Пьеса А. П. Чехова "Чайка": литературные вопросы и фольклорные ответы

Автор: Ларионова Марина Ченгаровна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Русская литература

Статья в выпуске: 2 (45), 2018 года.

Бесплатный доступ

Фольклор и литература образуют систему - русскую художественную словесность. Многие вопросы, рождаемые литературным произведением, могут быть разрешены с привлечением фольклорного материала. В основу сюжета пьесы А.П. Чехова «Чайка» легла реальная история драматической любви и попытки самоубийства художника И. Левитана. Однако, несмотря на множество работ, посвященных «Чайке», многие вопросы остаются дискуссионными. Главные из них - кто из героев является «чайкой», каков символический смысл этого образа и почему для художественного высказывания, в основе которого лежат реальные события, драматург избрал именно такой символический язык. Новизна авторского подхода к проблеме в статье заключается в стремлении рассмотреть пьесу с точки зрения традиционной культуры и фольклора. Такой подход заставляет присоединиться к тем исследователям, кто полагает, что чайка - образ-символ и что она символически связана именно с Ниной Заречной. Нину часто сравнивают с героиней драмы Пушкина «Русалка» и с Ларисой и Катериной А.Н. Островского. Среди названных образов нет ни одной актрисы. Зато их объединяет мотив погубленной женской судьбы. Сюжет о погубленной девушке реализуется в народных сказках и в комплексе народных представлений о русалках, в той его части, которая считает русалками девушек, утопившихся от несчастной любви. Это возможный фольклорный «ключ» к интерпретации пьесы Чехова. В структуре образа Нины присутствуют как «чаечные», так и «русалочьи» мотивы. Птица - это характерный для свадебной поэзии образ девушки-невесты. В волшебной сказке птичий облик часто имеет чудесная супруга героя, его волшебная помощница или жертва злого колдовства. В южнорусских народных песнях, хорошо известных писателю, распространен сюжет о чайке, оплакивающей своих птенцов. На русском Севере бытовали представления, что чайкой стала дочь, проклятая отцом за то, что не уберегла свою девичью честь. Так мотив погубленной девушки объединяет народные поверья о чайке и русалке. Автор приходит к следующим выводам. Редуцированный сюжет о погубленной девушке, содержащийся в свернутом виде в образе-символе чайки (русалки), восполняет пробел в два года между третьим и четвертым действиями, компенсируя недостаток событий, переводя их во внесценический план. При общей тенденции пьес Чехова к децентрализации, к отказу от одного главного героя, что неоднократно отмечалось чеховедами, главный образ-символ изнутри воссоединяет пьесу «Чайка», придает ей целостность. Образы и мотивы «чайки», «русалки» и «смерти», соединенные в чеховской героине, образуют единое смысловое пространство.

Еще

Чехов, "чайка", символ, фольклор

Короткий адрес: https://sciup.org/14914698

IDR: 14914698   |   DOI: 10.24411/2072-9316-2018-00019

Список литературы Пьеса А. П. Чехова "Чайка": литературные вопросы и фольклорные ответы

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М., 2002.
  • Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: в 3 т. М., 1984-1985.
  • Бычков Ю.А. «Чайка» и «течение мелиховской жизни»//Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001. С. 7-18.
  • Васильева Г.М. «Фауст» И.-В. Гете в прозе А.П. Чехова//Век после Чехова. М., 2004. С. 28-30.
  • Власова М. Русские суеверия: энциклопедический словарь. СПб., 1998.
  • Головачева А.Г. «Декадент» Треплев и бледная луна//Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 186-194.
  • Головачева А.Г. Пушкин, Чехов и другие: поэтика литературного диалога. Симферополь, 2005.
  • Головачева А.Г. «Сюжет для небольшого рассказа…»//Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001. С. 19-35.
  • Голомб Г. Полет чайки сквозь текст пьесы: пример чеховской сдержанности//«Чайка». Продолжение полета. М., 2016. С. 82-88.
  • Гульченко В.В. Сколько Чаек в чеховской «Чайке», или Семь персонажей в поисках автора//«Чайка». Продолжение полета. М., 2016. С. 89-102.
  • Гура А.В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.
  • Звиняцковский В.Я. Чехов и стиль модерн//Чеховиана. Чехов и «серебряный век». М., 1996. С. 23-30.
  • Зеленин Д.К. Избранные труды. Очерки русской мифологии: умершие неестественной смертью и русалки. М., 1995.
  • Ищук-Фадеева Н.И. «Чайка» А.П. Чехова: миф, обряд, жанр//Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001. С. 221-231.
  • Кузичева А.П. «Вечные образы» русской классики или герой какого времени?//XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. М., 2002. С. 55-62.
  • Ларионова М.Ч. Миф, сказка и обряд в русской литературе XIX века. Ростов-на-Дону, 2006.
  • Новичкова Т.А. Русский демонологический словарь. СПб., 1995.
  • Паперный З. «Чайка» А.П. Чехова. М., 1980.
  • Сасаки Т. Охотник и рыбак в чеховской «Чайке»//Чеховиана. Полет «Чайки». М., 2001. С. 249-257.
  • Спачиль О.В. Чумацкий фольклор как один из источников названия пьесы А.П. Чехова «Чайка»//Современные направления теоретических и прикладных исследований. Т. 25. Философия и филология. Одесса, 2011. С. 15-22.
  • Шатин Ю.В. Профанирующий символ//О поэтике А.П. Чехова. Иркутск, 1993. С. 296-297.
  • Faryno J. К невостребованной мифологемике «Лошадиной фамилии» Чехова//Literatura rosyjska przelomu XIX i XX wieku; рod red. E. Biemat i T. Bogdanowicza. Gdansk, 1999. S. 28-38
Еще
Статья научная