Первый президент Мэнцзяна

Бесплатный доступ

В статье приводится жизнеописание и политическая деятельность лидера дви жения за автономию Внутренней Монголии, первого главы ее правительства и первого президента государства Мэнцзян Юньдуань Ванчука (1870-1938 гг.). Приведены данные, ранее не публикуемые на русском языке.

Юньдуань ванчук, внутренняя монголия, автономия, правительство, независимость

Короткий адрес: https://sciup.org/148317359

IDR: 148317359   |   DOI: 10.18097/2306-753X-2014-1-75-83

Текст научной статьи Первый президент Мэнцзяна

На сегодняшний день осталось не так много людей, чье имя забыто наукой, хотя их взгляды, деятельность и ее результаты существенным образом повлияли на ход мировой истории или истории их страны. Вместе с тем наука имеет «в запасе» и ряд личностей, с именем которых или благодаря которым в свое время происходили выдающиеся события, но сегодня они забыты, их роль и значение умалены, а сами они малоизвестны или неизвестны даже специалистам. К числу таких государственных деятелей можно отнести лидера движения за независимость Внутренней Монголии и первого главу самопровозглашенного Монгольского государства – князя Юня.

Юньдуань Ванчук (монг. Ёндонвангчук, кит. 雲端旺楚克 , англ. Yondonwang-chug), также известный как князь Юнь или Юн-Ванг (кит. 云王 , англ. Prince Yun) принадлежал к высшей аристократии Внутренней Монголии, происходил из местности Улан-Цаб, которая в 1914 г. была преобразована в особый административный район Суйюань, а в 1928 г. получила статус провинции (сегодня Улан-Цаб – городской округ в центральной части Внутренней Монголии). Практически не упоминается в ходе научных и исследовательских работ, которые затрагивают процесс изучения движения за автономию (позднее – независимость) Внутренней Монголии, хотя в рассматриваемый период был наиболее известным и авторитетным среди других монгольских князей – активный участник движения за независимость, руководитель ряда политических образований на территории Северных провинций Китая.

Князь Юнь родился в 1870 г. С ранних лет изучая языки, в совершенстве владел китайским и тибетским, считался умным и старательным ребенком. Участвовал в управлении провинциальными делами, в 1890 г. унаследовал родовые земли в Дархан Бейле, в 1896 г. стал заместителем председателя аймачного сейма, в 1912 г. – председателем, а в 1915 г. получил титул князя.

Первоначальная политическая деятельность его была связана с развитием тех территорий, которые достались ему в управление. И хотя в научной литературе его роль и значение либо снижались, либо вообще умалчивались, противоречивость и неоднозначность выбранного им курса не могли не оказать существенного влияния на процесс государствостроительства во Внутренней Монголии в 1930-1940-е гг., когда, с одной стороны всплеск национального самосознания, с другой стороны – японская оккупация, заставили его сделать нелегкий выбор.

Несмотря на всю важность и значимость фигуры князя Юня, для широкого круга научных деятелей он остается личностью малоизвестной и малоизученной, в то время как его деятельность, равно как и его политическое окружение, в большинстве случаев, характеризуются с негативных позиций. Так, советские историки, нейтрально отзываясь о самом князе, всегда с позиций критики повествуют о деятельности его окружения в отношении государство-строительства во Внутренней Монголии в обозначенный период. Дипломатический словарь под редакцией А.Я. Вышинского однозначно указывает на марионеточный характер Монгольской автономии, во главе которой «был поставлен Юань-Ван, а его заместителем стал Дэ Ван, который после смерти Юань-Вана занял его место».

