Первый опыт инъекционного введения объем-образующих веществ при стрессовом недержании мочи легкой степени у женщин репродуктивного возраста

Автор: Цуканов А.Ю., Мирзакадиев А.А., Дункурс А.В.

Журнал: Экспериментальная и клиническая урология @ecuro

Рубрика: Реконструктивная урология

Статья в выпуске: 2, 2020 года.

Бесплатный доступ

Введение. Стрессовое недержание мочи (СНМ) одна из частых форм недержания мочи у женщин. Этот недуг встречается во всех возрастах с распространенностью, по данным разных источников, от 29% до 75%. Традиционной операцией выбора является имплантация свободной синтетической петли, которая сопровождается рядом осложнений. Введение объем-образующих веществ (ООВ), рассматривается в качестве альтернативы для лечения СНМ у пожилых, соматически отягощенных пациенток или при отказе от операции. Цель исследования: оценка эффективности и безопасности инъекционного субуретрального введения объем-образующих веществ при СНМ легкой степени у женщин репродуктивного возраста. Материалы и методы. Изучены результаты применения ООВ при СНМ. Пациентки рандомизированы в основную (n=37) и контрольную (n=42) группы. В обеих группах проводили комплекс мероприятий по укреплению мышц тазового дна, пациентам основной группы дополнительно субуретрально инъекцицонно введили объем-образующее вещество. Контрольные осмотры проводили через три и шесть месяцев. Результаты. Местные ощущения после введения ООВ были минимальны, купировались самостоятельно. Через 3 месяца в основной группе доля пациенток с достигнутым состоянием континенции составила 91,9% против 64,3% в контрольной (р=0,019), через 6месяцев -97,3% и 78,5% (р=0,027), соответственно. Через полгода задний уретровезикальный угол у больных в основной группе уменьшился со 130,6° до 102,4° (р function show_abstract() { $('#abstract1').hide(); $('#abstract2').show(); $('#abstract_expand').hide(); }

Еще

Стрессовое недержание мочи, женщины репродуктивного возраста, лечение, объем-образующие вещества

Короткий адрес: https://sciup.org/142225667

IDR: 142225667   |   DOI: 10.29188/2222-8543-2020-12-2-158-163

Текст научной статьи Первый опыт инъекционного введения объем-образующих веществ при стрессовом недержании мочи легкой степени у женщин репродуктивного возраста

экспериментальная и клиническая урология № 2 2 0 2 0

экспериментальная и клиническая урология № 2 2 0 2 0

С трессовое недержание мочи (СНМ) одна из частых форм недержания мочи у женщин. Этот недуг встречается у лиц всех возрастов с распространенностью, по данным разных источников, от 29% до 75%, в среднем 48% [1]. Традиционно это заболевание обсуждается касательно старшей возрастной группы, где оно встречается чаще [2,3].

В настоящее время наиболее частой операцией выбора при СНМ является имплантация свободной синтетической петли в вариантах позадилонного и трансобтурного ее проведения [4].Общий показатель излечения достаточно высок и достигает 84% при сроках наблюдения до года и значительно превосходит результаты операций, основанных на использовании собственных тканей [1,4-6].

В 2008 году Управление по контролю за продуктами и лекарствами США (FDA) сделало критические замечания о трансвагинальной имплантации сетчатого эндопротеза для лечения пролапса тазовых органов и для лечения СНМ [6]. Важным стало и введение в консенсус по вопросам лечения пролапса тазовых органов и недержания мочи постулата Европейского общества урологов об использовании синтетической петли при условии информирования пациентки об альтернативных доступных вариантах, включая введение объем-образующих веществ (ООВ), кольпосуспензию и хирургические вмешательства с использованием собственных тканей [7,8].

В настоящее время введение ООВ все чаще рассматривается в качестве альтернативного варианта лечения пациенток с СНМ, накоплен некоторый опыт, позволяющий позиционировать этот вид лечения как способ первой линии в отдельных клинических группах (пациентки с сопутствующими заболеваниями, с высоким риском анестезии, предпочитающих менее инвазивный подход) [9]. Растущий интерес к инъекционной терапии СНМ, как альтернативного подхода, подтверждается публикациями в последние годы различных систематических обзоров и мета-анализов [9-11].

