Песенная культура казаков

Автор: Бугаева С.Н., Александрина В.А.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 6 (10), 2017 года.

Бесплатный доступ

В статье дается описание казачьей песни, как одного из ценнейших элементов русской национальной культуры. Рассматривается формирование и особенности исполнения казачьей народной песни в различных областях России, ее активное воспитательное и моральное воздействие на сознание людей, на их трудовую и творческую деятельность.

Казачья культура, казачья песня, казачество, казак

Короткий адрес: https://sciup.org/140279045

IDR: 140279045

Текст научной статьи Песенная культура казаков

«Казачество – братство людей, объединенных особым состоянием духа и сознания, нравственности и морали. Казаки – народность Российского государства со своей культурой, историей и памятью. Казаки всегда служили родной земле, православной Вере, народу России и Государству Российскому» [3, с. 86].

История Сибирского казачества богата, разнообразна, наполнена жизненной драмой и воинской доблестью. После того, как были основаны Томский (1604 г. по указу царя Бориса Годунова) и Красноярский (1628 г.) остроги, русские служилые люди стали всё чаще проникать в эти южные края, где, начиная с XIII века, когда под ударами войск Чингисхана пало некогда могущественное древнее хакасское государство, правили попеременно то монгольские алтын-ханы, то джунгарские калмыки, нещадно эксплуатируя степные народы Приенисейского края. Под натиском русских отрядов в 1703 году джунгарские феодалы окончательно покидают степи Минусинской котловины. В Хакасии первые казаки появились при Петре I. В 1707 году по его указу они ставят Абаканский острог, а через два года – Саянский, которые на протяжении всего XVIII века были опорными пунктами для стороживших южные границы Российского государства казаков. Так образовалась новая южная граница Российского государства, охранять которую и были призваны казаки [1, с. 105]. В 1851 году Положением от 4 января по представлению Енисейского губернатора А.П. Степанова все станицы были распределены по округам. Станицы Таштыпская, Саянская и Арбатский форпост вошли в пятый казачий округ. Казаки честно и достойно несли нелёгкую службу на благо Отечества. К 1917 году по данным Всероссийской переписи Енисейское казачье войско насчитывало свыше 14 тысяч человек. Но началась братоубийственная Гражданская война, и уже после двадцатого года все военные и бытовые признаки казаков были ликвидированы. Но потомки преданных защитников Родины снова возрождают казачество по всей российской земле. В 1991 году было вновь учреждено Енисейское казачье войско. В Хакасии на сегодняшний день зарегистрировано 10 казачьих обществ (1 окружное, 5 городских, 4 станичных). В состав Саянского окружного казачьего общества входят 7 казачьих обществ: 5 городских и 2 станичных [2, с. 58].

Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения о жизни, о взаимоотношениях людей, природных явлениях, на наш взгляд, является песня. Красивы, раздольны и правдивы казачьи песни, как в зеркале отразили они все грани жизни казаков. Не случайно М.А. Шолохов использовал свыше 40 народных казачьих песен в своем романе «Тихий Дон», и по сей день звучат они со страниц этой книги.

«Песня - душа народа», не зря так говорят. Песня - это лирическое выражение с помощью мелодии и слов того внутреннего настроения, что овладевает в данный момент поющим человеком. Песни окружали казаков с детства и до самой смерти. С песней рождались, с песней влюблялись, песнями мерили расстояния, по песням учились военной науке, с песней шли воевать и погибали в бою.

Центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля, форм бытования музыкально-песенного фольклора является протяжная песня. Широкораспевные внеобрядовые песни назывались в народе по-разному: «вилючими», «старыми», в том числе и «протяжными». Протяжные песни в большинстве своем излагаются от лица мужчин, или передают переживания мужчины. Наряду с этим существует репертуар, бытующий, в основном, в женской среде («бабьи песни»), который мужчинами-казаками исполняется редко.

