Петроглифы Северо-Восточного Китая: новые памятники и интерпретации
Автор: Забияко А.П., Ван Цзяньлинь
Журнал: Археология, этнография и антропология Евразии @journal-aeae-ru
Рубрика: Искусство каменного века и эпохи палеометалла
Статья в выпуске: 3 т.45, 2017 года.
Бесплатный доступ
Статья основана на результатах полевых исследований 2012-2014 гг. в Северо-Восточном Китае. Авторы вводят в научный оборот сведения о 18 памятниках с наскальными изображениями. Большую часть составляют малоизвестные или неизвестные в российской, европейской и китайской науке объекты. В статье приводятся важнейшие характеристики петроглифов Дунбэя. Все петроглифы Северо-Восточного Китая расположены на открытых, вертикальных или горизонтальных скальных поверхностях. Наскальные изображения Дунбэя созданы в двух основных техниках - нанесения на скальную поверхность красочного слоя и выбивки, резьбы по камню. В качестве красителя использовалась в основном охра разных оттенков - от красно-коричневого, бордового до ярко-оранжевого; в редких случаях применялась краска черного цвета. По локализации типов наскальных изображений определяются границы ареалов этнокультурных общностей, исторически располагавшихся в пределах региона. Прослежено, что по технике, стилистике и идейному содержанию рисунки, выполненные краской, соответствуют сопредельным горно-таежным территориям, а выбитые - горно-степным пространствам. Подробно рассматриваются фигуративные образы, нефигуративные, абстрактные, знаки. Фигуративные образы представлены в основном антропо- и зооморфными изображениями, абстрактные - точками, кругами, крестами и другими геометрическими фигурами. Выявлена тесная связь петроглифов с особенностями исторического, культурного и религиозного развития народов Северо-Восточного Китая. Отмечается, что семантика и стилистика наскальных изображений вплетены в историко-культурный контекст региона, поэтому петроглифы выступают важным источником реконструкции образа жизни и культуры. Прослеживаются аналогии между петроглифами Дунбэя и наскальными изображениями Монголии, Забайкалья, Приамурья и Кореи. Сделан вывод о том, что изучение петроглифов Дунбэя является необходимым этапом комплексного изучения наскальных изображений северо-востока Евразии, а также истории и культуры этой части Евразийского континента.
Петроглифы, северо-восточный китай, восточная азия, культуры, этносы
Короткий адрес: https://sciup.org/145145826
IDR: 145145826 | DOI: 10.17746/1563-0102.2017.45.3.069-078
Список литературы Петроглифы Северо-Восточного Китая: новые памятники и интерпретации
- Ван Цзяньлинь, Забияко А.П. Петроглифы Северо-Восточного Китая в контексте социальной и религиозной истории региона // Религиоведение. - 2012. - № 4. - С. 3-19.
- Ван Юйлан. Шэньми дэ дунбэй лиши ю вэхуа (Загадочная история и культура Северо-Востока Китая). - Харбин: Харбин жэньмин чубаньшэ, 2011. - 268 с. (на кит. яз.).
- Гэ Шаньлинь. Чжунго яньхуа (Китайские петроглифы). - Гуаньчжоу: Гуаньчжоу люю чубаньшэ, 2004. -315 с. (на кит. яз.).
- Гэ Шаньлинь, Гэ Чжихао. Нэймэнгу яньхуа дэ вэньхуа цзеду (Интерпретация петроглифов Внутренней Монголии как памятников культуры). - Пекин: Бэйцзин тушу чубаньшэ, 2002. - 367 с.
- Дун Ваньлунь. Хэйлунцзян люю яньхуа бэйкэ яньцзю (Изучение петроглифов и надписей Хэйлунцзяна). - Харбин: Хэйлунцзян цзяою чубаньшэ, 1998. - 309 с. (на кит. яз.).