Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга

Бесплатный доступ

В работе предполагается рассмотреть церковные церемонии в С.‑ Петербурге, на которых присутствовал Петр I. Первоначально они проходили в Петропавловском соборе, а после 1712 г. (когда началась перестройка собора) — в Троицком соборе. Основная цель статьи — выделить основные праздники того времени, проследить развитие их церемониала, а также рассмотреть поведение царя на этих церемониях. В тех случаях, когда Петр I находился в С.‑ Петербурге, он неизменно присутствовал на церковных церемониях, которые являлись частью викториальных, церковных, а также светских праздников. К первым относились церемонии празднования побед российских войск в сражениях Северной войны, а также годовщины наиболее значимых викторий (под Полтавой, Лесной, Гангутом). Основными религиозными праздниками были Рождество, Крещение и Пасха, а из светских наиболее значимым в петровское царствование стало празднование нового года 1 января. Из записок иностранных дипломатов того времени известно, что Петр I не только присутствовал на указанных церемониях, но и сам принимал в них активное участие.

Еще

Петр I, Северная война, С.‑ Петербургская крепость, Петропавловский собор, Троицкий собор, Полтавское сражение

Короткий адрес: https://sciup.org/140304629

IDR: 140304629   |   DOI: 10.47132/2587-8425_2023_1_25

Текст научной статьи Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга

* Photos provided by the author.

Вопрос о присутствии Петра I на различных церковных церемониях в отечественной историографии освещен мало и мы в предлагаемой работе постараемся восполнить это упущение. Основное внимание будет сосредоточено на богослужениях в двух храмах С.- Петербурга — Петропавловском соборе в С.- Петербургской крепости и Троицком соборе на одноименной площади. Именно там царь бывал чаще всего. Известия о его участии в церемониях немногочисленны. Они содержатся в кратких записях (без подробностей) в различных «походных журналах» Петра I и в «повседневных записках» А. Д. Меншикова, а также в записках иностранных дипломатов — Ю. Юля, Ф.-Х. Вебера. Ф. Берхгольца, которые находились в С.- Петербурге в разное время. Сведения, происходящие из записок иностранцев очень интересны, поскольку в них содержатся не только упоминания о церемониях, но и подробности поведения царя во время богослужений.

Датский посланник Юст Юль прибыл в С.- Петербург в конце марта 1710 г., и первой церемонией, которую он мог наблюдать в городе на Неве, стало празднование Пасхи. В тот день (9 апреля) он сопровождал Петра I на литургию, проходившую в Петропавловском соборе. Однако, богослужение дипломат описал очень кратко, по сути дела он лишь отметил, что царь на нем присутствовал1. В начале мая гонец привез известие о мире с Османской империей, и Ю. Юль зафиксировал в своем дневнике, что он направился в собор поздравить царя с этим событием. По этому поводу в соборе проходила служба и там Ю. Юль «снова сделал наблюдение, что мужчины (в церкви) стоят внизу, а женщины наверху, на хорах. Ни игры на органе, ни другой (музыки) в русских церквах не бывает». Царь, по его словам, «стоял среди многочисленных певчих и пел с ними, точно сам был одним из церковнослужителей»2.

27 июня праздновалась годовщина победы российских войск под Полтавой. «Царь сам вышел к Преображенскому полку, построившемуся за крепостью Санкт-Петербург, и, сделав различные распоряжения относительно того, как Преображенский и Семеновский полки должны расположиться кругом на площади, пошел в собор; там стал по обыкновению среди певчих, (в хоре которых) звучно и отчетливо пел; сам вышел с Библиею в руках и, стоя в царских вратах, довольно громким голосом прочел перед всею паствой главу из послания Павла к Римлянам, после чего снова присоединился к певчим, которые пели, сойдясь вместе посреди (храма). Когда обедня кончилась, царь со всею свитой вышел на площадь к названным полкам, расположенным кругом»3. Возможно, это происходило в Троицком соборе.

В своем дневнике датский посланник описал также венчание карликов, которое происходило в Петропавловском соборе в ноябре 1710 г. Это был обычный обряд венчания, Петр I подвел жениха к венцу4.

Отметим еще один момент: в «Походном журнале» Петра I за 1712 г. отмечено, что 8 июня «заложили каменную церковь в Санкт-Питербурхской крепости»5. Речь шла о начале перестройки Петропавловского собора в камне, и, скорее всего, Петр I сам принимал участие в данной церемонии. С этого времени все торжественные мероприятия (в том числе и богослужения) стали проходить на Троицкой площади (и в Троицком соборе).

В 1713 г. годовщина Полтавской победы совпала с приездом персидского посла: «В 27 день июня, то есть в день Полтавской баталии приехал в Питербурх посол Персицкой и с подарками; он был с купчиною на яхте, а прочие с зверми и птицами на других судах. Его величество и господа сенаторы и прочие жители Питербурхские встречали все, в буерах отъехав, близ Канец; а как доехали до города, тогда стреляли из пушек и оной посол перевезен на квартиру, а его величество изволил поехать

Часовня на Троицкой площади на Петровский остров. Того ж числа в вечеру на площади был огненной фейверок и зажигали один план, потом пущали люст-кугели и ракеты»6.

