Перспективы развития международного транспортного сотрудничества России, Монголии и Китая
Автор: Булатова Надежда Николаевна
Статья в выпуске: 5, 2018 года.
Бесплатный доступ
В статье рассмотрены вопросы международного транспортного сотрудничества Рос-сии, Монголии и Китая в рамках программы формирования экономического коридора «Россия - Монголия - Китай». Акцентируется внимание на развитии эффективной транспортной инфраструктуры, обусловливающей углубление экономической интеграции трех государств. Обозначена необходимость разработки новой транспортной стратегии, направленной на формирование интегрированной транспортно-логистической системы Байкальского региона, отмечена важность ее построения для Байкальского региона. Для Республики Бурятия планируется формирование транспортно-логистического комплекса «Байкальский грузовой хаб», являющегося главным национальным транспортным проектом по сценарию инновационного развития в рамках экономического коридора, который становится глобальным международным интермодальным логистическим оператором.
Транспортный коридор, международное транспортное сотрудничество, перспективы развития, транспортная инфраструктура, байкальский грузовой хаб, интегрированная транспортно-логистическая система
Короткий адрес: https://sciup.org/142228579
IDR: 142228579
Текст научной статьи Перспективы развития международного транспортного сотрудничества России, Монголии и Китая
Введение и новизна. На активизацию трехстороннего взаимодействия между Россией, Китаем и Монголией направлена подписанная в июне 2016 г. в Ташкенте на саммите Шанхайской организации сотрудничества «Программа создания экономического коридора Китай – Монголия – Россия». Документ содержит основные направления трехстороннего взаимодействия в различных сферах, реализация которых будет способствовать укреплению торгово-экономического сотрудничества трех государств.
В сферу интересов Байкальского региона, Республики Бурятия входит создание автомобильного и железнодорожного трансконтинентальных коридоров в направлении Улан-Удэ – Улан-Батор – Пекин – Тяньцзинь. Важной транспортной артерией для перевозки грузов автомобильным транспортом становится развитие международных автомобильных перевозок по новому автомобильному коридору, соединяющий Россию, Монголию и Китай по маршруту АН-3: Улан-Удэ – Кяхта (Россия) – Алтан-Булаг – Дархан – Улан-Батор – Сагшад – Замын Ууд (Монголия) – Эрлянь – Пекин – Тяньцзинь (Китай). При этом г. Улан-Удэ выбран в качестве начальной точки сети азиатских автомобильных дорог АН 3. Данный коридор позволит доставлять различные грузы из Китая в Россию через территорию Монголии всего за 4 дня [2].
Мы убеждены в том, что для сибирских регионов в целом, и Байкальского в частности, создание этих транспортных коридоров – это внешний мощный катализатор и движущая сила в дополнение к внутренним источникам развития.
При этом единое транспортное поле (ЕТП) России, Монголии, Китая будет, скорее всего, развиваться более интенсивно в связи с наличием мощного китайского финансовополитического ресурса (открытие Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, Азиатского банка развития и др.).
Результаты исследования . Формирование ЕТП будет осуществляться через создание единой евроазиатской интегрированной транспортно-логистической системы, развитие сети логистических центров, формирование общего рынка транспортных услуг и реализацию транзитного потенциала стран-членов экономического коридора [4].
Республика Бурятия становится центром транзитного сотрудничества по всем трем видам транспорта: автомобильному, авиационному и железнодорожному. И, конечно, открытие нового коридора даст новый импульс развитию территории логистического бизнеса через строительство логистических центров по обработке грузов. От этого выиграют и Республика Бурятия, и транспортники, потому что при перевозке грузов транспортная составляющая будет намного меньше.
Поэтому усиление инфраструктурной взаимосвязанности региона провозглашается приоритетной задачей стратегии социально-экономического развития РБ до 2035 г. 32
Формирование новой транспортной архитектуры связано, в первую очередь, со строительством всесторонней, многослойной комплексной транспортно-логистической сети, позволяющей оптимизировать взаимодействие всех видов транспорта.
Необходимо отметить, что проект экономического коридора в отличие от среднесрочной и долгосрочной транспортных стратегий Российской Федерации дает возможность объединить программы строительства и модернизации конкретных систем разных видов транспорта в единый проект, который изначально встроит все транспортные предприятия разных ведомств и форм собственности в общий пространственный, технологический и управленческий контекст формирования интегрированной транспортно-логистической системы региона (ИТЛСР) как основы комплексного формирования мощного инфраструктурного каркаса Дальнего Востока и Восточной Сибири и одновременного развития на этой основе крупных центров экономического роста (ЦЭР), образующих в целом мощные транспортно-промышленные пояса, которые станут опорными точками развития территорий, а именно Байкальского региона [5].
Поэтому проект экономического коридора «Россия – Монголия – Китай» необходимо встраивать в существующие государственные программы по развитию транспорта, а также в региональные программы развития, в частности проект СЭР РБ до 2035 г., или даже разработать обновленную единую стратегию комплексного развития территорий Сибири и Дальнего Востока на базе ИТЛСР.
Создание новой системы транспортных коммуникаций (высокоскоростной железнодорожный и автомобильный транспорт, сеть транспортных хабов и логистических центров, системы доставки грузов на отдаленные территории) может стать для нашей страны мощнейшим локомотивом развития инноваций в сфере территориального развития.
