Первое русское географическое описание восточной части арктической зоны европейского северо-востока России

Автор: Мацук М.А.

Журнал: Известия Коми научного центра УрО РАН @izvestia-komisc

Статья в выпуске: 1 (53), 2022 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается первое русское географическое описание восточной части Арктической зоны Европейского северовостока России, выполненное в ходе геологоразведочной экспедиции 1672 г. из Пустозерского острога на Полярный Урал.

Первое русское географическое описание, восточная часть арктической зоны европейского северо-востока России, геологоразведочная экспедиция, пустозерский уезд, 1672 год

Короткий адрес: https://sciup.org/149139994

IDR: 149139994

Текст научной статьи Первое русское географическое описание восточной части арктической зоны европейского северо-востока России

Первое русское географическое описание восточной части Арктической зоны Европейского северо-востока России было составлено в результате написания отчета о геологоразведочной экспедиции, организованной на Полярный Урал для поиска слюды, горного хрусталя и «всяких руд». Экспедиция была послана из Пусто-зерского острога по заявлению ненцев Юптиски и Ситки, которые объявили ранее пустозерским воеводам Леонтию Романовичу Неплюеву и Ивану Яковлевичу Неплюеву, что видели во время кочевки из-за Урала в Большеземельскую тундру горы с признаками слюды и горного хрусталя. Экспедиция состояла из специально для этого присланного в Пустозерск слюдника Прохора Леонтьева, кузнеца Федора Синицына, объявивших о находке ненцев и других «товарищей», вероятно, ненцев, и пустозерских стрельцов, осуществлявших перевозку людей и грузов и охрану. Возглавлял экспедицию подьячий Пу-

стозерского острога съезжей избы (воеводской канцелярии) Федор Попов.

По итогам работы экспедиции Федором Поповым был составлен отчет, в котором зафиксирован путь следования экспедиции, работы, проводимые на местах непосредственных поисков полезных ископаемых, а также результаты этих работ. Дано также описание встреч с березовскими ненцами и изложены переговоры с ними по поводу их помощи в поиске слюды и горного хрусталя.

Отчет оформлен в виде тетради с расположением текста на шести листах с оборотами, имеет заголовок, располагающийся на отдельном листе: «Книги езду из Пустоозерского острогу за Камень тундрою на Усу и Хай реки для всяких руд и слюды, и камени хрусталю подьячего Федора Попова с товарыщи». Текст заверен подписью Федора Попова, расположенной на каждом листе тетради: «К сим книгам – пустоозерской подьячей – Федька – Попов – руку – при-ло – жыл».

Документ включен архивистами в составное дело [1]. Они работали с этим документом еще в конце XVIII или начале XIX в. Тогда на листе с названием отчета они сделали помету, поставив дату составления документа: «7180-го года». Надо отметить, что последние два листа были порчены, вероятно, мышами. Дефект затрагивает четыре строки каждого листа. Поэтому на каждом листе несколько слов не читаются. Часть из них можно восстановить по смыслу. После необходимых археографических замечаний приступим к описанию как самой экспедиции, так и предмету данного параграфа – географическим данным, зафиксированным в документе Федора Попова.

Экспедиция была организована по специальному государеву указу и наказной памяти пустозерских воевод Л.Р. Неплюева и И.Я. Не-плюева.

Экспедиция отправилась из Пустозерского острога 14 мая 1672 г., вернулась в Пустозер-ский острог 22 октября того же года [2]. Они проделали очень большой путь: пересекли несколько рек и речек, исследовали места для поиска слюды и горного хрусталя, собрали образцы полезных ископаемых и вернулись в Пустозерский острог. Причем продлили деятельность экспедиции из-за встречи с ненцами, которые рассказали о месторождениях горного хрусталя в других местах, в частности, на р.Сыбуте.