К слову отметим, что службы в Петропавловском соборе (точнее — в деревянной церкви, которая сохранялась внутри строившегося каменного собора до 1720 г.) тоже проводились церковные службы, только они не были «торжественными»7.

Наиболее масштабными в те годы стали празднования победы при Гангуте (1714 г.), когда захваченные шведские суда торжественно вводили в Неву, трофейные знамена относили в деревянную церковь, остававшуюся внутри строившегося каменного Петропавловского собора, на Троицкой площади организовывались народные гуляния, а в Троицком соборе — благодарственные молебны8. Петр I, естественно, принимал участие в этих церемониях, но в качестве контр-адмирала — роль царя исполнял «князь-кесарь» Ф. Ю. Ромодановский, которому «Петр Михайлов» официально вручил рапорт о сражении9. Тем не менее, не подлежит сомнению, что Петр I во время церемоний был и в Петропавловском, и в Троицком соборах.

Отметим, что перед походом в Финляндию в том году состоялся молебен в Троицком соборе, на котором присутствовал и Петр I (в качестве контр-адмирала): «9 мая господин контра-адмирал и адмирал граф Апраксин и протчие генералы и министры слушали обедню у церкви Троицкой. И после обедни, по совершении молебна, сели на галеры, которые в готовности стояли по реке Неве, и потом палили из пушек с галер и с фартеций и пошли по ш квадрам в поход…»10

В записках иностранцев также неоднократно отмечалось, что царь посещал церковь в день наступления нового года. В записках Ф.-Х. Вебера упоминается 1 января 1717 г.: «При наступлении дня нового года по новому календарю, царь в 4 часа утра отправился в церковь, и так как день этот считается одним из самых больших праздников, то царь сам пел в церкви и читал пред алтарем Апостол, что обыкновенно делает он теперь со времени упразднения патриаршества»11.

У Ф.-Х. Вебера есть и описание празднования дня Богоявления (Крещения): «Утром в 7 часов началось богослужение, продолжавшееся до 10-ти, а между тем 7 батальонов Преображенского полка вышли на замерзшую реку Неву и построились там в каре. Его Царское Величество, в кафтане начальника гвардии, и царевич, в качестве ее сержанта, сами присутствовали тут. Посреди каре вырублена была во льду прорубь, и вокруг нее возведена красная беседка или палатка, со сводами, сходящимися на верху»12. Таким же образом церемония этого праздника проходила и в последующие годы13.

О праздновании Нового года в журналах Петра сообщают лишь краткие записи: «1 генваря господин вице-адмирал слушал обедню у Троицы и после обедни палили из пушек с фартеции»14. Но это позволяет утверждать, что в тех случаях, когда Петр I находился в С.- Петербурге, он неизменно присутствовал на богослужении в Петропавловском и затем в Троицком соборах.

В Записках Ф.-Х. Вебера зафиксировано участие царя в печальной церемонии — похоронах царевича Алексея Петровича. По его словам, гроб с телом царевича был выставлен для прощания в Троицкой церкви, там же проходило отпевание, после чего 11 июля «вечером, в сопровождении царя, царицы и всех придворных чинов, тело покойного из церкви св. Троицы снова перенесено в крепость, в тамошнюю соборную церковь (то есть, в Петропавловский собор — Н. С. ), где и положено в погребальном склепе, рядом с блаженной памяти его супругою. Царь и все остальные провожатые в этой печальной процессии держали в руках маленькие горящие восковые свечи, но все были без траурных мантий, и только одни дамы одеты были в черных тафтяных платьях»15.

В Троицком соборе также проходили богослужения в день св. ап. Андрея Первозванного, на которых царь, по возможности, тоже присутствовал. Это, в частности, отмечается 30 ноября 1717 г.16 В том же храме проводились и службы в день победы под Полтавой17.

В 1718 г., когда царь оказался в С.- Петербурге, празднование годовщины Полтавской победы было торжественным: «Прибыли к Троице, где и царское величество быть изволил, которого поздравляя бывшею под Полтавою баталиею, слушали литоргию. По отпуске оной его царское величество и его светлость и прочие господа офицеры вышли в строй и дан был по батальонам залф, между тем с болварков палили из пушек. Потом прибыли на Почтовый двор, где учреждены были столы, и по малых разговорех кушали. После кушанья прибыли в сад его царского величества, где довольно веселились»18.

Годовщины победы при Лесной праздновались там же. 28 сентября 1718 г. в «Журнале Санкт-Петербургской крепости» отмечено, что в день победы при деревне Лесная была пушечная пальба со стен крепости, гвардейские полки были построены в параде на Троицкой площади, «на городу» (то есть, в крепости) был поднят штандарт (это всегда делали в праздничные дни), а его царское величество «изволил быть у обедни у Троицы». Кроме того, при этом служился благодарственный молебен19.

