Перспективы и риски создания свободой экономической зоны на территории Исламской Республики Афганистан

Бесплатный доступ

Через десять лет после крушения террористической группировки «Талибан», экономики Афганистана приобрела устойчивый рост. Афганская экономика росла примерно на 10% в год, это один из самых высоких показателей прироста в мире. По данным Всемирного банка, перспективы экономического роста в стране в 2016/2017 гг. вновь положительные, с ожидаемым ростом ВВП на уровне 8,5-9,0%. Однако при всем при этом Афганистан все еще остается одной из беднейших стран мира. Хотя помощь со стороны международного сообщества, в частности США, стала важным фактором роста, большая часть экономического роста была результатом принятия Афганистана рыночной экономики. Правительство продолжает проводить политику, стимулирующую дальнейшие инвестиции. Одними из подобных экономически полезных проектов являются свободные экономические зоны. В статье рассмотрены перспективы их создания в Афганистане.

Еще

Афганистан, свободная экономическая зона, инвестиционный риск

Короткий адрес: https://sciup.org/14875880

IDR: 14875880

Текст научной статьи Перспективы и риски создания свободой экономической зоны на территории Исламской Республики Афганистан

Открытый либеральный инвестиционный режим – первый шаг Афганистана на пути к созданию свободной экономической зоны (СЭЗ) и процветанию экономики страны. Как известно, создание СЭЗ

ГРНТИ 06.05.17

Мохд Лайс Абдул Кахар – аспирант кафедры мировой экономики и международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

предполагает ограничение части н а ционально й территор и и (редко п о д СЭЗ ухо д ит вся пло щ адь страны). На этой территории вводятся о собые эко н омические и правовы е льготы дл я отечестве н ных и зарубежных предприятий. Цель СЭЗ – развитие промышленного и ин в естиционн о го потенц и ала региона за счет притока отечественных и иностран н ых инвест и ций. При с о здании С Э З применя е тся точечная стратегия ускоренного эконом и ческого р а звития – определяютс я сферы и р егионы це л евой стимуляции эко н омической активност и [2, с. 16].

Выделя ю следующие виды СЭЗ: оффшор н ые зоны (только нер е зиденты п р иобретают льготы, в р я де случае в они должны проинв е стировать какой-либ о проект на некую ми н имально возможную стартовую с у мму) и налоговые гав а ни (и нере з иденты, и р езиденты п ользуются льготами). Типы СЭЗ приведены н а рисунке: торговые, т аможенны е , производственно-то р говые, тех н ико-инновационные, комплексны е , сервисные, междуна р одные [7, с. 31]. Льготы СЭЗ б ы вают арен д ными, там о женными, визовыми, н а логовыми, трудовым и , т.е. идея С ЭЗ затрагивает и экон о мику, и право (уголовное, административное, финансовое, таможе н ное, налог о вое и т.д.) страны [5, с . 32].

Р ис. Виды С Э З в мировой экономике

Денежная реформа страны был а завершен а в начале 2003 года, в р езультате к урс валют ы стабилиз и ровался. Афганистан имеет оче н ь либерал ь ную валю т ную систе м у, которая позволяет людям на з а конных основаниях приносить д е ньги в стра н у и легко зарабатыва т ь их снова. Частным л и цам, компаниям и ба н кам разрешили откры т ь валютны е счета. В с т ране рабо т ают прост ы е, легкие, экономически эффект и вные налоговые меха н измы. В 2 0 09 году Налоговый кодекс был и з менен, чт о связано с акцентом на простоту и низкую ставку налого о бложения.

Закон об инвестициях Афгани с тана дает п реимущества стопроц е нтной ино с транной с о бственности, обеспечивает легкий вывоз пр и были, отн о сится к ин о странным инвестора м как к отеч е ственным и дает щедр ы е налоговые льготы. Н овый зако н наделяет а кционеров компаний п равами, со п оставимы с правами в США. Новое Банковс к ое законод а тельство регулирует деятельност ь банковской системы в соответствии с принципами рын о чной экон о мики. Улучшения бы л и предлож е ны в Зако н е о корпорациях и За к оне об арбитраже. Зак о н о банкро т стве был р азработан, п равила бы л и реализо в аны в различных обл а стях. Новый Горный з акон 2010 г . делает гораздо боле е легкими и н вестиции в горнодобывающую промышленность. Это у прощает п р оцесс торгов и снижа е т роялти [3 , с. 22].

Экспортные пошлины были ликвидированы почти на все продукты. Тарифы в Афганистане являются самыми низкими в регионе, а тарифные разряды просты и немногочисленны. Афганистан недавно подписал соглашение о транзите с Пакистаном, получив доступ на гигантский индийский рынок. Пограничные посты сейчас работают в режиме 24/7, процессы экспорта и импорта были упрощены. Афганистан начал процесс вступления в ВТО, в ближайшее время будет ратифицирован договор САФТА.

В Афганистане законодательно закреплена независимость Центрального банка и автономия денежно-кредитной политики. Это привело к инфляции курса афганской валюты. Списание старого долга в Афганистане на 100% в сочетании с политикой правительства на поддержание сбалансированности бюджета означает, что Афганистан сейчас представляется одним из наименее задолженных правительств в мире [6, с. 43]. Афганистан вышел на экспортные рынки Индии, Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, Центральной Азии и ЕС. Импорт в страну идет в основном из Китая, Японии, Пакистана и Ирана. Большой бизнес является очень небольшой частью экономики Афганистана. Существуют крупные компании отраслей питания, телекоммуникаций, авиалиний, строительства, импорта, логистики. Правительство Афганистана приняло ряд мер для создания привлекательных условий для иностранных инвестиций [4, с. 5].