Так, в обзоре R. Riemsma с соавт. приведен показатель излечения СНМ (по критерию «полное отсутствие подтекания») через 12 месяцев, равный 24,8-36,9% [1]. Однако обзор содержит данные 127 отчетов и 98 исследований по различным методам лечения СНМ, описываются в основном результаты лечения у пожилых пациенток и редко ограничивается длительностью наблюдения более, чем три месяца [1, 8]. С другой стороны, Z.A. Siddiqui и соавт. сообщают об эффективности трансуретального введения полидиметилсилоксана на уровне 34,8-80,0% при сроках наблюдения до года [11].

Общеизвестно, что тазовое дно состоит из пассивного (связки, фасции) и активного (мышцы) компонентов, поддерживающих тазовые органы [12]. Надлежащее взаимодействие между этими компонентами и соответствующими действиями в направлении необходимого вектора, определяют правильное закрытие и открытие ключевых анатомических структур, таких как уретра и шейка мочевого пузыря [13]. Тренировка мышц тазового дна хорошо описана и является эффективным и наиболее часто используемым методом физиотерапевтического лечения СНМ. Этот метод признан и рекомендован в качестве первой линии консервативного лечения, в том числе при невозможности или отказе пациентки от инвазивных вмешательств [14].

Цель исследования: оценка эффективности и безопасности инъекционного субуретрального введения объем-образующих веществ при СНМ легкой степени у женщин репродуктивного возраста и сравнение с результатами применения лечебной гимнастики, направленной на укрепление мышц тазового дна в сочетании с применением вагинальных тренажеров и электростимуляции.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Было проведено сравнительное проспективное когортное исследование.

Критерии включения: пациентки репродуктивного возраста с недержанием мочи при напряжении 1-2 степени, потенциально (в перспективе нескольких лет) планирующие беременность; давность родов – не менее года; давность прекращения лактации – не менее 6 месяцев; нежелание пациентки подвергнуться хирургическому вмешательству; информированное согласие пациентки на введение ООВ.

Критерии исключения: клинически значимая дисфункция мочеиспускания; объем остаточной мочи более 30 мл; воспалительные заболевания органов мочеполовой системы (острые или обострение хронических); сопутствующее опущение влагалища более чем 1 степени (по классификации POP-Q); симптомы гиперактивного мочевого пузыря (ГМП); наличие указаний в анамнезе на хирургию тазовых органов; наличие хронических соматических заболеваний, требующих контроля их течения; типы анатомических нарушений по Blaivas-Olsson 2 и 3 [15].

Тяжесть недержания мочи оценивали при помощи теста Н. Sandvik и соавт. [16].

Физикальное обследование проводили в положении пациентки для литотомии, наличие и степень пролапса тазовых органов по системе POP-Q оценивали на высоте пробы Valsalva [17]. Стресс-тест проводили в положении для литотомии и в вертикальном положении с полным мочевым пузырем (400 мл при ультразвуковом исследовании (УЗИ)). Предварительное обследование пациенток включало так же и проведение УЗИ с определением в покое и на высоте пробы Valsalva следующих показателей: длины и ширины уретры; расстояния от нижнего края симфиза до задней поверхности уретро-везикального сегмента; заднего уретро-везикального угла; оценивали наличие цистоцеле и остаточной мочи.

Пациентки рандомизированы в две группы.

Больным основной группы (n=37) вводили ООВ в парауретральные ткани по оригинальной методике в

урогинекология

экспериментальная и клиническая урология № 2 2 0 2 0 сочетании с комплексом лечебных мероприятий в виде лечебной гимнастики, направленной на укрепление мышц тазового дна в сочетании с применением ваги нальных тренажеров и электростимуляции [18].

Пациенткам контрольной группы (n=42) прово дили лишь комплекс лечебных мероприятий в виде ле чебной гимнастики, направленной на укрепление мышц тазового дна в сочетании с применением ваги нальных тренажеров и электростимуляции.

В обеих группах консервативные мероприятия по реабилитации тазового дна длились весь период на блюдения.

Способ введения объем-образующего вещества.

