Перспективы инновационного развития предприятий Узбекистана в условиях трансформации цифровой экономики

Автор: Ханкелдиева Гузал Шеровна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Экономические науки

Статья в выпуске: 12 т.7, 2021 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются проблемы инновационного развития в экономике Узбекистана, которое длительный период времени остается актуальным, учитывая высокий социально-экономический эффект, который может быть получен от повсеместного внедрения инноваций. Однако ожидаемые показатели на сегодняшний день не были достигнуты в связи с влиянием различных экономических, институциональных и прочих факторов, характерных для отечественной экономики.

Инновационная деятельность, инновационное развитие, цифровой сектор экономики, инновационно-территориальные кластеры

Короткий адрес: https://sciup.org/14122829

IDR: 14122829   |   DOI: 10.33619/2414-2948/73/32

Текст научной статьи Перспективы инновационного развития предприятий Узбекистана в условиях трансформации цифровой экономики

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 338.242                                        

Внедрение инноваций в деятельность хозяйствующих субъектов на современном этапе стало объективной необходимостью, что обусловлено рядом причин. Во-первых, глобализация и расширение возможностей международной торговли поставили перед отечественными предприятиями очень высокую планку для поддержания конкурентоспособности производимой продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках [1]. При выводе товара на экспорт во многих отраслях промышленности появилась необходимость соответствия международным стандартам качества продукции, что заставляет компании обновлять технологии и оборудование. Одновременно актуальным остается вопрос высокой себестоимости продукции, что при относительно низком качестве значительно снижает ее конкурентоспособность и создает необходимость осваивать ресурсо-, энергосберегающие технологии, безотходные производства и т. д., а также внедрять организационные инновации, связанные с организацией производства и администрирования для повышения эффективности управления производственными процессами. Во-вторых, сокращение жизненного цикла продукта определило еще одну задачу — постоянного

cc) ® I

обновления ассортимента предлагаемых товаров и услуг, а также фактически формирования потребительского спроса и потребностей за счет создания инновационной продукции с принципиально новыми или улучшенными свойствами [2].

Интерес к инновациям в отечественной науке и практике появился давно. Первый исторический этап инновационной деятельности берет свое начало во времена Советского Союза, еще до 90-х годов, но его развитие отличается особенностью условий хозяйствования, когда предпринимательская деятельность могла быть осуществлена исключительно государством, следовательно научная и коммерческая составляющая инноваций были подчинены его интересам. Следующий этап, сопровождающийся глубоким кризисом 90-х годов, так же не является показательным, поскольку характеризуется фактическим отсутствием спроса на инновации. Однако именно в этот период произошло формирование новой хозяйственной модели, в которой инициаторами научных разработок и коммерциализации результатов инновационной деятельности становились частные компании, в первую очередь крупные корпорации сырьевого сектора [3].

Современный этап стартовал в начале 2000-х гг., когда стала очевидна необходимость осуществления коренных преобразований в экономике с целью улучшения макроэкономической ситуации, а в последствии и сокращения отставания от развитых стран, в первую очередь технологического. С этого времени было проведено огромное количество исследований в экономическом, управленческом, правовом и других аспектах, по результатам которых опубликованы научные труды, раскрывающие вопросы инновационного развития и предлагающие комплекс мероприятий для улучшения показателей инновационной деятельности [4–6].

Осознание значимости инновационных процессов способствовало выдвижению инноваций в качестве одного из ключевых факторов экономического роста и разработке на государственном уровне ряда стратегических документов, призванных обеспечить переход отечественной экономики на инновационный путь развития.

Сегодня в условиях пандемии и набирающего обороты мирового экономического кризиса, масштабы распространения и предполагаемых последствий которого создают серьезные опасения, любая предпринимательская деятельность сопровождается высоким экономическим риском.

