Первые литературные памятники на удмуртском языке

Автор: Камитова Алевтина Васильевна

Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 1 (170), 2018 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются первые литературные памятники на удмуртском языке, созданные во времена царствования Екатерины II, Павла I и Александра I, в контексте формирования единого российского духовного пространства и государственных мероприятий. Их написание на шкале хронологического времени относится к последней трети XVIII - первой половине XIX века. Целью исследования является составление объективного представления о начальных этапах формирования удмуртской словесности, определение роли литературных памятников в этом процессе и «процедуре» обретения народом национальной идентичности. Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач: сравнительно-сопоставительный анализ стихотворных и прозаических произведений панегирического содержания на удмуртском языке с аналогичными текстами, написанными на языках поволжских народов; выявление используемых авторами приемов поэтики и стихосложения. Новизна работы состоит в привлечении к исследованию малоизученных текстов последней трети XVIII - первой половины XIX века. Литературные произведения, сочиненные учениками Казанской новокрещенской школы и духовной академии, рассматриваются с учетом общероссийских историко-культурных процессов. Небольшие по объему тексты на удмуртском языке расцениваются как «стартовая площадка» в деле совершенствования складывающихся письменно-литературных норм удмуртского языка, развития художественно-выразительных возможностей и как необходимый «фундамент» для последующих литературных опытов.

Еще

Литературный памятник, удмуртский язык, литературные посвящения, жанр, русская литература, перевод

Короткий адрес: https://sciup.org/14751278

IDR: 14751278   |   DOI: 10.15393/uchz.art.2018.5

Список литературы Первые литературные памятники на удмуртском языке

  • История старой Казанской духовной академии, 1797-1818 г./Сост. учитель казанской духовной семинарии А. Благовещенский. Казань: Университетская тип., 1875. С. 24
  • Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII в.//Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском казанском университете. Приложение. Т. XIX. Вып. 3 и 4. 1903. С. 127
  • Сироткин М. Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Чебоксары: Гос. изд-во Чуваш. АССР, 1948. С. 10
  • Харлампович К. Материалы для истории Казанской духовной семинарии в XVIII в.//Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском казанском университете. Приложение. Т. XIX. Вып. 3 и 4. 1903. С. 122-123
  • Ильминский Н. Опыты переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия. Казань: Тип. императорского ун-та, 1883. С. 342-343
  • Корсаков Д. А. Сборник материалов по истории Казанского края в XVIII в. Казань: Университетская тип., 1908. С. 153-154
  • История старой Казанской духовной академии, 1797-1818 г./Сост. учитель казанской духовной семинарии А. Благовещенский. Казань: Университетская тип., 1875. С. 110-111
  • Балашша Й. Венгерский язык/Пер. с венг. О. В. Громова, И. В. Салимона и Ю. И. Шишмонина; Ред., предисл. и примеч. К. Е. Майтинской. М.: Изд-во иностр. лит., 1951. 375 с.
  • Бугров К. Д. «Счастья общего творец»: панегирики первых лет царствования Александра I и политическая традиция российского монархизма//Документ. Архив. История. Современность: Материалы VI Международной научно-практ. конф., Екатеринбург, 2-3 декабря 2016 г Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. С. 231-237.
  • Ванюшев В. М. Пуцек-Григорович, Екатерина Вторая и первые стихотворные публикации на удмуртском языке//Ежегодник финно-угорских исследований. 2010. Вып. 1. С. 32-39.
  • Дёмин В. И. Первые письменные памятники народов Поволжского региона//Регионология. 2015. Вып. № 1 (90). С. 181-187.
  • Домокош П. История удмуртской литературы/Пер. с венг. В. Васовчик. Ижевск: Удмуртия, 1993. 448 с.
  • Исхаков Р. Р. Развитие конфессионального образования крещеных татар в XVIII в.//Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 3. С. 78-82.
  • Клейн И. Похвала властителю: Панегирическая поэзия и русский абсолютизм//Slovene = Словъне. International Journal of Slavic Studies. 2015. Vol. 4. № 2. С. 36-71.
  • Комиссаров Г. И. Письменность на чувашском языке в XVIII веке//Проблемы письменности и культуры: Сб. ст./ЧНИИ. Чебоксары, 1992. С. 85-104.
  • Матичак Ш. Истоки мордовской письменности//Финно-угорский мир. 2015. № 1. С. 24-35.
  • Родионов В. Г. Чувашская литература XVIII -XIX вв.: Учеб. пособие. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1999. 172 с.
  • Тепляшина Т. И. Памятники удмуртской письменности XVIII века/АН СССР Ин-т языкозн.; Отв. ред. В. И. Лыткин. Вып. 1. М., 1965. 324 с.
  • Федосеева Н. А. К вопросу об истории перевода молитвы «Отче наш» на марийский язык//Христианское просвещение и русская культура: Доклады и сообщения X научно-богословской конф., 24-25 мая 2007 г. Йошкар-Ола, 2007. С. 138-143.
  • Федотова Е. В. Истоки и формирование жанров чувашской литературы XVIII-XIX вв. Чебоксары: Чувашский государственный институт гуманитарных наук, 2006. 144 с.
  • Феоктистов А. П. Очерки по истории формирования мордовских письменно-литературных языков. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2008. 392 с.
  • Чураков В. С. Памятники письменности удмуртского языка начала XIX в. (речь по случаю коронации Александра I (1801) и удмуртская грамматика З. Г. Кротова (1816))//Полиэтничный мир Евразии: проблемы взаимовосприятия: Сб. статей. Ижевск, 2016. С. 373-378.
Еще
Статья научная