Николай Рерих, лично знакомый с Юнь Ваном, напротив, отзывается о нем более «человечно» и даже с определенной симпатией:

«Юн-Ванг, князь хошуна Дархан Бейле, является главою автономного правительства Внутренней Монголии. Мы получили приглашение побывать в его ставке, которая отстоит от нашего стана в двух часах езды. Переехали через многие сухие русла, миновали место будущей монгольской столицы, там еще приготовляются кирпичи. Особенно трогательно проезжать этим местом, сознавая, что там будет строиться, будет слагаться столица народа с таким великим прошлым» или «11 июля… Затем мы побывали в монастыре — очень хорошее впечатление. Храмы отделаны заново и чисты. Потом послали старому князю Юн-Вангу большую жестянку печения Сан-Лайт, которое, в бытность его у нас, очень ему понравилось. При этом князь опять спрашивал, когда мы к нему еще соберемся. 12 июля… Вам будет интересно, что князь Юн-Ванг, глава правительства, в местном монастыре назвал меня Хамбо, что значит настоятель. Таковое название быстро распространилось среди лам, и вчера наш кукунорец Чамба был очень, видимо, рад сообщить таковые прозвания... 14 июля. Завтра нам придется ехать в шестом часу утра в монастырь. Там годовой цам, и в шесть часов начнется так называемое круговращение Майда-ри. Послезавтра опять придется посетить танцы, раз Юн-Ванг пригласил» .

После Синьхайской революции Юнь сохранил владетельные права. Представляя слой наиболее богатых и влиятельных людей своего времени, прилагал усилия для улучшения жизни окружавших его людей. С 1914 по 1926 гг. осуществлял деятельность по сбору средств и восстановлению храмов и монастырей, пострадавших во время революционных событий и военных кампаний. В 1920 г. осуществляет деятельность по поддержанию правопорядка, сотрудничая с министерством внутренних дел и оказывая ему всяческую помощь. В середине 1920-начале 1930-х годов князь занимается строительством храмов, военных учреждений, школ. В 1924 г. он, вслед за Гунсэнноровом, основывает общественную школу. Основной своей целью он ставил создание условий для обучения детей, в первую очередь тех жителей, которые не могли оплатить обучение – пастухов, мелкого чиновничества, крестьян, в связи с чем обучение в школе было бесплатным. Первый набор школы составлял 30 детей, однако созданная им система во многом носила новаторский характер и полу- чила дальнейшее развитие. Помимо этого князь направил усилия на создание местных вооруженных сил, аналогичных силам ополчения, и собственных отрядов полиции, основная задача которых сводилась к поиску и наказанию нарушителей закона в приграничных районах, а также поддержанию мира. В 1929 г. входит в состав Совета провинции Суйюань.

Относительно спокойную и размеренную жизнь князь сменил на поле политических баталий в 1933 г. В июле 1933 г., после того, как ситуация во Внутренней Монголии склонилась в сторону приобретения автономии, Юнь председательствовал на съезде высшей аристократии Внутренней Монголии, созванном для объявления автономии в Байлинмяо. И это не было случайностью – на сохранившихся снимках той эпохи видно, что князь пользуется признанным авторитетом, всегда находясь в центре собраний.

На втором съезде монгольской знати в сентябре 1933 г. князь Юнь был избран председателем Автономного Правительства Внутренней Монголии. Он сохранил за собой статус политического лидера и в апреле 1934 г., когда был образован Политический Комитет Монгольской Автономии (далее по тексту – Комитет) – орган самоуправления, созданный в результате визита Хуан Шао-хуна, уполномоченного представителя Нанкинского правительства. Опасаясь, что Внутренняя Монголия выступит на стороне Японии, Хуан Шаохун обещал инициаторам объявления автономии, что они могут установить собственные органы самоуправления и открыть прямую линию связи с Нанкином.

В состав Комитета вошли представители различных аристократических кланов, разделив полномочия и сферы влияния: князь Юнь сосредоточил на себе функции политического лидера, князь Шагдуржав (князь Ша, Shagdurjab) стал заместителем руководителя Комитета, а Дэмчиг Донров (Дэ Ван, Demchugdongrub) – генеральным секретарем. Комитет был официально открыт на церемонии в Байлинмяо в апреле 1934 г. К концу июня была определена новая столица, произведена процедура административного деления и начат процесс формирования собственной армии.