В начале XXI столетия по пути описываемой экспедиции проехал доктор геолого-минералогических наук, академик Российской академии наук Н.П. Юшкин, опубликовавший свои путевые заметки с изложением геологических нюансов в статье «“По извету Ситкову”. Через каменный маршрут Пустозерских рудоискателей» [3]. Данное путешествие Николай Павлович Юшкин совершил, получив от автора рукописную копию рассматриваемого в данной статье документа Российского государственного архива древних актов.

Вернемся к теме нашего повествования.

Экспедиция выехала из Пустозерского острога на восток. Подьячий Федор Попов старательно фиксировал все географические объекты, встречавшиеся им на пути к цели. Первой была названа р. Куя: «От Пустоозерского острогу река Куя» [4]. В Википедии имеется следующая характеристика данной реки: «Куя – река в Ненецком автономном округе России (часть бассейна расположена на территории Республики Коми), правый приток р.Печоры (впадает в протоку Куйский Шар). Длина – 186 км (215 км от истока Вой-Вож). <…> Протекает по западной окраине Большеземельской тундры. Общее направление течения на север».

Переправившись на правый берег р.Куя, экспедиция отправилась дальше. Следующим географическим объектом, упомянутом в документе, был лес Заледей: «От реки от Куи лес Заледей» [5].

После того, как экспедиция проехала этот лес, она вышла к р.Пещаница: «От лесу Зале-дея река Песщаница». Федор Попов дал более широкую характеристику этой реке. Во-первых, он отметил, что река «велика и рыбна». Во-вторых, указал, что она «падет в море в Болванскую губу» [6].

Следующая река, встретившаяся экспедиции на ее пути к горам Полярного Урала, была р.Черная. Ф. Попов отметил: «От Песщаницы река Черная». Это сообщение он дополнил такой подробностью: «Падет в море» [7].

Преодолев р. Черную, экспедиция двинулась дальше и дошла до р. Урера: «От реки от Черной река Урер». И опять подьячий Федор Попов делает важное уточнение: «Падет в реку в Черную» [8], т.е. р. Урер является притоком р.Черной.

Переехав р. Урер, рудознатцы с помощниками и сопровождавшими их лицами, доехали до р.Точвы. Ф. Попов записал в отчете: «От реки Урера река Точва». Дальше следует сообщение, что эта река «вершиною от моря падет в реку Усу» [9], т.е. является притоком р. Усы.

У р. Точвы экспедиция остановилась для поисков полезных ископаемых. Дело в том, что, по словам Федора Попова, «от реки от Точвы горы высокия. Меж тех гор озера великие рыбные. Прозвание тем горам Ерудец». Ф. Попов назвал еще одну важную особенность гор Ерудец: «Камень мелкой с песком». Он отметил, что «у тех гор жили два дни. По образцам руд искали. И кроме простого каменья и песку ничего отличного нет» [10].

Отправившись от гор Ерудец, экспедиция прибыла к р. Хаю-Пыдора. Подьячий Федор Попов записал: «От Ерудца гор Хаю-Пыдора река» и добавил важное указание, что указанная река: «Падет в море через Бурлов берег» [11].

Дальше по ходу следования экспедиция доехала до р. Хырмур: «От Хаю-Пыдоры реки река Хырмур». Об этой реке Федор Попов тоже привел важный факт: «Река Хырмур вершиною от моря, падет в Усу реку» [12].

Переехав р.Хырмур, экспедиция рудознатцев доехала до холма. Холм привлек внимание подьячего Федора Попова по двум причинам: во-первых, своими размерами: «Холм гораздо высок. Словет прозванием Та де Беседа». Во-вторых, в окрестностях холма ему показали истоки двух рек: «А из-пот того холма текут две реки: река Харденог, падет в Усу реку; река Коротаева – падет в море в Коротаеву губу к Опскому морю» [13]. В Википедии есть статья, посвященная р.Коротаихе: «Коротаиха – река в Ненецком автономном округе России. В переводе с ненецкого языка коротая ха – ‘извилистая река’. Река образуется слиянием рек Сядей-Ю и Тар-Ю, берущих начало на северо-восточной окраине гряды Чернышёва. Длина реки – около 199 км (с истоком Сядей-Ю – 310 км). Река течет по тундре, делая большие петли. Впадает в Хайпудырскую губу Баренцева моря. Питание снеговое и дождевое».

