Перспективы развития финтех индустрии в России: жесткая конкуренция или стратегическое партнерство банковского сектора и цифрового ритейла

Бесплатный доступ

Статья посвящена вопросам формирования инновационного вектора развития финансового ландшафта в России в контексте возможного стратегического партнерства банковской отрасли и финтех индустрии. На основе анализа современного состояния российского финансового сектора определены основные траектории и модели взаимодействия банковских институтов и сферы финтеха, направленные на максимально качественное удовлетворение потребностей конечных пользователей финансовых продуктов и сервисов с обеспечением необходимого уровня их безопасности в цифровом финансовом пространстве.

Банковский сектор, банки, цифровизация, финтех-индустрия, финтех-компании, цифровой ритейл, маркетплейсы

Короткий адрес: https://sciup.org/148332333

IDR: 148332333

Текст научной статьи Перспективы развития финтех индустрии в России: жесткая конкуренция или стратегическое партнерство банковского сектора и цифрового ритейла

В течение последних нескольких лет финансовые технологии стремительно интегрируются во все аспекты жизнедеятельности общества, значительно повышая уровень комфорта и удобства, предлагая

ГРНТИ 06.73.35

EDN SECOAR

Ольга Юрьевна Орлова – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры банков, финансовых рынков и страхования Санкт-Петербургского государственного экономического университета. ORCID 0000-0001-5342-0066

Ольга Станиславовна Шувалова – руководитель проектного офиса по продуктам, сервисам и услугам АЛОР БРОКЕР. ORCID 0009-0009-1885-1798

Данная статья подготовлена по материалам сессии ПМЭФ-2024 «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?»

Информационно-аналитическая система Росконгресс. [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения 25.12.2024).

широкий выбор финансовых продуктов и сервисов от многочисленных провайдеров цифровых услуг. Эти процессы способствуют развитию новой модели потребительского поведения, которая предъявляет повышенные требования к качеству и скорости предоставления сервисов, связанных с обслуживанием различных финансовых операций. Цифровая трансформация также оказывает существенное влияние на взаимодействие банковского сектора и цифровых маркетплейсов, порождая жёсткую межотраслевую конкуренцию, в результате которой формируется современный финансовый ландшафт российской экономики. Каким именно будет этот ландшафт, и какие преимущества он принесет как конечным потребителям финансовых услуг, так и экономике РФ в целом – вот тот вопрос, на который нам предстоит найти ответы в самом ближайшем будущем.

Материалы и методы

В качестве основных источников исследования были использованы статистические и аналитические материалы Банка России, корпоративные отчеты компаний, опубликованные на официальных сайтах, а также материалы аналитических и рейтинговых агентств, таких как RAEX и Национальное рейтинговое агентство, экспертные заключения ведущих специалистов в области развития банковской отрасли и финансовых технологий. Основными методами исследования выступали сравнительный анализ и комплексная оценка данных информационно-аналитических материалов, по результатам сессии «Банки или маркетплейсы: чей финтех круче?», которая состоялась в рамках ПМЭФ-2024.

Результаты и обсуждение

Современный рынок финансовых услуг переживает глубокие изменения, связанные с появлением и интенсивным развитием платформ электронной коммерции (маркетплейсов). Цифровые платформы все активнее проникают в традиционную банковскую сферу, что приводит к значительным изменениям в институциональной структуре российского финансового сектора. Банковский сектор исторически занимал доминирующее положение в сфере кредитно-финансовых услуг, но современные тенденции практически тотальной цифровизации всех экономических процессов привели к тому, что характерной чертой последних нескольких лет становится бурное развитие цифрового ритейла, предлагающего на своих платформах широкую товарную номенклатуру, с планомерным наращиванием доли финансовых операций не только в общем объеме расчетов и платежей, но и в области реализации традиционных финансовых продуктов и услуг.

В этой связи следует отметить, что в настоящий момент российская финансовая система переживает период кардинальной структурной трансформации, в течение которого классические банковские институты сталкиваются с необходимостью адаптации к новым технологическим вызовам, обусловленным как растущим спросом на цифровые финансовые продукты и услуги со стороны потребителей, так и возрастающей конкуренцией со стороны стремительно набирающих обороты маркетплейсов. В условиях этой трансформации финтех индустрия демонстрирует устойчивый рост, успешно осваивая новые рыночные ниши. Инновационность и гибкость финтех компаний позволяет им эффективно реагировать на динамичное изменение внешней среды и оперативно удовлетворять растущий потребительский спрос в области цифровых финансовых сервисов.