Сразу же после провозглашения автономии и получения формального одобрения со стороны Нанкина Комитет испытывает трудности как во внешней, так и во внутренней политике. Происходят столкновения с другими региональными органами власти соседних провинций в связи с попытками установления таможенных границ и взимания пошлины на товары, ввозимые из Ганьсу. Часть местной аристократии во главе с князем Ширабдоржи переходит в оппозицию официальным властям. В августе 1935 г., при участии властей провинции Суйюань, происходит столкновение вооруженных сил князя Юня и отрядов Ширабдоржи, в результате чего Ширабдоржи фактически становится неподконтрольным автономному правительству, получив относительную самостоятельность.

В феврале 1935 г. князь Юнь получил приглашение войти в состав го-миньдановскго правительства Китая, которое он сразу же принял, хотя ни властных полномочий, ни реальной возможности оказывать влияние на ход политических процессов не приобрел. Его фигура была и продолжала оставаться символической, а власть – номинальной, хотя авторитет и опыт позволяли лавировать между различными политическими группировками, как в самой 78

Внутренней Монголии, так и среди влиятельных кругов Китайской республики.

Ситуация изменилась в начале 1936 г. 23 января японцами был убит видный политический деятель Внутренней Монголии Нямосор (монг. Ням-осор, кит. 尼瑪鄂特索爾 , англ. Nyam-osor) или китаизированное имя Ни Гуанчжоу (кит. 尼冠洲 , англ. Ni Kuan-chou), член Политического Комитета Монгольской Автономии (с 1934 г.) и Центрального комитета Гоминьдана (с ноября 1935 г.). Нямосор был противником альянса с японскими оккупантами, неоднократно публично обозначал эту линию и придерживался ее, в связи с чем вел переговоры с Чан Кайши. В январе 1936 г. Нямасор, Ёнинбаян (Ünenbayan), Цэрен Донров (Serengdongrub) и Дэмчиг Донров встретились в Чжанбэе (провинция Хэбэй) с Жодовжавом. На встрече обсуждались планы по осуществлению сопротивления японским военным формированиям, подходившим к границам Внутренней Монголии. После окончания встречи 23 января Нямасор сел на автобус, чтобы вернуться в Калган, и в это время японские военные, переодетые в гражданское, остановили автобус и, совершив несколько выстрелов, в результате которых Нямосор был убит, скрылись. И хотя японские власти отрицали причастность к этому делу, убийство видного политического деятеля вызвало страх у других членов Комитета, в частности, близкий соратник Нямасора Жодовжав от противодействия японцам перешел к сотрудничеству с ними, что подорвало его репутацию среди национальной элиты, однако не избавило от японской угрозы. Жодовжав занимал пост руководителя местной полиции, и именно он направил телеграмму Дэ Вану, в которой предлагалось создать правительство Мэнцзяна.

Несмотря на свой формально высокий статус, реальные полномочия князя были весьма скромными. Да и его политика свидетельствовала о том, что Юнь не стремился к великим свершениям, ограничиваясь мирным и спокойным бытием. Так князь не одобрял военных столкновений, происходящих в провинции Суйюань, которой в то время управлял губернатор Фу Цзои. В возникающие время от времени стычки Нанкинское правительство предпочитало не вмешиваться, в результате князь грозился даже перейти к радикальным действиям. Ему приходилось вступать в конфликты с местными князьями, пытаясь лишить некоторых их них их исконных земель, чего его администрация, естественно, согласно древним обычаям сделать не могла в силу наследственного характера владений.

После провозглашения 22 декабря 1935 г. независимости Внутренней Монголии и создания автономного правительства князь занимает пост его руководителя, однако уже в марте 1936 г. вынужден был покинуть его и уйти в отставку под благовидным предлогом достижения им преклонного возраста. Преемником князя на высоком посту становится Сономравдан ( 索特那木拉布 坦 , формально с 8 января по 30 апреля), а затем – с апреля по май – Дэ Ван. На лидерские позиции претендует князь Шагдуржав ( 沙克都 尔扎布 ), представитель родовой аристократии Суйюаня, потомок Чингисхана и Даян-хана.

Одновременно с этим Нанкинское правительство распорядилось перенести место пребывания Комитета в Чахар, с чем не были согласны его лидеры. Связано было это с тем, что в это же время усиливаются позиции администрации Суйюаня, а управление территориями, находящимися в округе Хух-Хото, было в руках Фу Цзои.