Вернемся к документу XVII столетия.

После пересечения р. Коротаевой (Коротаи-хи) экспедиция прибыла к горам, возле которых располагалось озеро. От р.Коротаевой и холма Та Беседа озеро располагалось на расстоянии около 20 верст. Федор Попов записал: «От рек и от холма озеро верстах на дватцати. Прозванием Листвичное». Особенностью озера было то, что из него вытекала река, которая впадала в р. Усу: «Изо озера река, падет в Усу реку. Над тем над озером горы высокия» [14].

После оз. Листвичное и гор возле озера экспедиция на своем пути к цели (горам Полярного Урала) доехала до еще одного озера, которое отмечено в отчете подьячего Федора Попова: «От озера и от гор озеро Рыбное Долгое». Озеро Рыбное Долгое для Ф. Попова было интересно тем, что из него (озера) вытекала р.Сей. Эта река впадала в р.Усу. Кроме того, притоком р.Сей была р. Воркутей, которая, в свою очередь, также впадала в р. Усу: «Из озера река Сей, падет в Усу. От Сея реки падет река Ворку-тей, падет в Усу» [15].

Переехав р. Воркутей, путешественники добрались до р. Усы. Ф. Попов привел важные сведения и о р. Усе. Он писал: «От Воркутея реки река Уса. И реку Усу перешли через. А падет та река вершинами от моря в реку в Печору выше Пустоозерского острогу верст за четыреста» [16].

Рудознатцы с помощниками, преодолев р. Усу, двинулись дальше вглубь Полярного Урала. Дальнейший путь Федор Попов описывает так: «От реки от Усы, выше правые вершины (выделено нами – М.М.), среди высокого Югорского Камени озеро Уское». Не изменяя своему стилю изложения, Ф. Попов отмечает важную подробность: «А из с того озера под восток пошла река Хай, (которая – М.М.) падет в реку Обь Великую» [17].

Далее на своем пути экспедиция достигла оз. Рыбное: «От Уского озера озеро Рыбное, от реки Усы в правой стороне (выделено нами – М.М.)». Федор Попов специально отметил, что «по извету Ситки от того озера ход прямо до реки до Усы» [18]. От оз. Рыбного до цели своего путешествия – «слюдяных гор» – участники экспедиции вынуждены были идти пешком. Мы опускаем подробности их работы на «слюдяных горах».

Для данной работы важны следующие замечания подьячего Федора Попова: «А водяной путь от тех слюдяных гор озером Уским пять ден малыми лотками, потому что порожисто (выделено нами – М.М.). А изъехав пять днищь мочно идти по Усы реки обласами до (реки – М.М.) Печоры. … А от Пустоозерского острогу и из Ыжем-ской слоботки по Печоре и по Усы рекам вверх недель пять ходу (до слюдяных гор – М.М.). А до Березова, по скаске самоядцов, водяным же путем ходу неделя» [19].

Выполнив задание, а именно обследовав горы, указанные ненцами как место нахождения слюды и горного хрусталя, экспедиция возвращалась проторенным путем в Пустозерский острог. По прибытии на р. Коротаеву (17 сентября) их встретил ненец Маетка, который заявил, что на р. Сыбуте в горах нашел «в берегах камень от простых отличен каменей» [20]. Федор

Попов с помощниками поехал проверить это сообщение. Однако никаких данных о р. Сыбу-ти Ф. Попов не привел. Они действительно нашли в горных осыпях по берегам р. Сыбути горный хрусталь и взяли образцы камня. И, выехав с р. Сыбути 23 сентября, прибыли в Пустозерский острог 22 октября. На этом их путешествие закончилось.