Динамика финансовых результатов деятельности ключевых игроков российской финтех индустрии за 2021-2024 показывает значительный рост, в то время как представители традиционного банковского сектора находятся под серьёзным давлением высокой ключевой ставки и нагрузки на капитал, которая не позволяет существенно снизить операционные издержки при разработке и реализации новых технологичных банковских продуктов и услуг. Сравнительные анализ основных финансовых результатов и ключевых трендов в банковской отрасли и финтех-индустрии за 2024 год приведен в таблице.

В целом можно констатировать, что цифровая трансформация, охватившая российскую экономику, привела к значительным изменениям в конкурентной среде отечественной финансовой индустрии, которая характеризуется усилением борьбы за клиента не только во внутриотраслевых рамках, например в цифровом ритейле, но и между представителями различных отраслей. В результате сформировался совершенно новый ландшафт конкуренции, где напряженное соперничество и вынужденное взаимодействие становятся неотъемлемой частью стратегического развития компаний финансового сектора экономики. Вместе с тем, следует отметить, что это процесс, обусловленный внедрением цифровых инноваций, также способствует повышению эффективности бизнес-моделей представителей финансовой индустрии и качества реализуемых финансовых продуктов и сервисов.

Ярким примером успешной реализации стратегии цифрового банка могут служить впечатляющие результаты деятельности банковских структур маркетплейсов Ozon и Wildberries. Несмотря на относительно небольшие размеры активов, занимающие соответственно 58-ю (139 млрд рублей) и 146-ю позиции (20,8 млрд рублей), банки цифровых платформ Ozon и Wildberries смогли подняться до топ-30 крупнейших российских банков по объему полученной прибыли за первые полгода 2024 года (см.: . Согласно официальной отчетности указанных банков на июль 2024 года, оба продемонстрировали значительные показатели прибыли и эффективности капитала.

Таблица

Сравнительный анализ основных финансовых результатов и ключевых трендов в банковской отрасли и финтех-индустрии за 2024 г.

Критерий Банковская отрасль Финтех-индустрия Основные финансовые результаты Продемонстрировала неоднородность финансовых результатов: крупные банки зафиксировали положительную динамику, в то время как ряд других банков показал существенное падение доходов от основной деятельности. Причины: высокие операционные издержки, снижение объемов кредитования и чистых процентных доходов Продемонстрировала существенный рост доходов, 2024 год стал наиболее успешным, позволив фин-тех сектору преодолеть отметку в 231 млрд рублей (см.: ,    максимально прирастив клиентскую базу за счет внедрения широкого ассортимента новых технологичных сервисов Ключевые игроки Лидером как в части роста кредитного портфеля, так и по приросту годовой прибыли за 2024 г. стало ПАО Банк ВТБ, вместе с ПАО «Сбербанк» они обеспечили половину прибыли всего банковского сектора – 2,1 трлн рублей (см.: . Существенный рост прибыли также продемонстрировали АО «Россельхозбанк» и АО «Газпромбанк», заметный рост прибыли отмечен у «Альфа банка» Лидерами по приросту выручки в области финтех индустрии стали: компания ЮМани – сервис платежных услуг (23,7 млрд руб.), Saby («Тензор») – ИТ система для управления бизнесом (17,5 млрд руб.) и «Эвотор» – производитель онлайн касс (16,9           млрд          руб.)           (см.: . Наиболее значительный рост демонстрировали компании – разработчики цифровых платформенных решений для покупки/продажи финансовых продуктов Характерные особенности Лидеры российской банковской отрасли активно развивают собственные платформенные решения, постепенно трансформируясь в «финансовые супермаркеты», которые предлагают клиентам расширенный ассортимент финансовых продуктов и услуг, а том числе вне традиционного поля деятельности банковских институтов Основными драйверами роста в сегменте финтех стали платежные сервисы, в том числе за счет низких транзакционных издержек и высокой технологичности внутренних бизнес-процессов компаний. Уверенный рост также показала область цифровых решений для сегмента В2В (бухгалтерия, оптимизация взаимодействия с поставщиками и подрядчиками) Перспективы Банковская отрасль подвергнется глубоким изменениям, вызванным активной конкуренцией со стороны маркетплей-сов, изменением потребительских предпочтений и глобальным экономическим процессам. Лидеры банковской индустрии будут наращивать свои компетенции в области цифровой трансформации бизнеса, предлагая своим клиентам все более персонализированные сервисы, за счет активной интеграции ИИ в процессы разработки и реализации новых банковских продуктов и услуг Новые цифровые сервисы и предложения сделали финте-индустрию главным бенефициаром изменений на рынке. Ведущие игроки финтех индустрии фокусируются на внедрении новых технологичных решений для бизнеса и индивидуальных пользователей, автоматизации процессов и создании удобных цифровых сервисов. При сохранении текущей динамики, российский финтех сектор продолжит расширяться, осваивая новые рыночные ниши, успешно конкурируя с традиционными банковскими институтами