Очевидно, что Республика Бурятия в силу удобства ее географического положения, размеров территории, стратегической и геополитической позиции, имеет все основания и возможности реализовать свой транспортно-транзитный потенциал, участвуя в структурах национальных и международных транспортных коридоров, в том числе и в рамках экономического коридора [7].
Планируется, что в зоне опережающего экономического развития республики будет расположено большинство торгово-транспортно-логистических комплексов, которые в своей совокупности сформируют так называемый «Байкальский грузовой хаб (БГХ)».
Развитие «БГХ» основывается на модернизации системы железнодорожного, автомобильного, авиационного и водного транспорта, создании мультимодальных транспортно-логистических комплексов (МТЛЦ).
Республика Бурятия в этом направлении осуществляет мероприятия, перечисленные в таблице 1.
Таблица 1
Перспективы развития транспортной инфраструктуры РБ
Виды |
Мероприятия |
|
Аэропорт «Байкал» |
|
|
Дорожное хозяйство |
|
Железнодорожн ый транспорт |
|
|
Строительство сети международных логистических центров (Стратегия СЭР РБ до 2035 г.) |
|
Водный транспорт |
Развитие пассажирских перевозок водным транспортом и туризма в акватории озера Байкал.
проекта 15190.
|
|
Пункты пропуска |
1. Реконструкция двусторонних автомобильных пунктов пропуска «Айнек-Гол» и «Желтура», железнодорожного пункта пропуска «Наушки» и многостороннего пункта пропуска «Кяхта». |
ТЛК «Байкальский грузовой хаб» будет представлять собой многофункциональный терминальный комплекс для слияния в единую сеть железнодорожного, водного, авиа- и автомобильного транспортных каналов с полным спектром транспортно-логистических услуг [7].
Для Республики Бурятия именно формирование объединенной компании в виде ТЛК БГХ становится главным национальным транспортным проектом по сценарию инновационного развития в рамках экономического коридора, который становится глобальным международным интермодальным логистическим оператором для реализации масштабных проектов на территории стран Единого транспортного пространства [3].
Развитие системы логистических центров, входящих в ТЛК БГХ, должно осуществляться по вертикально-интегрированному принципу: с создания единого центра управления транссибирскими перевозками, а затем с создания сети терминалов, которые в совокупности сформируют единую взаимосвязанную структуру в виде кластерной модели межорганизационной логистической координации и интеграции с участием в качестве системного интегратора в статусе 4PL-провайдера, являющихся элементами международной транспортной сети [3].
Выводы. Благодаря созданию ТЛК БГХ регионы получат большой экономический и социальный эффект, будут созданы надежная система транспортировки, хранения и распределения грузов, благоприятные условия для развития транспортного и логистического бизнеса. Тем самым создается возможность объединения отдельных программ строительства, модернизации различных видов транспорта в единый проект, который изначально встроит все транспортные предприятия разных ведомств и форм собственности в общий пространственный, технологический и управленческий аспект как потенциальных участников транспортно-транзитного сообщения в направлении «Азия – Европа». Выбор транспортных объектов как высокотехнологичных компонентов проекта ТЛК БГХ позволит разработать программу комплексного транспортного освоения территории. Геополитический контекст вовлечения Байкальского региона в глобальную экономику несет за собой необходимость разработки обновленной единой стратегии устойчивого социально-экономического развития региона на базе интегрированной транспортно-логистической инфраструктуры, формирование которой, в свою очередь, будет способствовать реализации транспортно-транзитного потенциала Байкальского региона, его дальнейшему устойчивому территориальному развитию.
Список литературы Перспективы развития международного транспортного сотрудничества России, Монголии и Китая
- О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ
- Булатова Н.Н. Перспективы развития региональной экономики в условиях формирования экономического коридора «Россия - Монголия - Китай» // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. - 2017. - Т. 10, № 1. - С. 90-99.
- Мысник Е.В. Мультимодальные транспортно-логистические центры: учеб. пособие. - Иркутск: Изд-во ИрГУПС, 2016. - 88 с.
- Подберезкина О.А. Транспортные коридоры в российских интеграционных проектах (на примере ЕАЭС) // Режим доступа: http://mgimoreview.elpub.ru/jour/article/view/277/277
- Сценарии развития Восточной Сибири и российского Дальнего Востока в контексте политической и экономической динамики Азиатско-Тихоокеанского региона до 2030 года. Аналитический доклад / науч. рук. А.А. Кокошин. Режим доступа: http://econom.nsc.ru/ieie/Izdan/trudi/korjubaev/doklad.pdf
- Самойленко В. Россия - Китай - Монголия: перспективы трехстороннего сотрудничества // Международная жизнь. - 2016. - Июнь. - С. 12-23.
- Султанов А.Г. Интеграция транспортно-логистических кластеров в систему национальных и международных транспортных коридоров: автореф. дис. … канд. экон. наук. - М., 2017. - 22 c.
- Транспортные проекты Китая в Центральной Азии. Режим доступа: www.webeconomy.ru/index.php?cat=mcat&mcat=153&newsid=2795&p=5&page=cat&type=news
- Формирование модели организации приграничного сотрудничества в рамках международных транспортных коридоров: монография / Н.Н. Булатова, В.М. Алексеев, В.В. Алексеева. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010. - 347 с.