Способ реализуется в амбулаторных условиях. Манипуляцию проводят с соблюдением правил асеп тики и антисептики. Мочевой пузырь предварительно по катетеру Фоллея наполняют 150 мл физиологиче ского раствора. Для обезболивания использовали ап пликационную местную анестезию за 30 минут до начала процедуры. Предварительно в ходе ультразву кового исследования (УЗИ) измеряли задний уретро везикальный угол. Далее под УЗ-контролем выполняли инъекцию пункционным способом трансвагинально в парауретральные ткани проксимальной части уретры и шейки мочевого пузыря. ООВ вводили дробно мед ленно по 0,3-0,5 мл, непосредственно под заднюю стенку уретры в проекции лонноуретральных связок выше уровня лобково-шеечной фасции, измеряя зад ний уретровезикальный угол и угол инклинации уретры. По достижению эффекта (задний уретровези кальный угол менее 110о [19]) продолжали введение до уменьшения угла еще на 15-20о (приведения величины угла к «гипернормальным» значениям) [20].

В качестве ООВ в работе применяли перекрестно сшитую гиалуроновую кислоту плотностью 22 мг/мл.

После проведения процедуры пациентку наблюдали в течение часа. Далее в течение двух недель назначался режим ограничений на использование НПВС, прохождение физиопроцедур на область малого таза, применение препаратов, воздействующих на систему гемостаза, рекомендовали половое воздержание. Контрольный осмотр для оценки локальных изменений и оценки возможных осложнений проводили через 3-5 дней. Контрольные визиты проводили через три и шесть месяцев после введения ООВ. Каждое посещение включало в себя физикальное обследование, оценку дневника мочеиспускания, выполнение стресс-теста и ультразвукового исследования. Объективными признаками хороших результатов операции являлись отсутствие потери мочи во время стресс-теста, сохранение нормальных значений уретровезикального угла. За весь период наблюдения пациентки имели возможность связаться по телефону с врачом.

Предварительно было получено одобрение Локального этического комитета Омского государственного медицинского университета.

Статистический анализ был выполнен с помощью пакета программы Statistica 10 для Windows. Использовали непараметрические критерии хи-квадрат и Манна-Уитни. Сравнительная характеристика пациенток, включенных в исследование, представлена в таблице 1. Статистически значимых различий по анализируемым параметрам не было.

РЕЗУЛЬТАТЫ

За исследуемый период все участницы исследования оставались в поле зрения. В основной группе при осмотре непосредственно после проведения процедуры пациентки отметили следующие изменения: локальные ощущения, определяемые пациентками как чувство

Таблица 1. Сравнительная характеристика исследуемых групп

Table 1. Comparative characteristics of the studied groups

Параметры Parameters

Контрольная группа (n=42) Control group

Основная группа (n=37) Main group

Возраст, лет Age, years

34,6

33,9

Количество родов Number of births

1,25

1,18

ИМТ BMI

25,7

26,6

Количество эпизодов недержания в нед.

The number of episodes of incontinence in weeks

1,8

1,7

Sandvik-тест

2,8

2,8

Sandvik test

(95% ДИ 2,42 - 3,13)

(95%ДИ 2,54 - 3,12)

Величина заднего уретровезикального угла (ЗУВУ), град The value of the posterior urethrovesical angle (PUVA), degrees

134,4°

130,6°

Расстояние от нижнего края лобкового симфиза до уретровезикального сегмента, мм The distance from the lower edge of the pubic symphysis to the urethrovesical segment, mm

29,4

27,8

Δ изменения расстояния при натуживании, мм Δ changes in distance during straining,mm

9,2

9,0

Список литературы Первый опыт инъекционного введения объем-образующих веществ при стрессовом недержании мочи легкой степени у женщин репродуктивного возраста

