake.
  • Charles, R. H. (1916) The Chronicle of John, Bishop of Nikiu, Translated from Zotenberg’s Ethiopic Text. London.
  • Colin, G. (1995) «L’Égypte pharaonique dans la Chronique de Jean, évêque de Nikiou», Revue d’égyptologie 46, 43–54.
  • Crum, W. E. (1917) «Rev. of The Chronicle of John, Bishop of Nikiu, Translated from Zotenberg’s Ethiopic Text. By R. H. Charles, D. Litt., D. D. (The Text and Translation Society.)
  • London, 1916. Pp. xii+216», The Journal of Egyptian Archaeology 4, 207–209.
  • Cruz-Uribe, E. (1986) «Notes on the Coptic Cambyses Romance», Enchoria 14, 51–56.
  • Cruz-Uribe, E. (2003) «The Invasion of Egypt by Cambyses», Transeuphratène 25, 9–60.
  • Dillery, J. (2005) «Cambyses and the Egyptian Chaosbeschreibung Tradition», Classical Quarterly 55, 387–406.
  • Döpp, S. (2003) «Kambyses’ Feldzug gegen Ägypten: der sogenannte Kambyses-Roman und sein Verhältnis zu griechischer Literatur», Göttinger Forum für Altertumswissenschaft 6, 1–17.
  • Elagina, D. (2018) The Textual Tradition of the Chronicle of John of Nikiou: Towards the Critical Edition of the Ethiopic Version. Diss. Hamburg.
  • Fiaccadori, G. (2009) «John of Nikiou», in D. Thomas, B. Roggema, eds. Christian-Muslim Relations. A Bibliographical History. Vol. I. Leiden–Boston, 209–218.
  • Frankfurter, D. (1993) Elijah in Upper Egypt. The Apocalypse of Elijah and Early Egyptian Christianity. Minneapolis.
  • Frazer, P. M. (1991) «John of Nikiou», in The Coptic Encyclopedia. Vol. V. New York–Toronto, 1366–1367.
  • Gusarova, E. V. (2022) «A Case of Mәhәrkä Dәngәl. How an Ethiopian Historian Left the “Alexandrian Faith” and Became a Roman Catholic», Scrinium 18, 427–433.
  • Habaj, M. (2018a) «Some Notes on the Historical Background of the Cambyses Romance», Вестник древней истории 3, 629–643.
  • Habaj, M. (2018b) «Some Notes on the Tradition of Cambyses/Nebuchadnezzar in Book LI of John of Nikiu’s Chronicle», Egitto e Vicino Oriente 41, 151–166.
  • Howard-Johnston, J. (2010) Witnesses to a World Crisis. Historians and Histories of the Middle East in the Seventh Century. Oxford.
  • Jansen, H. L. (1950) The Coptic Story of Cambyses’ Invasion of Egypt. A Critical Analysis of Its Literary Form and Its Historical Purpose. Oslo.
  • Kholod, M. M. (2023) «The Argead Kings of Macedonia in the Chronicle of John of Nikiu», Karanos. Bulletin of Ancient Macedonian Studies 6, 63–79.
  • Kuhrt, A. (2013) The Persian Empire. A Corpus of Sources from the Achaemenid Period.2 London–New York.
  • Kuhrt, A. (2021) «The Great Conquests», in B. Jacobs, R. Rollinger, eds. A Companion to the Achaemenid Persian Empire. Vol. I. Hoboken, 403–413.
  • von Lemm, O. (1900) «Kleine koptische Studien», Известия Императорской Академии наук 13.1 (июнь), 33–195.
  • Li, J. (2023) «Egypt before the Saites», in K. Radner, N. Moeller, P. T. Potts, eds. The Oxford History of the Ancient Near East. Vol. IV. Oxford, 24–96.
  • Lloyd, A. (1994) «Cambyses in Late Tradition», in C. Eyre, A. Leahy, L. Montagno Leahy, eds. The Unbroken Reed. Studies in the Culture and Heritage of Ancient Egypt in Honour of A. F. Shore. London, 195–204.
  • Lloyd, A. B. (2000) «The Late Period (664–332 BC)», in I. Show, ed. The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford, 364–387.
  • Lloyd, A. B. (2014) «The Egyptian Attitude to the Persians», in A. Dodson, J. Johnston, W.
  • Monkhouse, eds. A Good Scribe and Exceedingly Wise Man: Studies in Honour of W. J. Tait. London, 185–198.
  • Müller, C. D. G. (1991) «The Cambyses Romance», in The Coptic Encyclopedia. Vol. VII. New York–Toronto, 2060–2061.
  • Nichols, A. (2008) The Complete Fragments of Ctesias of Cnidus: Translation and Commentary with an Introduction. Diss. Florida.
  • Posener, G. (1936) La première domination perse en Égypte: recueil d’inscriptions hiéroglyphiques. Le Caire.
  • Quack, J. F. (2011) «Zum Datum der persischen Eroberung Ägyptens unter Kambyses», Journal of Egyptian History 4, 228–246.
  • Quaegebeur, J. (1995) «À propos de l’identification de la “Kaditis” d’Hérodote avec la ville de Gaza», in K. Van Lerberghe, A. Schoors, eds. Immigration and Emigration within the Ancient Near East. Festschrift E. Lipiński. Leuven, 245–270.
  • Ray, J. D. (1988) «Egypt 525–404 B.C.», in The Cambridge Ancient History.2 Vol. IV. Cambridge, 254–286.
  • Schäfer, H. (1899) «Bruchstück eines koptischen Romans über die Eroberung Aegyptens
  • durch Kambyses», Sitzungsberichte der Königlich Preussischen Akademie der Wissenschaften
  • zu Berlin 38, 727–744.
  • Schipper, B. U. (2011) «Egyptian Imperialism after the New Kingdom. The 26th Dynasty and the Southern Levant», in S. Bar, D. Kahn, JJ Shirley, eds. Egypt, Canaan and Israel: History, Imperialism, Ideology and Literature. Leiden–Boston, 268–290.
  • Schütze, A. (2023) «Saite Egypt», in K. Radner, N. Moeller, P. T. Potts, eds. The Oxford History of the Ancient Near East. Vol. V. Oxford, 1–90.
  • Schwartz, J. (1948) «Les conquérants perses et la littérature égyptienne», Bulletin de l’Institut français d’archéologie orientale 48, 65–80.
  • Spalinger, A. (1977) «Egypt and Babylonia: A Survey (c. 620 B.C. – 550 B.C.)», Studien zur altägyptischen Kultur 5, 221–244.
  • Taylor, J. (2000) «The Third Intermediate Period (1069–664 BC)», in I. Show, ed. The Oxford History of Ancient Egypt. Oxford, 324–363.
  • Van De Mieroop, M. (2021) A History of Ancient Egypt.2 Hoboken.
  • Venticinque, P. F. (2006) «What’s in a Name? Greek, Egyptian and Biblical Traditions in the Cambyses Romance», Bulletin of the American Society of Papyrologists 43, 139–158.
  • Weninger, S. (2007) «John of Nikiu», in Encyclopedia Aethiopica. Vol. III. Wiesbaden, 298–299.
  • Wiseman, D. J. (1991) «Babylonia 605–539 B.C.», in The Cambridge Ancient History.2 Vol. III.2. Cambridge, 229–251.
  • Witakowski, W. (2006) «Ethiopic Universal Chronology», in M. Wallraff, ed. Julius Africanus und die christliche Weltchronistik. Berlin–New York, 285–301.
  • Zotenberg, H. (1883) Chronique de Jean, évêque de Nikiou. Texte éthiopien. Paris.
Еще
Статья научная