Петроглифы Сырнах-Гозы

Бесплатный доступ

Короткий адрес: https://sciup.org/14521851

IDR: 14521851

Текст статьи Петроглифы Сырнах-Гозы

В полевом сезоне 2011 г. Чуйский отряд Алтайской экспедиции ИАЭТ СО РАН проводил археологические разведочные работы в долине р. Чуи на территории Республики Алтай. Им обследован участок полосы отчуждения под проектируемый газопровод «Алтай» общей протяженностью 180 км. Лишь небольшая часть из 95 археологических памятников на этом участке была известна к моменту начала исследования, остальные открыты и зафиксированы впервые. В их число входит и компактный петроглифический комплекс Сырнах-Гозы, предварительная информация о котором уже публиковалась [Кубарев Г.В., Слюсаренко, 2011]. Данная статья направлена на дальнейший ввод в научный оборот и интерпретацию материалов этого петроглифического комплекса.

Петроглифы Сырнах-Гозы находятся в Онгудайском районе Республики Алтай, в 1,5–2,0 км к юго-западу от с. Белый Бом. Комплекс расположен на левом берегу р. Чуя, в ее нижнем течении. Наиболее известными пунктами петроглифов в этом районе Алтая являются местонахождения Кал-бак-Таш I и Калбак-Таш II. В 1979 г. работы на петроглифическом комплексе Калбак-Таш I проводили сотрудники Института истории, филологии и философии СО АН СССР под руководством Е.А. Окладниковой. По результатам этих исследований опубликованы небольшие по объему статьи [1981; 1987]. В 1987–1990 гг. В.Д. Кубарев провел работы по сплошному копированию рисунков местонахождения Калбак-Таш I, что нашло отражение в двух монографиях [Kubarev, Jaсobson, 1996; Кубарев В.Д., 2011]. Петроглифы Калбак-Таша I являются одним из немногих петроглифических комплексов Алтая, где на небольшом, но очень насыщенном рисунками участке сосредоточены разновременные наскальные композиции. Кал-бак-Таш I представляет собой своеобразный культурно-хронологический репер, к которому могут быть привязаны многие алтайские петроглифы. В 1991 г. В.Д. Кубаревым было обнаружено и исследовано местонахождение петроглифов Калбак-Таш II, включая и так называемый Игнатов камень [Кубарев В.Д., Маточкин, 1992, рис. 31].

На левом берегу р. Чуи наскальные рисунки встречаются на отдельных выходах и скальных останцах от с. Иодро и до самого устья реки. Как правило, они не образуют сложные многофигурные композиции, а представлены одиночными, либо немногочисленными изображениями. В числе первых их зафиксировал Д.В. Черемисин, работавший в составе Восточно-Алтайского отряда на Калбак-Таше I в конце 1980-х гг. [1990, 1997]. Позднее, они были разделены на четыре пункта: Чуя I–IV [Кубарев В.Д., Маточкин, 1992, с. 50].

Петроглифы Сырнах-Гозы нанесены на скальный выход, возвышающийся над высокой надпойменной террасой р. Чуя и расположенный близ границы леса на северном склоне гор. Скальный выход высотой около 8– 10 м хорошо заметен издали. Его общая длина по линии С–Ю составляет около 20 м. Почва под скалой сильно гумусирована и поросла высокой травой. У основания скального выхода зафиксированы остатки стен, сложенных из огромных плит. Вероятно, они представляют собой разрушенные загоны для скота, подобно таким же каменным сооружениям, неоднократно встреченным у других наскальных комплексов на территории Российского и Монгольского Алтая. Проведение в будущем археологических раскопок у основания скального выхода с петроглифами Сырнах-Гозы представляется весьма перспективным.

Местонахождение петроглифов насчитывает около 11 композиций, выполненных на вертикальных поверхностях, 5 композиций на горизонтальных поверхностях, а также многочисленные отдельные изображения животных. Вертикальные скальные поверхности с рисунками обращены преимущественно на восток и концентрируются на нижнем ярусе скального выхода. Скальная поверхность серого, серо-зеленого цвета, слабо патинизирована, мох и лишайники практически отсутствуют. Слабая па-тинизация поверхности скалы и собственно петроглифов объясняется расположением скального выхода, который освещается солнцем непродолжительное время лишь в утренние часы.