Другими словами, Афганистан создал условия для «про-бизнес» инвестиционного режима. В некоторых областях, как говорят расчеты Всемирного банка, они оцениваются очень высоко. Страна занимает 30-е среди 183 стран место по эффективности при создании нового предприятия [1, с. 37]. Но есть и серьезные риски для международного бизнеса. Реализации проектов СЭЗ мешает одно серьезнейшее обстоятельство – внутренняя преступность и внутренний терроризм, захватившие власть над 70% территорий страны и занимающиеся выращиванием, обработкой и реализацией опиума и опиумного мака (группировки Талибан, ИГИЛ ( запрещена в России ) и множество других), а также супер-преступность и международный терроризм, паразитирующие на безопасности и финансах множества стран мира (Аль-Каида и ее множественные бандформирования, ушедшие после кризиса верхушки организации либо в подполье, либо в самостоятельную террористическую деятельность).

Взяв контроль над страной, устроив там террористический произвол в стиле «законов шариата на свой лад», уменьшив светское образование до минимума, а религиозное и военное – увеличив до максимума, выращивая опиумный мак для реализации (Афганистан – главный мировой экспортер опиумного мака и его производных), пособляя всем видом прочей преступности (похищения людей, разграбление предприятий), внутренний и международный терроризм Афганистана еще очень и очень долго не позволит стране подняться с колен и открыть какие-либо СЭЗ (ведь они предполагают стабильность, мир и законы, адекватные для бизнеса, а не для террористов, наркоторговцев и религиозных фанатиков) [2, с. 48].

Ситуация с афганскими СЭЗ сегодня так маловероятна, что инвесторы обходят стороной не только Афганистан, но и территории, просто территориально близкие к Афганистану (например, У. Давлатзод, заместитель министра экономики Таджикистана, объяснил слабую инвестиционную привлекательность таджикской СЭЗ «Пяндж» тем, что рядом находится афганская граница). Единственный прецедент с СЭЗ Афганистана на данный момент – предложение Ирана на взаимовыгодных условиях «сдать» Афганистану иранскую СЭЗ «Чабахар». В мае 2016 г. Афганистан, Иран и Индия подписали соглашение о порте Чабахар.

Потенциал торгово-экономического сотрудничества развитых стран мира и Афганистана в должной мере пока не использовался в силу ряда причин. К объективным рискам следует отнести отсутствие в Афганистане высокоэффективной банковской системы, способной обслуживать международные торговые и кредитные операции. Афганистан рассматривается большей частью иностранного бизнеса как зона риска. Однако изменения в законодательстве Афганистана, связанные как с банковской деятельностью, так и с инвестиционными гарантиями, должны снять эти проблемы [3, с. 35].

Еще одна проблема, тесно связанная с первой – моральная и организационная неготовность ряда иностранных компаний, даже внешнеэкономических объединений, работать в условиях уже достаточно жесткой международной конкуренции на афганском рынке, которую они, полагаясь лишь на опыт своей прошлой деятельности в этой стране и в иных политических условиях, просто не ожидают встретить. С увеличением стабильности и ростом инвестиций в строительство дорог, железных дорог и воздушных путей предприниматели смогут торговать не только с Афганистаном, но и с Централь- ной и Южной Азией. Уже сейчас товары идут из Центральной в Южную Азию, от Индии до Ирана и обратно.

Таким образом, инвестируя в Афганистан, бизнес не только имеет доступ на рынок в 35 млн долл., но и на рынок в 300 миллионов долл. в районах, непосредственно прилегающих к Афганистану [6, с. 45]. Задач страны в области развития много, но они не являются непреодолимыми. Безопасность в некоторых районах, отсутствие ясности в отношении административной структуры и отсутствие информации – лишь некоторые проблемы, с которыми бизнес может столкнуться. Однако для тех, кто терпелив, имеет долгосрочный план и видение, работа с афганцами для создания партнерских отношений означает иметь много возможностей для успешных предприятий и инвестиций в Афганистан [3, с. 35].

Путем создания рабочих мест и новых возможностей для бизнеса создается надежда на будущее для граждан Афганистана. Таким образом, иностранные инвестиции – это не только бизнес, но и инвестиции в региональную и мировую стабильность.

Процессы глобализации мировой экономики все более проникают и в Афганистан. Правительство страны, следуя в фарватере безоговорочных жестких рекомендаций, разрабатываемых западными консультантами и экспертами – фактическими представителями стран-инвесторов, принимает весьма либеральные законы и правовые акты, регулирующие торговлю и инвестиции, вводит международную практику принятия решений по освоению инвестиций (проведение тендеров). Это все более открывает афганский рынок для международных производителей и подрядчиков, ведет к дальнейшему обострению конкурентной борьбы, повышению благосостояния нации и (в определенном будущем) – к созданию афганских СЭЗ.

С. 36-45.

Список литературы Перспективы и риски создания свободой экономической зоны на территории Исламской Республики Афганистан

  • Беглова Н.С. Афганистан: поиск решения проблемы//США: Экономика, политика, идеология. 2011. № 1. С. 36-45.
  • Гайдук Э.Г. Терроризм в современном обществе. М.: Юрайт, 2016. 286 с.
  • Емельянов В.П. Наркобизнес и терроризм: точки соприкосновения. Харьков: Рубикон, 2014. 287 с.
  • Косов Ю. В. Афганистан сегодня//Перспективы человека в глобализирующемся мире. 2015. № 5. С. 5-7.
  • Лазарев Н.Я. Афганский терроризм как тип политического поведения//Социс. 2013. № 8. С. 32-36.
  • Макуев Р.Х. Афганистан в условиях глобализации//Государство и право. 2015. № 3. С. 43-49.
  • Шабалин В.А. Политика и преступность Афганистана//Государство и право. 2014. № 4.
Статья научная