Рассмотрим опыт инновационного развития этих стран, действующие в них инновационные институты и технологии. Помимо этого, стоит рассмотреть и модель инновационного развития Швейцарии и Израиля, так как они значительнее остальных стран улучшили свое положение в рейтинге. Правительство и предприниматели Германии в 2019 году инвестировали в НИОКР более 90 млрд евро, что составляет 2,94% ВВП страны. Для сравнения, остальные государства Европейского союза в среднем расходуют на научные исследования и разработки порядка 2,03%. Согласно «Стратегии высоких технологий 2025» (Hightech-Strategie 2025) Германия к 2025 году планирует тратить на НИОКР не менее 3,5% своего ВВП. Наибольшие суммы Германия инвестирует в исследования в области здравоохранения и здоровья, энергетики и энергетических технологий, авиацию и приборостроение для фундаментальных исследований. Несмотря на то, что инновационная политика страны проводится скоординировано на всей территории страны, в различных регионах приоритеты инновационного развития различны. К примеру, в Саксонии наиболее развиты биотехнологии, так как на этой территории сложился наиболее мощный кластер профильных исследовательских институтов, биотехнологических компаний и заинтересованных финансовых структур [7].

Главнейшими институтами, позволившим стране стать лидером инновационного рейтинга в 2020 году, являются Немецкие центры исследований и инноваций (DWIN), расположенные в Нью-Йорке, Москве, Нью-Дели, Сан-Паулу и Токио. DWIN позволяют немецким ученым быть в курсе передовых открытий на фронте мировых научных исследований. Помимо этого, в Германии существуют организации, которые занимаются защитой авторских прав инновационных идей и изобретений с целью их коммерческого применения. Федеральное министерство экономических отношений и энергетики поддерживает, например, WIPANO — объединения трех направлений инновационного развития — изобретателей, университетов и предприятия. Главная цель WIPANO — ознакомление общества с современными инновационными идеями. Значительную роль в инновационном развитии страны играют общественные организации научноисследовательских институтов, такие как 29 Общество Фраунговера, Общество Макса Планка, Ассоциация Лейбница, Общество Гельмгольца и другие. Например, в Общество Фраунговера входит около 60 институтов, а само общество функционирует с 1949 года. Помимо теоретической значимости таких объединений существует и их практическая необходимость

перевод идей в инновации. Например, консалтинговые фирмы,

действующие в Ассоциации Лейбница, проводят постоянный поиск и внедрение научных разработок, а также консультируют предпринимателей-стартаперов [8].

Правительство Южной Кореи на сегодняшний день стремится обеспечить рост экономики за счет инноваций. Это делается в рамках подготовки к четвертой промышленной революции (Индустрии 4.0). Перспективные отрасли экономики в этой стране развиваются как экосистема платформенной экономики в рамках Программы инновационных платформ, стартовавшей в 2020 году. Программа входит в план по созданию современных драйверов роста и призвана сделать Южную Корею центром цифровой экономики и ИКТ – информационных и коммуникационных технологий. Основными секторами, развиваемыми в Корее в рамках программы «Драйвер инновационного роста», являются: искусственный интеллект; виртуальная реальность; интеллектуальные роботы; интеллектуальные полупроводники; персонализированное здравоохранение; инновационные лекарства; современные материалы; связь нового поколения; «умный» город; беспилотные самолеты и другие автономные транспортные средства; новые возобновляемые источники энергии; большие данные [8].

Под влиянием традиций в Сингапуре один из самых низких показателей предпринимательской активности населения среди других развитых стран. Поэтому стране постепенно приходится переживать изменения в образовательной системе, начиная со школьной скамьи. В общем смысле эти реформы касаются перехода от системы заучивания к проектной системе, поощряемому творчеству и партнерству. Правительство Сингапура стремится к созданию благоприятного психологического климата для развития инновационного предпринимательства в стране, при том, что в основе национальной культуры заложен конформизм и недостаток самостоятельности в принятии решений. Основными институтами, обеспечивающими столь радикальный переход к развитию инноваций, являются инкубаторы технологий, программы коммерциализации и венчурные фонды ранних стадий финансирования. Помимо этого, в районе One North создана специальная инфраструктура для стартапов. С 2005 по 2014 год число стартапов в области информационных технологий и биомедицины удвоилось до 55 тысяч единиц [9-14].