В ответ на усиливающее давление, а также в связи с расколом в высших кругах монгольской автономии 24 апреля 1936 г. формируется про-японское Монгольское военное правительство, председателем которого 12 мая 1936 г. становится князь Юнь. Вместе с тем, ряд средств массовой информации в июле 1936 г. распространяют сведения о том, что князь Юнь был арестован во время визита в Байлинмяо по подозрению в государственной измене, однако вскоре был освобожден, а обвинения сняты. В этот период фактически существуют два политических центра – один под руководством князя Ша, другой возглавляет князь Юнь, позднее к нему присоединяется Дэ Ван.

27 октября 1937 г., после объявления независимости Объединённых автономных монгольских аймаков на пике своей политической карьеры Юньду-аньвангчхук занимает пост президента Мэнцзяна, но пребывает на нем всего 9 месяцев – 24 марта1938 г. он умирает, как пишут средства массовой информации, от отравления. Одновременно с этим завершается целый период государ-ствостроительства во Внутренней Монголии, на смену которому приходит эпоха господства японских военных властей.

Характеризуя роль и значение Юньдуаньвангчхука в качестве политического лидера Внутренней Монголии, крайне сложно представить объективную картину в связи с малым количеством источников. Опираясь на имеющиеся, можно сделать вывод о значимости персоны князя Юня, которому удалось сплотить монгольскую аристократию на первоначальном этапе движения за независимость и добиться признания автономии со стороны Нанкинского правительства. Однако дальнейший ход событий князь контролировать был не в силах: раскол в среде высшего политического руководства, японское вмешательство и объективная неготовность к тем процессам, которые сопровождали борьбу за независимость Внутренней Монголии заставили его оставить арену политической борьбы, куда уже приходили новые деятели, такие, как Дэ Ван, Алтан-Очир и другие. Тем не менее, авторитет Юня не испарился вместе с утратой политического влияния – об этом говорит тот факт, что в пятую годовщину независимости была выпущена серия марок с его изображением как отца-основателя Мэнцзяна и борца за самостоятельность Внутренней Монголии.

Приложение 1.

РОДОСЛОВНАЯ КНЯЗЕЙ-ПРЕДКОВ ЮНЬДУАНЬ ВАНЧУКА (11 ПОКОЛЕНИЙ) С 1653 Г.

ИМЯ

ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ

Хонтоэр

1653 -1669

Нонэй

1669 -1707

Джаньдагум

1707 -1729

Лаван Доржи

1729 -1781

Чэбдэн Намжил

1781 -1799

Джунчжил Чэлин

1799 -1822

Гунгчук Чакпил

1822 -1824

Чэван Доручжи

1824 -1844

Содном Доржи

1844 -1863

Гунсан

1863 -1880

Чэлинь Доржи

1880 -1890

Литература

  • 1.    Дипломатический словарь / под ред. А. Я. Вышинского, С. А. Лозовского. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1948.

  • 2.    Дудин П.Н. Государственность Мэнцзяна: хронология становления / П.Н. Дудин // Вестник Бурятского государственного университета. – 2013. – Вып. 7.

  • 3.    Дудин П.Н. Монгольская Алашаньская республика как политический проект 1940-х гг. / П.Н. Дудин // Восток (Orients) – 2014. – № 2.

  • 4.    Дудин П.Н. Политическая история Мэнцзяна / П.Н. Дудин - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2014.

  • 5.    Дудин П.Н. Политическая характеристика института президента в государстве Мэцнзян /П.Г. Дудин // Вестник Бурятского государственного университета. – 2014. – Вып. 1.

  • 6.    Рерих Н.К. Врата в будущее. – Рига: «Угунс», 1936.

  • 7.    Рерих Н.К. Дневник маньчжурской экспедиции // Ариаварта, № 3, 1999.

  • 8.    Лю Гомин. Цифры и факты периода правления Гоминьдана. – Britannica, 2005. ( 劉国銘主編 . 中国国民党百年人物全書 . 団結出版社 ).