Петропавловская крепость

Любопытные сведения были зафиксированы в повседневных записках делам князя А. Д. Меншикова 30 августа 1719 г. (то есть, в день памяти св. Александра Невского): «В 30 день, отслушав утреннее пение, отъехал к его царскому величеству. И по розговорех прибыв в дом свой, мало мешкав паки отъехал. И быв в Питербурх-ской крепости, отшел к Троице в церковь, куда изволил прибыть его царское величество. И слушав святую литоргию и благодарной молебен о счастливом его царского величества возвращении з довольною пушечною стрельбою, потом отошел в Питер-бурхскую крепость к его сиятельству князю И. Ф. Ромодановскому»20.

  • 18    октября 1719 г. Петр I вместе с А. Д. Меншиковым был в Троицкой церкви, где они слушали литургию в память победы под Калишем21.

Так же торжественно (в присутствии Петра I) отмечали годовщину Полтавской победы и 27 июня 1720 г.: «В праздник Святого Самсона странноприимца его величе-сто изволил быть у обедни в церкви святой троицы и как на литоргии стали читать Евангелие палили с города из 33 пушек по окончании литоргии из 43 по благодарном молебне из 53 пушек, потом лейб гвардии палили из мелкаго ружья, беглым огнем три раза которые были в строю у Троицы на площади между оными залпами палили из полевых Преображенских пушек три ж раза переменяясь с бегучим огнем помянутой строй лейб гвардии… на городу стоял штандарт фрегат швецкой был убран на Неве разными флагами»22.

Ф.-В. Берхгольц вскоре после своего приезда в С.- Петербург весной 1721 г. записал в своем дневнике: «Кроме этих двух церквей, то есть крепостной и адмиралтейской, самые красивые здесь — церковь Св. Троицы и та, которую выстроил князь Меншиков на Васильевском острове, недалеко от своего дома. Последняя каменная, но первая, находящаяся по ту сторону реки, у здания Коллегий, деревянная с широкою открытою колокольнею, на которой много колоколов и небольшие куранты, играющие сами собою через каждую четверть часа “Господи, помилуй”. Ее обыкновенно посещает царь во время богослужений»23. Далее он высказался и о Петропавловском соборе: «Крепостная церковь, как я уже сказал, самая большая и красивая в Петербурге; при ней высокая колокольня в новом стиле, крытая медными, ярко вызолоченными листами, которые необыкновенно хороши при солнечном освещении. Но внутри этот храм еще не совсем отделан»24.

  • 4    августа в столице было получено известие о заключении Ништадтского мира и окончании Северной войны. Петр I, по словам Ф-В. Берхгольца, находился в это время в Троицком соборе, «где совершалось благодарственное молебствие»25. А 10 сентября в С.- Петербурге начались празднества по случаю заключения мира. Они также подробно описаны Ф.-В. Берхгольцем, в его дневнике упомянуто богослужение в Троицкой церкви, проходившее в присутствии царя26.

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы. В тех случаях, когда Петр I находился в С.- Петербурге, он неизменно присутствовал на церковных церемониях, которые являлись частью викториальных, церковных, а также и светских праздников. К первым относились церемонии празднования побед российских войск в сражениях Северной войны, а также годовщины наиболее значимых викторий (под Полтавой, Лесной, Гангутом). Основными религиозными праздниками были Рождество, Крещение и Пасха, а из светских наиболее значимым в петровское царствование стало празднование нового года 1 января. Из записок иностранных дипломатов того времени известно, что Петр I не только присутствовал на указанных богослужениях, но и сам принимал в них активное участие. Эти службы проходили в Петропавловском соборе, а с 1712 г. (когда началась перестройка Петропавловского собора в камне) — в Троицком соборе на одноименной площади.

Список литературы Петр I на церемониях в Петропавловском и Троицком соборах Санкт-Петербурга

  • Берхгольц Ф. Дневник камер-юнкера Берхгольца // Неистовый реформатор. М., 2000.
  • Вебер Ф.-Х. Записки о Петре Великом и его царствовании Брауншвейгского резидента Вебера // Русский архив. 1872. № 6. Стлб. 1057–1168; № 8. Стлб. 1334–1457.
  • Журнал Санкт-Петербургской крепости // Отдел рукописей Библиотеки Российской Академии наук. Ф. 57. № 31.7.14.
  • Записки Юста Юля, датского посланника пари Петре Великом // Лавры Полтавы. М., 2001. С. 14–364.
  • Повседневные записки делам князя А. Д. Меншикова. 1716–1720, 1726–1727 гг. // Российский архив. Вып. 10. М., 2000.
  • Походный журнал 1712 г. СПб., 1912.
  • Походный журнал 1713 г. СПб., 1913.
  • Походный журнал 1714 г. СПб., 1913.
  • Башуцкий А. П. Панорама Санкт-Петербурга. Ч. I. СПб., 1834.
  • Немиров Г. А. Троицкий собор что на Петербургской стороне. СПб., 1905.
Статья научная