Так, ООО «ОЗОН банк», обеспечив себе доход в размере 6,2 млрд рублей за шестимесячный период, оказался на 33-й строчке рейтинга прибыльности. А «Вайлдберриз Банк», чей чистый заработок составил 4,8 млрд рублей, расположился на 36-й позиции. Приблизительно такие же объемы прибыли за аналогичный период показали крупные классические банки с активами в сотни миллиардов рублей, традиционно входящие в топ-40 российского банковского сектора по масштабам бизнеса: «Точка» (около 300 млрд рублей активов, прибыль 4,3 млрд рублей), Азиатско-Тихоокеанский банк (254 млрд рублей активов, прибыль 5,1 млрд рублей), «Кредит Европа банк» (228,3 млрд рублей активов, прибыль 6,7 млрд рублей).

Согласно данным IT-World, банковские структуры, основанные крупными российскими технологическими компаниями, такими как «Яндекс», Ozon и Wildberries, значительно превзошли традиционные кредитные организации по темпам роста депозитных активов и привлечённых средств. Осенью предыдущего года, согласно статистике ЦБ РФ, на долю этих «нетрадиционных» банков приходилось около 40% всех онлайн-платежей, тогда как еще три года назад этот показатель составлял лишь примерно 2%, что было почти в двадцать раз ниже нынешнего показателя. Кроме того, необходимо отметить, что «ОЗОН Банк» вошёл в перечень значимых игроков рынка платёжных сервисов, определённых ЦБ РФ (см.: .

В указанный рейтинг включаются финансовые институты, оказывающие наибольшее влияние на рынок платежных услуг исходя из количества выданных кредитных и дебетовых карт, числа транзакций, объёма переводов, наличия терминального оборудования и инфраструктуры обслуживания клиентов. При этом обе компании, Wildberries и Ozon, ранее подчеркивали приоритетность развития направления финтех-решений. Например, «OЗОН Банк» в течение 2025 года намерен выпустить собственные кредитные карты для частных пользователей, параллельно устанавливая первую сотню собственных банкоматов и развивая линейку премиальных банковских предложений. В свою очередь, компания Wildberries также анонсировала планы расширения своего присутствия на финансовом рынке, включая возможность запуска собственного банковского продукта в виде карточного сервиса.

Интеграция финансов по модели Embedded Finance продолжает оставаться актуальной тенденцией; всё больше нефинансовых организаций внедряют цифровые банковские услуги и другие финансовые продукты в собственные платформы и приложения. Это обеспечивает пользователям удобный доступ ко множеству финансовых решений и существенно облегчает управление личными средствами. Благодаря таким интегрированным решениям клиенты получают возможность пользоваться широким спектром сервисов вроде онлайн-банковских операций, кредитования, инвестирования и страхования непосредственно внутри привычных приложений, избавляясь от необходимости переходить на специализированные финтех-платформы.

Особенно популярным становится внедрение BNPL-сервисов («купил сейчас – оплатишь позже»), позволяющих оптимизировать клиентские пути покупки товаров и повысить привлекательность покупок. С помощью API и облачных решений внедрение встроенных финансовых сервисов становится быстро реализуемым и существенно повышает экономическую эффективность. Финтех-компании используют открытые API, чтобы интегрироваться друг с другом или с классическими кредитными и страховыми компаниями, создавая более комплексные, модульные и масштабируемые решения. Такие технологии способствуют бесшовному встраиванию финансовых сервисов в маркетплейсы, цифровые платформы, агрегаторы банковских продуктов и услуг, улучшая пользовательский опыт за счет сокращения клиентского пути, упрощения получения доступа к сопутствующим сервисам и повышения кастомизации продуктов.

