Пещерный храм Майцзишань как образец культовой архитектуры средневекового Китая (материалы для учебного курса "Археология зарубежной Азии")

Автор: Комиссаров Сергей Александрович, Черемисин Дмитрий Владимирович

Журнал: Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология @historyphilology

Рубрика: Преподавание археологии и этнографии в вузах

Статья в выпуске: 3 т.12, 2013 года.

Бесплатный доступ

Обзор материалов, посвященных скальному храму Майцзишань (юго-восток Ганьсу, КНР), дает общее представление об особой категории историко-культурных памятников средневекового Китая, содержащих важнейшую информацию о разных сторонах жизни той эпохи. Строительство пещерных храмов и монастырей в V–VI вв. связано с распространением буддийских традиций из Индии – через Среднюю Азию – в Западный край и Северный Китай. Этому во многом способствовала политика правителей так называемых варварских (Северных) династий: цянской Поздней Цинь, сяньбэйской Западной Цинь, но в первую очередь – тобаской Северной Вэй. Благодаря такой деятельности создатели фигуративной пластики культовых объектов усвоили и адаптировали индийские и центральноазиатские модели, а также воплотили в иконографии сюжеты сутр, в ту эпоху активно переводившихся на китайский язык. Изготовление скульптуры в Майцзишань следовало общей линии развития, которая просматривается и на других памятниках: от аскетических образов подчеркнуто религиозного искусства ранних этапов к более конкретным, вполне земным моделям позднейшего периода. Китаизация буддийского искусства осуществлялась в плане его обмирщения.

Еще

Майцзишань, пещерный храм, буддийское искусство, фигуративная пластика

Короткий адрес: https://sciup.org/147218791

IDR: 147218791

Список литературы Пещерный храм Майцзишань как образец культовой архитектуры средневекового Китая (материалы для учебного курса "Археология зарубежной Азии")

  • Дин Миньи. Лунмэнь шику Тандай цзаосяндэ фэньци юй лэйсин (Периодизация и типология изображений династии Тан в пещерах Лунмэня) // Каогу сюэбао. 1979. № 4. С. 519-546 (на кит. яз.).
  • Дун Юйсян. Майцзишань шикудэ фэньци (Периодизация каменных пещер Майцзишань) // Вэньу. 1983. № 6. С. 18-30 (на кит. яз.).
  • Дьяконова Н. В. Шикшин: Материалы Первой Русской Туркестанской экспедиции академика С. Ф. Ольденбурга. 1909-1910 гг. М.: Вост. лит. 1995. 301 с.
  • Комиссаров С. А. Пещерные монастыри Западного Тибета // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы межрегион. конф. Новосибирск, 2002. С. 172-174.
  • Комиссаров С. А., Азаренко Ю. А. Пещерный храм Лунмэнь (материалы к лекциям по курсу «История искусства Востока») // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: История, филология. 2011. Т. 10, вып. 4: Востоковедение. С. 171-175.
  • Комиссарова Т. Г. Вэймоцзе цзин // Духовная культура Китая: Энцикл.: В 5 т. М., 2007. Т. 2: Мифология. Религия. С. 408-411.
  • Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге Средних веков. М.: ГРВЛ, 1979. 327 с.
  • Литвинский Б. А. Архитектура и строительное дело // Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Архитектура. Искусство. Костюм. Музыкальная культура. М., 2000. С. 13-217.
  • Ма Шичжан. Майцзишань шику (Каменные пещеры Майцзишань) // Чжунго дабайкэ цюаньшу: Каогусюэ: Диэр бань (Большая Кит. энцикл.: Археология: 2-е изд.). Пекин: Чжунго дабайкэ цюаньшу чубаньшэ, 1998. С. 315-316 (на кит. яз.).
  • Малявин В. В. Цветы в тумане: вглядываясь в Азию. Родники, 2012. 382 с.
  • Майцзишань шику / Чжэн Чжэньдо сюй (Каменные пещеры Майцзишань) / Вступ. ст. Чжэн Чжэньдо). Пекин: Вэньу чубаньшэ, 1954. 30 с. 161 ил. (на кит. яз.).
  • Майцзишань шику // Фоцзяо байкэ - фоцзяо чжичжи тан (Каменные пещеры Майцзишань // Буддийская энцикл. Зал знаний о буддизме). (Б. г.). URL: http://wiki.fjdh. com/index.php?doc-view-59566.html (дата обращения 23.12.2012).
  • Павлов Н. Л. Алтарь. Ступа. Храм: Архаическое мироздание в архитектуре индоевропейцев. М.: Олма-Пресс, 2001. 368 с.
  • Попова И. Ф. Российские экспедиции в Центральную Азию на рубеже XIX-XX веков // Российские экспедиции в Центральную Азию в конце XIX - начале XX века (Russian Expeditions to Central Asia at the Turn of the 20th Century). СПб., 2008. С. 11-39.
  • Ставиский Б. Я. Кара-тепе - буддийский культовый центр кушанского Термеза как памятник древних среднеазиатско-индийских связей // Центральная Азия: новые памятники письменности и искусства. М., 1987. С. 282-289.
  • Туманова О. А. Городище Яр-Хото (Цзяохэ) // Тр. Гос. Эрмитажа. Л., 1989. Т. 27: Культура и искусство народов Востока. С. 15-56.
  • Тюляев С. И. Искусство Индии: III тысячелетие до н. э. - VII век н. э. М.: Искусство, 1988. 342 с.
  • Цзяохэ гучэн - 1993, 1994 няньду каогу фацзюэ баогао (Доклад об археологических раскопках 1993, 1994 гг. на городище Цзяохэ) / Лю Сюэтан, Идрис Абдурасул, Син Кайдин и др. Пекин: Дунфан чубаньшэ, 1998. 204 с. 8 цв. ил. 38 ч/б ил. (на кит. яз.).
  • Чжан Сюэжун. Майцзишань шикудэ чуанцзянь няньдай (Хронология создания каменных пещер Майцзишань) // Вэньу. 1983. № 6. С. 14-19 (на кит. яз.).
  • Alt K. W. et al. Climbing into the Past - First Himalayan Mummies Discovered in Nepal // Journal of Archaeological Science. 2003. Vol. 30. No. 11. P. 1529-1535.
  • Chinese Sculpture / A. F. Howard, Li Song, Wu Hung et al. New Haven; L.; Beijing: Yale Univ. Press; Foreign Languages Press, 2006. 521 p.
  • Dun Huang in Renkleri - Ipek Yolu'na Açilan Büyülü Kapi / Ed. by C. Karavit. Istanbul: Mimar Sinan Güzel Sanatlar Üniversitesi, 2012. 76 p.
  • Hϋttel H. G. Excavations at Khingar Mound // Ancient Nepal. 1993. No. 134. P. 1-17.
  • Li Yuqun. Classification, Layout, and Iconography of Buddhist Cave Temples and Monasteries // Early Chinese Religion. Leiden; Boston: Brill, 2010. Pt 2: The Period of Division (220-589 AD). Vol. 1. P. 575-740.
  • Shrotriya A., Zhou Xueying. Artistic Treasures of Maiji Mountain caves // Asianart.com (on-line journal). April 17, 2007. URL: http://www.asianart.com/articles/alok/index.ht ml (дата обращения 03.01.2013).
Еще
Статья научная