Перспективы конвергенции религиозной и игровой деятельности в постсекулярную эпоху
Автор: Яворский Дмитрий Ромуальдович
Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis
Рубрика: Человек и общество в постсекулярную эпоху
Статья в выпуске: 3 т.20, 2021 года.
Бесплатный доступ
В статье исследуется взаимоотношение религии и игры как двух видов деятельности. Актуальность этого сопоставления диктуется тем, что игровое отношение к религии чревато конфликтными ситуациями, поскольку при определенных условиях оно граничит со святотатством, «оскорблением чувств верующих». Автор статьи исходит из того, что для уяснения границ и областей пересечения религии и игры целесообразно уточнить понятие религии. «Классическое» понятие религии, как показала целая серия религиоведческих и исторических исследований, в сущности, христианоцентрично, поэтому для выхода на более широкое предметное поле оно требует пересмотра. Обращение к антропологии и истории религии показывает, что религиозные практики не исключают в принципе игрового отношения. Более того, в некоторых исторически и антропологически зафиксированных религиях игра составляет неотъемлемую часть отношения к сверхчеловеческому миру богов и духов. Даже в христианской традиции сохраняются пережитки игрового компонента религиозных практик, например, в виде карнавалов. Автор приходит к выводу, что отграничение религии от игры происходит только в Новое время, когда само понятие религии становится более четким, и религия в научном, политическом и юридическом дискурсе отделяется от иных видов деятельности (науки, политики, искусства, экономики и т. п.). Поэтому, как это ни парадоксально покажется на первый взгляд, разведение игры и религии - побочный эффект секуляризации. Постсекулярная ситуация допускает конвергенцию религии и игры в самых разнообразных формах: в культурно-исторической реконструкции «неоязычества», в пародийных практиках «пастафарианства», в форме косплея «джедаистов» и т. д. Размыванию границы между религией и игрой в современной культуре способствуют эстетические практики, культивирующие так называемую «постиронию» - особое коммуникативное состояние, в котором участники не способны точно определить прагматический статус отправляемых и получаемых сообщений, и именно это расхождение в интерпретациях порождает конфликтные ситуации, теоретическому осмыслению которых посвящена статья.
Игра, карнавал, косплей, постирония, постсекулярность, религия, секуляризация
Короткий адрес: https://sciup.org/149139143
IDR: 149139143 | DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2021.3.2
Список литературы Перспективы конвергенции религиозной и игровой деятельности в постсекулярную эпоху
- Бахтин 1990 – Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990.
- Бейтсон 2019 – Бейтсон Г., Бейтсон М.К. Ангелы страшатся. М.: АСТ, 2019.
- Витгенштейн 1994 – Витгенштейн Л. Философские работы. В 2 ч. Ч. 1. М.: Гнозис, 1994.
- Гаврилов 2015 – Гаврилов Е.О. Игровая религиозность как репрезентант современных тенденций социального развития // Вестник Кемеровского государственного университета. 2015. Т. 4, № 2 (62). С. 193–198.
- Джеймс 2017 – Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Исследование человеческой природы. М.: Академ. проект, 2017.
- Иванов 2005 – Иванов С.А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: Яз. слав. культур, 2005.
- Иллка Пюсиайнен web – Илкка Пюсиайнен. Как работает религия: на пути к новому когнитивному религиоведению // https://religious.life/2013/04/pyysiainen/.
- Кайуа 2003 – Кайуа Р. Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003.
- Лакофф 2011 – Лакофф Дж. Женщины, огонь и опасные вещи: что категории языка говорят нам о мышлении. М.: Гнозис, 2011.
- Никулина 2018 – Никулина А.К. «Написать весь мир заново»: ирония и постирония в романе Дэвина Марксона «Любовница Витгенштейна» // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2018. № 2 (46). С. 93–99.
- Отто 2008 – Отто Р. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008.
- Павлов 2019 – Павлов А.В. Дивный, новый «цифровой мир»: постирония как ценностная установка мировоззрения миллениалов // Горизонты гуманитарного знания. 2019. № 3. С. 16–31.
- Пигалев 2001 – Пигалев А.И. Культура как целостность. (Методологические аспекты). Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001.
- Платон 1994 – Платон. Собрание сочинений. В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1994.
- Пропп 1976 – Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М.: Наука, 1976.
- Родноверие web – Родноверие // http://www.rodnoverie.org.
- Русская Пастафарианская Церковь web – Русская Пастафарианская Церковь // http://www.rpcmp.ru.
- Сафронов 2019 – Сафронов Э. Популярная культура как религия // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2019. № 3. С. 277–283. DOI: https://doi.org/10.22394/2073-7203-2019-37-3-277-283.
- Тернер 2001 – Тернер С. Лестница в небеса. М.: Триада, 2001.
- Харви 2020 – Харви Г. Секс, еда и незнакомцы. Религия как повседневная жизнь. М.: НЛО, 2020.
- Хёйзинга 2011 – Хёйзинга Й. Homo Ludens. Человек играющий. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011.
- Шнирельман (ред.) 2001 – Шнирельман В.А. (ред.). Неоязычество на просторах Евразии. М.: Изд-во ББИ, 2001.
- Dubuisson 2003 – Dubuisson D. The Western Construction of Religion: Myths, Knowledge, Ideology. Baltimore: The John Hopkins University Press, 2003.
- Hoffman 2016 – Hoffman L. Postirony. The Nonfictional Literature of David Foster Wallace and Dave Eggers. Bielefeld: Gazelle Book Service, 2016.
- Jedi... web – Jedi Census Phenomenon // https://en.wikipedia.org/wiki/Jedi_census_phenomenon. Konstantinou 2016 – Konstantinou L. Cool Characters: Irony and American Fiction. Cambridge: Harvard University Press, 2016.
- McCutcheon 1997 – McCutcheon R. T. Manufacturing Religion: The Discourse on Sui Generis Religion and the Politics of Nostalgia. N. Y., Oxford: Oxford University Press 1997.
- Rosenstock-Huessy 2005 – Rosenstock-Huessy E. Comparative Religion // The Collected Works of Eugen Rosenstock-Huessy on DVD. Norwich: Argo Books, 2005.