Из наскальных рисунков местонахождения, выполненных на вертикальных поверхностях, несомненно, выделяются две большие композиции, расположенные в самом центре скального выхода (рис. 1, 2). На одной из них, размеры которой составляют 2 х 0,6 м, воспроизведена большая фигура горного барана, окруженного более мелкими фигурами козлов и других животных (рис. 1). Большая часть мелких фигур животных выполнена в схематичной манере и вероятно позднее по времени, чем центральная фигура горного барана. Подтверждением этому может служить факт налегания мелкой фигуры на крупную.

Данная центральная композиция как будто разделена на две части трещиной в скале. Ниже ее изображена сцена охоты двух лучников на горных козлов и оленя с древовидными рогами (рис. 1). Один из лучников имеет характерный серповидный головной убор и хвост. Большая часть фигур животных и людей выполнена реалистично, тогда как в нижней части композиции имеются схематичные и незаконченные фигуры животных.

Вторая центральная композиция местонахождения Сырнах-Гозы имеет размеры 1,3 х 0,9 м (рис. 2). Ее нижняя и левая сторона сильно пострадали от естественного разрушения и отслаивания камня. Несомненно, что

Рис. 1. Центральная композиция № 1 на местонахождении петроглифов Сырнах-Гозы.

Рис. 2. Центральная композиция № 2 на местонахождении петроглифов Сырнах-Гозы.

значительная часть изображений утеряна, а сама композиция первоначально была значительно больше. Среди схематично выполненных и незаконченных фигур животных необходимо отметить четыре изящных фигуры в верхней части композиции: оленя, лося, коня (?) и козла (рис. 2). Все они изображены в одном стиле. В составе этой композиции также имеется изображение стреляющего лучника и предельно схематичная и незакон- ченная фигура человека. В нижней части сцены воспроизведены два быка. У одного из них, сильно поврежденного сколами, имеются кольцевидные рога и вьюк на спине. Обращает на себя внимание и сколотое контурное изображение маралухи с силуэтным выделением головы животного. В центральной части композиции вырезаны четыре тамгаобразных знака, один из которых глубоко прошлифован (рис. 2). Две тамги нанесены поверх более ранних, выбитых изображений.

Основной массив петроглифов Сырнах-Гозы, представляющий собой выбитые изображения оленей, быков, охотников в серповидных головных уборах, относится к эпохе ранней и развитой бронзы (начало и середина II тыс. до н.э.). Среди многочисленных аналогий в петроглифах Алтая наиболее близкой и яркой можно считать основную и самую многочисленную группу наскальных изображений в Калбак-Таше I [Кубарев В.Д., 2011, с. 61]. К аржано-майэмирскому или раннескифскому периоду относятся несколько фигур в верхней части второй композиции (рис. 2). Они выделяются своей характерной позой, трактовкой ног и воспроизведением глаза.

Тамги, вырезанные на скале Сырнах-Гозы, имеют прямые аналогии с тамгами известных тюркских памятников Монголии. Подобные родовые знаки встречены на скале Дэл уул [Самашев З., Базылхан, Самашев С., 2010, рис. 47], на стеле Ел етмиш кагана (Мойын Чура) [Там же, рис. 48], на стеле из мемориального комплекса Кутлуг-кагана в Шивэт-Улане [Жолдас-беков, Сарткожаулы, 2006, рис. 33]. Это помогает не только с достаточной степенью уверенности определить время нанесения тамг в Сырнах-Гозы в пределах VII–VIII вв., но и лишний раз подтверждает факт вхождения территории Алтая в состав Второго Тюркского каганата и тесные связи с родственным тюркским населением Монголии в указанный период. По-ви-димому, гравированные изображения в Сырнах-Гозы также должны быть датированы древнетюркской эпохой.

Дальнейшее копирование наскальных изображений петроглифического пункта Сырнах-Гозы и полный ввод их в научный оборот представляется нам актуальной исследовательской задачей.

Статья