Итак, подьячий Федор Попов в своем отчете о поездке к местам нахождения слюды и горного хрусталя в горах Полярного Урала впервые привел интересные географические сведения об Арктической зоне Европейского северо-востока России. Впервые было указано положение таких географических объектов, встречавшихся им на пути следования к цели, как реки, озера, лес, горы. В отчете упомянуто название 15 рек, их местоположение с запада на восток. Весьма важно, что Федор Попов указывал направление течения рек и то, куда они впадают: в море или в другие реки. Он описал наличие более четырех озер, из некоторых из них вытекали реки, что также было отмечено составителем отчета. Ф. Попов указал на наличие двух горных областей посреди тундры: горы Ерудец и холм Та Беседа. Кроме того, он отметил наличие гор, располагавшихся в 20 верстах восточнее указанного холма и истока р.Коротаевы. Федор Попов также дал краткие характеристики горам Полярного Урала, в которых они осматривали обнаруженные ненцами месторождения слюды и горного хрусталя.

Таким образом, перед нами полноценное, хотя и краткое, географическое описание территории, по которой проходил путь следования экспедиции. Нас не должно смущать то, что в этом описании дан перечень географических объектов, встречавшихся рудознатцам на их пути. Во-первых, мы должны отдавать себе отчет, что речь не шла об экспедиции профессиональных географов. В Московском царстве второй половины XVII столетия таких, скорее всего, не было вовсе. Надо учитывать уровень составителя отчета. Федор Попов – мелкий, по масштабам страны, чиновник отдаленного уезда России, вероятно, просто обученный читать, писать и выполнять простые арифметические действия. Конечно, на фоне остального населения он выглядел, по нашим современным понятиям, интеллектуалом, обладающим энциклопедическими познаниями. Во-вторых, стиль изложения диктовался самим отчетом. Правительственные круги интересовал и маршрут экспедиции, лишь как путь от уездного центра к месторождениям, которые можно было бы разрабатывать, и результаты поисковых работ. Поэтому первое географическое описание Арктической зоны Европейского северо-востока России не было оценено как научный труд, а просто принято к сведению чиновниками Новгородского приказа и отправлено в архив. В-третьих, Федор Попов зафиксировал данные, полученные опытным путем поколениями коренных жителей Большезе-мельской тундры – ненцев. Поэтому этот народ по праву можно считать соавтором первого географического описания Арктической зоны Европейского северо-востока России.

Публикация подготовлена в рамках реализации государственного задания ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, номер государственной регистрации проекта FUUU-2021-0011.

  • • Литература

    • 1.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 138 – 144 об.

    • 2.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139, 144.

    • 3.    Юшкин Н.П. «По извету Ситкову». Через каменный маршрут Пустозерских рудоискателей / Н.П. Юшкин // В мире минералов (Минералогический альманах. Выпуск 10). – Москва, 2006. – С. 57 – 66.

    • 4.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139 об.

    • 5.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139 об.

    • 6.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139 об.

    • 7.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139 об.

    • 8.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.

    • 9.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.

    • 10.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.

    • 11.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.

    • 12.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140 об.

    • 13.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140 об.

    • 14.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140 об. – 141.

    • 15.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141.

    • 16.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141.

    • 17.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141 – 141 об.

    • 18.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141 об.

    • 19.    Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть

Список литературы Первое русское географическое описание восточной части арктической зоны европейского северо-востока России

  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 138 - 144 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139, 144.
  • Юшкин Н.П. «По извету Ситкову». Через каменный маршрут Пустозерских рудоискателей / H.П. Юшкин // В мире минералов (Минералогический альманах. Выпуск 10). - Москва, 2006. - С. 57 - 66.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть I. Л. 139 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 139 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 140 об. - 141.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141 - 141 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 141 об.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 142, 143.
  • Российский государственный архив древних актов. Ф. 137. Оп. 1. Д. Владимир № 13. Часть 1. Л. 143 об.
Еще
Статья научная