Первый пещерный христианский храм Восточной Европы эпохи первых готских походов III в. н.э. (по материалам пещерного монастыря Челтер-Коба в Крыму)

Бесплатный доступ

В Ай-Тодорском подземном храме пещерного монастыря Чилтер-Коба в Крыму расположен престол древнего типа (до 692 г.), примыкающий к внутренней стене апсиды, который состоит из проточных систем: чашеобразного углубления и проливного желоба. Возле расположенного рядом с пещерном комплексом Чилтер-Кобы священного источника Хор-Хор, обнаружен камень с близкой проточной системой углублений, связанных проливными желобами, как видно, также являвшийся выносным престолом. В этих престолах отсутствует сквозное отверстие в мензе (в плите-поверхности престола), как в трех древнейших ранневизантийских престолах Иерусалима: подземном храме Рождества Богородицы, и в приделах Темница Христова и Голгофа храма Гроба Господня, согласно Церковному Преданию, поставленных августой Еленой (326-332 гг.). Престолы Чилтер-Кобы имеют более близкую аналогию в памятниках III-IV вв., как подземный храм Saba Cave близ Иерусалима, где углубления - в виде стопы, приписываемой Иоанну Предтече, и ромбовидного крестчатого в плане углубления-чаши, также соединены проливным желобом, образуя проточную систему. Таковая была предназначена в древнейшем последовании литургии, для проливания вина по престольной поверхности в процессе преосуществления жидкости в Кровь Христа. Поскольку начало лежащей на соседнем отроге Сюйреньской крепости относится к III-IV вв., а христианство появляется на берегах Тавриды вместе с пленными из Каппадокии, в процессе готских войн (походов через Боспор 264 и 275 гг.), можно отнести становление литургических устройств пещерного комплекса Чилтер-Коба именно к этому времени.

Еще

Литургическое устройство, система стоков, для проливания вина по поверхности престола при его преосуществлении в кровь христову, примыкающий к апсиде престол древнего типа, чилтер-коба, таврида

Короткий адрес: https://sciup.org/14118099

IDR: 14118099

Список литературы Первый пещерный христианский храм Восточной Европы эпохи первых готских походов III в. н.э. (по материалам пещерного монастыря Челтер-Коба в Крыму)