В современной экономической парадигме, одним из главных трендов которой выступает активная интеграция цифровых и финансовых технологий, коллаборационная модель взаимодействия банковских институтов и представителей финтех индустрии может выступать инновационным вектором развития российского финансового сектора, обладая необходимым синергетическим эффектом для решения ключевых задач государства в области повышения доступности финансовых продуктов и услуг для населения России, а также обеспечения надежности и безопасности пользователей в цифровом финансовом пространстве. Данная модель взаимодействия также содержит значительный потенциал в контексте дальнейшего развития банковских экосистем, где центральное банковское ядро выступает катализатором для расширения перечня цифровых услуг и кросс-продаж в смежных секторах экономики.

В условиях стремительной цифровизации всех бизнес-процессов и активного внедрения «бесшовных» технологических решений, позволяющих клиентам беспрепятственно мигрировать между различными поставщиками финансовых продуктов и услуг, на первый план выходит качество предоставляемых сервисов и положительный клиентский опыт. Согласно данным аналитического доклада Банка России [1], в среднем люди проводят онлайн более 6 часов в день, при этом 90% времени приходится на использование мобильных устройств. Российская финансовая индустрия, стремясь к лидерству в цифровой сфере, достигла серьезных успехов, породив при этом новые вызовы в области конкурентной борьбы за привлечение и удержание клиентов.

В этой связи необходимо помнить, что все представители как банковской отрасли, так и финтех индустрии, должны действовать прежде всего в интересах клиентов, предлагая качественные финансовые продукты и сервисы по конкурентоспособным ценам в безопасной и удобной цифровой среде. Важно подчеркнуть, что поиск и соблюдение оптимального баланса в этой сфере становится критически важным для того, чтобы обострившаяся конкуренция не наносила ущерб конечным пользователям, стимулируя их, например, к импульсивному инвестиционному поведению или избыточному раскрытию персональных данных в незащищенной цифровой среде.

Заключение

В ближайшие годы российский рынок финансовых услуг может претерпеть существенную трансформацию, при которой конкуренция между классическими банковскими организациями, цифровыми платформами, маркетплейсами и финтехами приобретет новые формы. На смену открытому противостоянию и борьбе за потребителя могут прийти новые формы эффективного взаимодействия, при которых все участники получат возможность расширить свое влияние за счет интеграции смежных сервисов и создания единой цифровой среды для пользователя услуг.

Пересмотр банками традиционных бизнес-моделей позволит сохранить контакт с клиентом, удержать высокий уровень лояльности и сохранить свою роль в цепочке создания стоимости. Компетенции маркетплейсов в работе с огромной аудиторией, оперативном внедрении инноваций и гибкости позволят найти оптимальные модели динамичного взаимодействия с классическими кредитными организациями.

В будущем возможно формирование новых сценариев развития рынка. В частности, дальнейшая консолидация, при которой крупные игроки будут поглощать более мелких и усиливать свои позиции за счет синергии компетенций. Возможны и прецеденты так называемого обратного поглощения, когда традиционные модели бизнеса адаптируются под стратегии развития поглощаемых финтех стартапов. Параллельно с консолидацией могут возникать и новые партнерские модели, в которых банки и мар-кетплейсы будут совместно разрабатывать новые продукты, основываясь на сильных сторонах друг друга. Не исключено и появление гибридных форматов, объединяющих финансовые и нефинансовые сервисы в новые продукты, которые предоставляются потребителям в едином цифровом пространстве. Безусловно, столь стремительное развитие неизбежно привлекает внимание регулятора, который может ужесточить требования к прозрачности операций, степени защиты персональных данных, не допущению излишней монополизации рынка.

В результате этих процессов привычные границы между отраслями постепенно размываются. Финансовые услуги становятся неотъемлемой частью повседневных цифровых экосистем, а выбор пользователя все чаще определяется не брендом, а удобством и выгодой. Побеждать в этой гонке будут те, кто сумеет предложить максимально простые, персонализированные и безопасные решения, опираясь на технологические инновации и глубокое понимание потребностей клиентов, создавая ценность на стыке различных рынков и компетенций.