  • 9.    Сюй Чунь. Словарь символов Республики. – Народный Издательский дом Хэбэя, 2007. ( 徐友春主編 . 民国人物大辞典 増訂版 . 河北人民出版社 ).

  • 10.    Цайчжичун Гаовэнд. Родословные монгольских князей. – Издательство социальных наук, Китай, 1979. ( 高文德、蔡志 纯《蒙古世系》,中国社会 科学出版社, 1979 年出版。 ).

  • 11.    Чжао Эр Цунь. Истории династии Цин. – Издательство Чжонхуа, 1976. ( 赵尔巽 . 《清史稿 · 藩部世表》 . 华书局, 1976 年版。

  • 12.    Шао Юньмяо. Общественные и политические деятели постреволюционного периода в Китае. – Издательство Цзянсу, 1994. ( 邵延淼 . 辛亥以来人 物年里 . 苏教育出版社 ).

  • 13.    Japanese Halt Advance On The Yangtse // The Singapore Free Press and Mercantile Advertiser, 02.08.1938.

  • 14.    Hsiao-ting Lin. Modern China's Ethnic Frontiers: A Journey to the West. – Taylor and Francis, 2010.

  • 15.    Hyer P., Sechin Jagchid. A Mongolian living Buddha: biography of the Kanjurwa Khutughtu. – SUNY Press, 1983.

  • 16.    Inner Mongolia wavers; recent Nanking order may cause a turn toward Soviet // The New York Times, 01.05.1936.

  • 17.    Inner Mongolians set up new regime; break from Nanking // Chicago Tribune, 29.10.1937.

  • 18.    Mongol dispute // The Straits Times, 02.10.1935.

  • 19.    Mongol leader assassinated; blame intrigue; plots to establish independence movement result in death // The Miami News, 26.01.1936.

  • 20.    Mongolia sets up its new capital: temporary offices have been installed in monastery at Pailingmiao // The New York Times, 29.07.1934.

  • 21.    Mongols get autonomy: self-rule is inaugurated in ceremony at Pailing-miao // The New York Times, 25.04.1934.

  • 22.    Peilingmiao council reorganized // The Straits Times, 23.03.1936.

  • 23.    Prince Teh goes over to Manchukuo // The Singapore Free Press and Mercantile Advertiser, 20.01.1936.

  • 24.    Sechin Jagchid, Prince Gungsangnorbu: Forerunner of Inner Mongolian Modernization, Zentralasiatische Studien, 1979.

  • 25.    Serious developments in Mongolia // The Singapore Free Press and Mercantile Advertiser, 02.07.1936.

  • 26.    Transfer to Chahar opposed: decision of Mongol chief at Peilingmiao // The Straits Times, 09.05.1936.

  • 27.    Yondonwangchug ( 云端旺楚克 ) // Inner Mongolia News, 22.09.2003

  • 28.    Zhang Yongchang, Zhang Xiangying. Biographies of royals at the end of an era. Writers' Publishing House, 2006, Ch. 23 §2. ( 张永昌 , 张翔鹰 . 末代王 爷传 奇 , 作家出版社 ).

Dudin Paul – candidate of Political Science, Associate Professor of International Law and International Relations, Faculty of Law, Buryat State University, Ulan-Ude.

Список литературы Первый президент Мэнцзяна

  • Дипломатический словарь / под ред. А. Я. Вышинского, С. А. Лозовского.- М.: Государственное издательство политической литературы, 1948.
  • Дудин П.Н. Государственность Мэнцзяна: хронология становления / П.Н. Дудин // Вестник Бурятского государственного университета. - 2013. - Вып. 7.
  • Дудин П.Н. Монгольская Алашаньская республика как политический проект 1940-х гг./ П.Н. Дудин // Восток (Orients) - 2014. - № 2.
  • Дудин П.Н. Политическая история Мэнцзяна / П.Н. Дудин. - Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2014.
  • Дудин П.Н. Политическая характеристика института президента в государстве Мэцнзян /П.Г. Дудин // Вестник Бурятского государственного университета. - 2014. - Вып. 1.
Статья научная