  • Riemsma R, Hagen S, Kirschner-Hermanns R, Norton C, Wijk H, Andersson KE, et al. Can incontinence be cured a systematic review of cure rates. BMC Med 2017; 15(1):63. DOI: 10.1186/s12916-017-0828-2
  • Касян Г.Р., Гвоздев М.Ю., Годунов Б.Н., Прокопович М.А., Пушкарь Д.Ю. Анализ результатов лечения недержания мочи у женщин с использованием свободной субуретральной синтетической петли: опыт 1000 операций. Урология 2013;(4):5-11.
  • Kasyan G.R., Gvozdev M.Yu., Godunov B.N., Prokopovych M.A., Pushkar D.Yu. Analysis of the results of treatment of urinary incontinence in women using the free suburethral synthetic sling: the experience of 1000 operations. Urologia = Urology 2013;(4):5-11.
  • Waetjen LE, Liao S, Johnson WO, Sampselle CM, SternfieldB., Harlow SD, et al. Factors associated with prevalent and incident urinary incontinence in a cohort of midlife women: a longitudinal analysis of data: study of women's health across the nation Am J Epidemiol 2007;165(3):309-18. DOI: 10.1093/aje/kwk018
  • Пушкарь Д.Ю., Касян Г.Р., Колонтарев К.Б., Куприянов Ю.А., Руднева А.Б. Отдаленные результаты использования свободной синтетической петли в лечении недержания мочи у женщин (восьмилетние результаты). Урология 2010;(2):32-36. [Pushkar D.Yu., Kasyan GR, Kolontarev KB, Kupriyanov Yu.A., Rudneva A.B. Long-term results of using a free synthetic sling in the treatment of urinary incontinence in women (eight-year results). Urologia = Urology 2010;(2):32-36. (In Russian)].
  • Serati M, Bauer R, Cornu JN, Cattoni E, Braga A, Siesto G, et al. TVT-O for the treatment of pure urodynamic stress incontinence: efficacy, adverse effects, and prognostic factors at 5-year follow-up. Eur Urol 2013;63(5):872-8. 10.1016/ j.eururo.2012.12.022 DOI: 10.1016/j.eururo.2012.12.022
  • Serati M., Ghezzi F., Cattoni E. Braga A, Siesto G, Torella M, et al. Tension-free vaginal tape for the treatment of urodynamic stress incontinence: efficacy and adverse effects at 10-year follow-up. Eur Urol 2012;61(5):939-46.
  • DOI: 10.1016/j.eururo.2012.01.038
  • Chapple C.R., Cruz F., Deffieux X. Alfredo L Milani Al, Salvador Arlandis S,Artibani W et al. Consensus Statement of the European Urology Association and the European Urogynaecological Association on the use of implanted materials for treating pelvic organ prolapse and stress urinary incontinence. Eur Urol 2017;72(3):424-431.
  • DOI: 10.1016/j.eururo.2017.03.048
  • Scientific Committee on Emerging and Newly Identified Health Risks (SCENIHR). Opinion on the safety of surgical meshes used in urogynecological surgery, 2015. URL: http://ec.europa.eu/health/scientific_committees/emerging/ docs/scenihr_o_049.pdf Accessed May 2016.
  • Maggiore ULR, Bogani G, Meschia M, Sorice P, Braga A, Salvatore S, et al. Urethral bulking agents versus other surgical procedures for the treatment of female stress urinary incontinence: a systematic review and meta-analysis. Eur J Obstet Gynecol Reprod Biol 2015;189: 48-54.
  • DOI: 10.1016/j.ejogrb.2015.03.025
  • Kirchin V, Page T, Keegan PE, Atiemo K, Cody JD, McClinton S. Urethral injection therapy for urinary incontinence in women. Cochrane Database Syst Rev 2017;7:CD003881.
  • Siddiqui ZA, Abboudi H, Crawford R, Shah S. Intraurethral bulking agents for the management of female stress urinary incontinence: a systematic review. Int Urogynecol J 2017;28(9):1275-1284.
  • DOI: 10.1007/s00192-017-3278-7
  • Peng Y., Miller B.D., Boone T.B., Zhang Y. Modern theories of pelvic floor support: a topical review of modern studies on structural and functional pelvic floor support from medical imaging, computational modeling, and electromyographic perspectives. Curr Urol Rep 2018;19(1):9.
  • DOI: 10.1007/s11934-018-0752-9