Многоголосие протяжных казачьих песен образуют две основные голосовые партии: нижняя (в народной терминологии «грубый голос») и верхняя («подголосок», «меньшак», «подпевала»). Нижняя голосовая партия чаще всего исполняется двумя или несколькими певцами в унисон, подголосок же ведет один исполнитель. В смешанных ансамблях «грубый голос» исполняют мужчины, подголосок - женщина. Особое внимание исполнители уделяют подголоску, справедливо считая его наиболее ярким и сложным элементом песенного многоголосия. Казачьи протяжные песни звучат сурово и архаично» [2, с. 93].

По песням учили казачата историю. И, надо сказать, знали ее очень точно. Не случайно, когда историк Сухоруков спросил М. Ю. Лермонтова, чему верить – чиновным грамотам или казачьим песням, поэт, прекрасно знавший казаков, не сомневаясь, ответил: «Казачьим песням! Они не врут!».

Исторические казачьи песни можно разделить на два направления. Одни песни повествуют нам о конкретных исторических личностях: о народных любимцах, о предателях или изменниках, о правителях и полководцах, другие – о событиях, военных сражениях. Но также есть песни, которые заслуживают особого внимания и тщательного изучения – это песни о Руси княжеской, о стольном граде Киеве, об Илье Муромце и Добрыне Никитиче, об их подвигах, о временах легендарного князя Владимира. Эти песни напоминают больше былины.

От Владимира Красна Солнышка до атамана Ермака, от восстания Разина до Суворовских походов, от Отечественной войны 1812 г. до первой мировой войны – вот события, отраженные в песнях, правдивый рассказ о судьбе народа, в которой сладкого и счастливого мало. Крупнейший цикл исторической песни XVII века – песни о Степане Разине. Образ Степана Разина – народного вождя и заступника – в исторической песне глубоко поэтичен. Если приглядеться, он ведёт свою поэтическую родословную от былинных богатырей: те же сила и стать, то же чувство истины и справедливости, та же удаль, широта души, та же, наконец, причастность к чудесам и волшебству. И это неудивительно, так как художественное творчество народа всегда имело целью создание типического, обобщённого образа, выражающего народный идеал. Но в них запечатлены и основные черты характера и личности Разина, дана оценка характера, возглавленного им народного движения. В песнях слышится искренняя вера народа в неуязвимость, бессмертие своего заступника.

Н.Ф. Погодин стремился раскрыть секрет уникальности казачьих песен. И считал, что главное – это многоголосие: будут ли петь десять или двадцать человек – каждый выводит свою мелодию: «Каждый голос знает свое место в песне. Каждый голос поет с душой, заливаясь, лаская любимые слова»[1, с. 192].

Казак рождается воином, каждый здоровый мужчина проходит военную службу в специальных частях. Казачество стало военным сословием. Поэтому в песенном творчестве казаков центральное место занимают «служивые песни», вместившие в себя и тоску по родной стороне, и военную удаль, и трагические раздумья о смерти.

Годы службы на чужой стороне полны тоски по родине и близким, тема эта проходит через многие служивые песни: с птицами и ветром передают их герои приветы родимой станице и семьям, часто мысленно переносятся в привольную степь. Даже перед смертью казак просит посадить на могиле куст калины с родной стороны. Немало и таких служивых песен, в которых казачество, как бы позабыв о блеске ножей и шашек, задумывается о жизни обыденной: с родным домом, рядом с любушкой, детушками, отцом и матерью. В таких песнях казачье сердце, чуть ли не всю жизнь заслоняющее собою- Россию и ничем не защищенное от вражеских пуль, плачет. О преждевременной смерти на поле брани сложено много песен - ведь казачья служба часто приходилась на военное время. Песни так и называются «Убитый казак и его конь», «Казак горюет над убитым братом» и т.д.

Казачья песня разная и по-разному звучит она в разных войсках. С исключительной любовью распевали казаки походные песни. Как и где жили, как и где служили - так и песню сложили казаки. Верный друг казака - его конь, без него он не мыслил свою трудовую, и воинскую жизнь. Поэтому столько песен сложено о коне - верном друге, который выручит в беде, который принесет в родной курень горестную весть о смерти своего хозяина в бою, который выступит советчиком в трудную минуту.