Успех инновационного развития Швейцарии заключается в комбинации американской, восточной и израильской инновационных моделей. Наибольший приоритет в Швейцарии имеет международное научно-исследовательское сотрудничество [5]. В связи с этим предпринимательская активность Швейцарии характеризуется следующими особенностями: компании заинтересованы в высокозатратных секторах мирового рынка; сотрудничество между малыми и средними бизнесами; широкий спектр направлений предпринимательской деятельности на мировом рынке. Представленный опыт инновационного развития развитых стран может быть полезен для внедрения некоторых институтов и технологий инновационной экономики в Узбекистане. Однако нельзя забывать, что простое копирование может лишь навредить национальному инновационному развитию. Необходимо придать исследованию и внедрению в практику инновационных подходов, инновационных процессов, системный, непрерывный характер, достижений науки и передовой практики в реальную экономику.

Список литературы Перспективы инновационного развития предприятий Узбекистана в условиях трансформации цифровой экономики

  • Ханкелдиева Г. Ш. Электроэнергетика тармоғини узоқ муддатга мўлжалланган стратегияси // Иқтисодиет ва инновацион технологиялар. 2018. №5.
  • Ханкелдиева Г. Ш. Особенности корпоративного управления в акционерных обществах с государственным участием // Бюллетень науки и практики. 2017. №11 (24). С. 357 363.
  • Ханкелдиева Г. Ш. Перспективы развития электроэнергетической отрасли Республики Узбекистан в условиях модернизации экономических отношений // Бюллетень науки и практики. 2017. №12(25). С. 293 299.
  • Ханкелдиева Г. Ш. Организационно экономический механизм управления инвестиционной деятельностью в сфере телекоммуникаций // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. №11 3. С. 146 150.
  • Khankeldieva G.Sh. Prospects of the development of investment activity in the field of tourist services: problems and ways of solution // Theoretical & Applied Science, Philadelphia, USA. 2019. V. 10. №78. P. 160 165.
  • Mirzaev A. T. The level of use of tourist attractions in the regions and the factors affecting them // Economics and Innovative Technologies. 2018. V. 2018. №3. P. 19.
  • Мирзаев А.Т. Совершенствование интегральной оценки механизма рекреационно туристических объектов // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №2. С. 127 134. https://doi.org/10.33619/2414 2948/39/17
  • Mirzaev A. T. Evaluation of innovation capacity resource components in effective management of recreational clusters on the basis of econometric analysis // EPRA International Journal of Research and Development (IJRD). 2020. P. 131 137.
  • Мирзаев А. Т. Оценка использования рекреационных возможностей на рынке туристических услуг // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. №5. С. 990 1002. https://doi.org/10.24891/re.17.5.990
  • Mirzaev A. T. Estimation of the prospects for the use of recreational facilities in the market of tourism services // Наука сегодня: вызовы, перспективы и возможности. 2018. С. 76.
  • Хонкелдиева К., Фарохиддинова З. Оценка влияния рынка труда на уровень безработицы в Республике Узбекистан // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материа. 2020. С. 37.
  • Хонкелдиева К., Маматкулова Ф. Социально экономические аспекты устойчивого развития предприятия // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы. 2020. С. 36 37.
  • Хонкелдиева К., Фарохиддинова З. Гендерное равенство как ценность права // Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы: материа. 2020. С. 61.
  • Хонкелдиева К. Актуальные вопросы повышения экономического потенциала текстильной промышленности // Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования. 2020. С. 13 15.
  • Xonkeldiyeva K., Xo'jamberdiyev J. Improving organizational effectiveness of industrial production // Экономика и социум. 2020. №3. С. 70.
Еще
Статья научная