  • Гайдуков Н.Е. Церковная археология (Краткий словарь терминов). Симферополь: СОНАТ, 2009. С. 52-53
  • Шмеман Александр, прот. Введение в литургическое богословие. Киев: Пролог, 2004
  • Mathews Th.F. The Early Churches of Constantinopole: Architecture and Liturgy. NJ, 1980
  • Mango C. Byzantine Architecture//History of World Architecture. New York, 1985
  • Шевченко Ю.Ю. Ближневосточные образцы раннесредневекового пещерно-храмового строительства юга Восточной Европы//Христианство в регионах мира. Вып. 2/Отв. ред. Т. А. Бернштам, А.И. Терюков. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 151-207
  • он же. Домашние святыни: Богородица Пещерная на древнехристианских филактериях//Славянский ход/Отв. ред. Е.А. Резван. СПб. -Сургут -Ханты-Мансийск, 2009. С. 71-101
  • Беляев Л.А. Христианские древности. Введение в сравнительное изучение. 2-е стереотипное изд. («Византийская библиотека»). СПб., 2000. С. 175
  • Голубцов А.П. Из чтений по Церковной археологии и литургике. СПб.: САТИСь, 1995. С. 67-68.
  • Berder M. Un Itineraire au Mount des Oliviers//Le Monde de la Bible. 1988. Vol.55. P. 10-31
  • Taylor J.E., Gibson Sh. Beneath The Church of the Holy Sepulchre. Jerusalem. London, 1994. P. 241-242
  • Wilkinson J. Jerusalem as Jesus knew it. London, 1978. P. 110
  • ibid. Peregrinato Aetheriae = Egeria’s Travels: Newly translated with supporting documents and notes. London, 1981. P. 49-50.
  • Gibson Sh. The Cave of John the Baptist: The First Archaeological Evidence of the Historical Reality of the Gospel Story. London, 2005
  • Taylor J.E. Christians and the Holy Places: The Myth of Jewish-Christian Origins. Oxford: Clarendon Preess, 1993
  • Шевченко Ю.Ю., Уманец А.Н. Палеоэтнографические данные о формировании традиции христианских подземных святынь, Синай и Палестина//Музей и археологическое наследие России. Сб. научных статей. СПб.: Изд. МАЭ РАН, 2006. С. 59-71
  • Веймарн Е.В. «Пещерные города» Крыма в свете археологических исследований 1954-1955 гг.//С.А. 1958. № 1. С. 71-79
  • Веймарн Е.В., Репников Н.И. Сюйренское укрепление//ИГАИМК. Вып.117: Материалы Эски-Керменской экспедиции. М.-Л., 1935. С. 123-125
  • Веймарн Е.В., Чореф М.Я. Пещерный ансамбль Чильтер в Крыму//Пещеры Грузии. Тбилиси, 1978, С. 114-144
  • Гайдуков Н.Е. Литургическое устройство пещерных храмов юго-западной Таврики (на примере трех пещерных храмов округи пещерного города Эски-Кермен)//Сурож, Сугдея, Солдайя в истории и культуре Украины-Руси. Материалы научной конференции (Судак, 16-22 сентября 2002 г.)/Под ред. Н.М. Куковальской и др. Киев-Судак, 2002. С. 71-75
  • Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. Кырк-ор, Чуфут-Кале. Симферополь, 1993
  • Даниленко В.Н. Монастырь Чильтер-Коба: архитектурный аспект//История и археология Юго-Западного Крыма. Симферополь, 1993. С. 78-108, 349-367
  • Могаричев Ю.М. Пещерные церкви Таврики. Симферополь, 1997
  • Репников Н.И. Городище Качи-Кальен//ИГАИМК. Вып. 117: Материалы Эски-Керменской экспедиции. М.-Л., 1935. С. 102-114
  • Эрнст Н.Л. Эски-Кермен и пещерные города Крыма//ИТОИАЭ. Симферополь, 1929.
  • Виноградов А.Ю., Гайдуков Н.Е., Желтов М.С. Пещерные храмы Таврики: к проблеме типологии и хронологии//Р.А. 2005. № 1. С. 72-80
  • Гайдуков Н. Е., Желтов Михаил, диак. Престолы пещерных храмов Юго-Западного Крыма//Причерноморье, Крым, Русь в истории и культуре: Материалы III Судакской международной научной конференции. Киев -Судак, 2006. Т. 2. С. 76-85.
  • Порфирий (Успенский), епископ. Святыни земли Италийской (Из путевых записок 1854 года). Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. М.,1996
  • Струков Д.М. О древне-христианских памятниках в Крыму. Опыт археологических изысканий. М., 1872. С. 5, прим.8
  • он же. Древние памятники христианства в Тавриде. М., 1876
  • он же. О доисторических памятниках Тавриды. М., 1879
  • он же. Жития святых Таврических (Крымских) чудотворцев. Изд. 2-е. М., 1882
  • Фрикен А., фон. Римские катакомбы и памятники первоначального христианского искусства. Ч. I: Римские катакомбы. М., 1872. С. 61
  • Христианство. Энциклопедический словарь/Под ред. С.С. Аверинцева и др. М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1993. Т. I. С. 698.
  • Frend W.H.C. The Archaeology of Early Christianity: A History. Minneapolis, 1996. P. 149-150
  • Атанасов, Георги. Кападокийски културни влияния в скалната обител при Мурфатлар//Приноси кьм бьлгарската археология. София, 1992. Т. I. С.79-84
  • он же. За един старобьлгарски скален манастир от X-XI век в Централна Молдова//Бьлгарите в Северното Причерноморие. Изследования и материали. Том втори. Велико Тьрново, 1993. Т. 2. C. 61-73
  • он же. Кримски реалии на единоколрабните цьркви без притвор в Добруджа и Източна Бьлгария през X-XI век//Бьлгарите в Северното Причерноморие. Изследования и материали. Том трети. Велико Тьрново, 1994. С. 51-69
  • Шевченко Ю.Ю. Нижние ярусы подземного Ильинского монастыря в Чернигове, игумены обители и "иерусалимский след" в пещерном строительстве//Археология, этнография и антропологии Евразии. 2006. № 1 (25). С. 89-109
  • он же. Символика орнаментаций «Цветной комнаты» Белогорского пещерного монастыря в Подонье//Археологическое изучение Центральной России. Международная научная конференция к 100-летию Всеволода Протасьевича Левенка, Липецк, 2006. С. 371-375
  • Шевченко Ю.Ю., Богомазова Т.Г. Третий Рим -Четвертый Иерусалим//Христианство в регионах мира. Вып. 2/Отв. ред. Т.А. Бернштам, А.И. Терюков. СПб.: МАЭ РАН, 2008. С. 120-134
  • Дмитриевский А. Иоанно-Богословский мон-рь на о. Патмос по сравнению с святогорскими монастырями идиоритмами//Труды Киевской Духовной Академии. Киев. 1892. № 11. С. 326-492
  • Аверинцев С.С. Иоанн Богослов//Мифы народов мира. Энциклопедия/Под ред. С.А. Токарева и др. Т.1: А-К. М., 1991. С. 549-551
  • Фаррар Ф.В. Жизнь и труды святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1891. Т.1. С. 62-83
  • Воронин Ю.С., Даниленко В.Н. Обстоятельства и время возникновения пещерных монастырей Крыма//Проблемы истории «пещерных городов» в Крыму. Симферополь, 1992. С. 169-177
  • Мусин А.Е. Святые мощи в Древней Руси: литургические аспекты истории почитания//Восточнохристианские реликвии/Ред.-сост. А.М. Лидов. М., 2003. С. 366-368
  • Щепанская Т.Б. Пронимальная символика//Женщина и вещественный мир культуры у народов России и Европы Х/Отв. ред. Т.А. Бернштам. Сборник МАЭ XLVII. СПб., 1999. С. 149-190
  • Мещерская Е.Н. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. М.: «Присцельс», 1997. С. 158
  • Василевский В.Г. Хождение Апостола Андрея//Тр. В.Г. Василевского, СПб.: изд. Имп. Акад. наук, 1909. Т. II. Вып. 1. С. 27
  • Якобсон А.Л. Раннесредневековый Херсонес//МИА. № 63. М.-Л., 1959. С. 28
  • Щукин М.Б. Готский путь: Готы, Рим и черняховская культура. СПб.: Изд. Филологического факультета СПбГУ, 2005. С. 134-151
  • Юрочкин В.Ю. Боспор и православное начало у готов//Боспорский феномен: Греческая культура на переферии Античного мира. Материалы Международной научной конференции. Декабрь 1999. СПб., 1999. 326-332
Еще
Статья научная