Кроме исторических и служивых бытуют в казачьем фольклоре любовные, шуточные, плясовые («частые») песни.

Песни о любви составляют наиболее значительную часть лирических песен. Тема любви неисчерпаема, как неисчерпаемы человеческая жизнь и многообразие человеческих судеб. У каждого человека свое представление о счастье, каждый по-своему страдает и радуется, мечтает и надеется. Светлые, искренние чувства первой любви, романтика тайных свиданий, случайно сказанные слова, размолвки, расставание, длительные разлуки – все может быть причиной переживаний и страданий, все может стать предметом любовной песни.

В художественном отношении казачьи лирические песни могут быть поставлены в один ряд с лучшими образцами русской лирической поэзии. Именно в них рисуется красота не только женщины-казачки, но и образ казака. У казачки брови черные, как у соболя; лицо белое, как снег; щечки алые, будто алый мак; идет девушка, как лебедушка плывет. Такими же прекрасными чертами одарены и казаки: очи ясные, как у сокола; голова буйная; если перстень на нём, то золотой; если плетка у него, то шелковая; если едет, то во карете золотой; на двор попадает широкий, на крыльцо дубовое; коли на коне, то только на добром». Можно выделить отдельно семейные песни. Песен о счастливой семейной жизни как будто нет, и в то же время нет оснований думать, что счастливых семей не было. Но счастье бывало недолгим. Сотая, тысячная доля той культуры, что окружала казаков в станицах, дошедшая до нас, потрясает. Особую группу составляют песни, пение которых связано было с изображением определенных действий. Это песни игровые и хороводные.

Ни одна свадьба, ни одни проводы, ни один обряд не обходился без огромного количества песен, специально подходящих к данному событию. Только на свадьбе пелось до тысячи песен, и, что удивительно для современного человека, их знали и стар, и млад, и пели все. Без песни просто невозможно было представить какой-нибудь казачий обряд.

Культура казачества включает в себя весь образ жизни казака – от манеры одеваться до своеобразия национальных праздников и ключевых календарных дат, а также отображает весь разнообразный спектр взаимоотношений, поступков, идеалов, правил, формы общения и ценностных ориентаций. Особые исторические и социальные судьбы казачьего народа определили многие черты материальной и духовной культуры казаков. Традиционная культура казачества богата и разнообразна. За многовековую историю казачество накопило немало традиций, сохранило опыт предков, не забыло свои исторические корни.

Казачья песня, это живой свидетель красоты и душевных качеств самобытного, свободолюбивого, героического народа. Истинно народная песня способна выдержать любые испытания лихолетий, она неразрывно слита с глубинными переживаниями и бессмертна, как бессмертен сам народ, творец своей духовности и своих песен. Сила народной песни в отличие от других письменных памятников старины состоит в том, что песня не несёт в себе отпечатков иноземного влияния, в отличие, например, от летописей (как известно, многие летописцы были далеко небеспристрастны на страницах своих «сказаний»). Песня сохраняет тот первозданный душевный лад людей, когда она рождалась. Основой музыкальных образов в народной песне являются, прежде всего, чувства, эмоции, переживания людей, их отношения к природе, быту, обычаям, традициям, праздникам. В народной песне выражаются состояния внутреннего мира человека; чувства и переживания в непрерывном развитии мелодии и текста, динамики и гармонии.

Список литературы Песенная культура казаков

  • Ануфриев А.В. История Сибирского казачества. - Иркутск: Оттиск, 1995. - 223 с.
  • Багизбаев М. Фольклор семиреченских казаков. - Алма-Ата: Мектеп, 1979. - 384 с.
  • Бессонов Б.В. Казаки и казачьи земли в Азиатской России. -Екатеринбург: Урал, 1914. - 372 с.
Статья научная