  • Питер Петрос. Женское тазовое дно. Функции, дисфункции и их лечение в соответствие с интегральной теорией [пер с англ. под ред. Д.Д. Шкарупы]. М.: МЕДпресс-Информ, 2016. 400 с. [Peter Petros. Female pelvic floor. Functions, dysfunctions and management according the integral theory [Edit. Trans. D.D. Shkarupa]. M.: MEDpress-Inform, 2016.400 p. (In Russian)].
  • Cacciari LP, Dumoulin C, Hay-Smith EJ. Pelvic floor muscle training versus treatment, or inactive control treatments, for urinary incontinence in women: A cochrane systematic review abridged epublication. Braz J Phys Ther 2019; 23(2):93-107.
  • DOI: 10.1016/j.bjpt.2019.01.002
  • Blaivas JG, Olsson CA. Stress incontinence: classification and surgical approach. J Urol 1988;139(4):727-31.
  • DOI: 10.1016/s0022-5347(17)42611-5
  • Sandvik H, Seim A, Vanvik A, Hunskaar S. A Severity Index for epidemiological surveys of female urinary incontinence: comparison with 48-hour pad-weighing tests. Neurourol Urodyn 2000;19(2):137-45. :23.0.co;2-g.
  • DOI: 10.1002/(sici)1520-6777(2000)19
  • Bump RC, Mattiasson A, Bo K, Brubaker LP, DeLancey JO, Klarskov P, Shull BL, et al. The standardization of terminology of female pelvic organ prolapse and pelvic floor dysfunction. Am J ObstetGynecol 1996 Jul;175(1):10-7. 10.1016/ s0002-9378(96)70243-0.
  • DOI: 10.1016/s0002-9378(96)70243-0
  • Mazur-Bialy AI, Kolomanska-Bogucka D, Nowakowski C, Tim S. Urinary incontinence in women: modern methods of physiotherapy as a support for surgical treatment or independent therapy. J Clin Med 2020;9(4):1211. 10.3390/ jcm9041211.
  • DOI: 10.3390/jcm9041211
  • Чечнева М.А., Буянова С.Н., Попов А.А., Краснопольская И.В. Ультразвуковая диагностика пролапса гениталий и недержания мочи у женщин
  • под общ. ред. В.И. Краснопольского]. 2-е изд. М.: МЕДпрессИнформ, 2019. 136 с.
  • Chechneva M.A., Buyanova S.N., Popov A.A., Krasnopolskaya I.V. Ultrasound diagnosis of genital prolapse and urinary incontinence in women
  • ed. V.I.Krasnopol-skiy]. 2nd ed. M.: MEDpressInform, 2019.136 p.
  • Цуканов А.Ю., Мирзакадиев А.А. Способ малоинвазивного лечения недержания мочи. Патент на изобретение RU 2629717 C, 31.08.2017. [Tsukanov A.Yu., Mirzakadiev A.A. A minimally invasive treatment for urinary incontinence. Patent for invention RU 2629717 C, 08/31/2017. (In Russian)].
  • Matsuoka PK, Locali RF, Pacetta AM, Baracat EC, Haddad JM. The efficacy and safety of urethral injection therapy for urinary incontinence in women: a systematic review. Clinics 2016;71(2):94-100.
  • DOI: 10.6061/clinics/2016(02)08
  • Zivanovic I, Rautenberg O, Lobodasch K, von Bunau G, Walser C, Viereck V. Urethral bulking for recurrent stress urinary incontinence after midurethral sling failure. Neurourol Urodyn 2017;36(3):722-726.
  • DOI: 10.1002/nau.23007
  • Zullo MA, Ruggiero A, Montera R, Plotti F, Muzii L, Angioli R, et al. An ultraminiinvasive treatment for stress urinary incontinence in complicated older patients. Haturitas 2010 Mar;65(3):292-5.
  • DOI: 10.1016/j.maturitas.2009.11.0225
  • Capobianco C, Saderi L, Dessole F, Petrillo M, Dessole M, Piana A, et al. Efficacy and effectiveness of bulking agents in the treatment of stress and mixed urinary incontinence: a systematic review and meta-analysi. s Maturitas 2020; 133:13-31.
  • DOI: 10.1016/j.maturitas.2019.12.007
  • Gaddi A, Guaderrama N, Bassiouni N, Bebchuk J, Whitcomb EL. Repeat midurethral sling compared with urethral bulking for recurrent stress urinary incontinence. Obstet Gynecol 2014;123(6):1207-12. 10.1097/ AOG.0000000000000282.
  • DOI: 10.1097/AOG.0000000000000282
  • Dumoulin C, Hay-Smith EJ, Mac Habee-Seguin G. Pelvic floor muscle training Versus no treatment, or inactive control treatments, for urinary incontinence in women. Cochrane Database Syst Rev 2014 May 14;(5):CD005654.
  • DOI: 10.1002/14651858.CD005654.pub3
Еще
Статья научная