Письма американских солдат второй мировой войны: образ японского врага

Автор: Михеева Н.С.

Журнал: Форум молодых ученых @forum-nauka

Статья в выпуске: 2 (18), 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматриваются письма американских солдат во время Второй мировой войны. Анализируется образ врага (прежде всего японцев), а также отношение солдат к применению атомного оружия. Основное отличие, которое прослеживается в письмах, - это описание методов действий японцев: воевавшие на Тихом океане солдаты резко негативно отзываются о противнике, пишут о его зверствах. Те, кто, не взаимодействовал непосредственно с врагом, относятся к японским солдатам относительно нейтрально, не отличают их от немцев или итальянцев. Применение атомной бомбы в оценке американских солдат не однозначно. С одной стороны, они понимают, что последствия атомного оружия разрушительны и ужасны, а с другой - оправдывают его использование, поскольку оно ведет к завершению войны и скорому возвращению домой.

Еще

Письма, вторая мировая война, американские солдаты, образ врага, военно-историческая антропология

Короткий адрес: https://sciup.org/140281720

IDR: 140281720

Текст научной статьи Письма американских солдат второй мировой войны: образ японского врага

Keyword: letters, World War II, American soldiers, enemy image, war anthropology.

Второй мировой войне посвящены тысячи монографий и десятки тысяч статей. Сами военные действия, дипломатия сторон, социальноэкономический арсенал и ряд других вопросов изучены достаточно подробно. Однако в последнее время исследователей стали больше интересовать не официальные источники, а эго-документы: воспоминания, интервью, письма и дневники, которые позволяют увидеть события войны с антропологической точки зрения «воюющего человека». Этой проблематике посвящены, в частности, работы Е.С. Сенявской, анализирующей образ врага в восприятии комбатов, взаимодействие офицерского и солдатского состава, их мотивацию и т.д. [7]. В работах ряда других авторов рассматриваются фронтовые письма советских солдат. В частности, в исследовании С. Ушакина и А. Голубева «XX век: Письма войны» достаточно обстоятельно рассматриваются сюжеты повседневности, тактики субъективации и человеческих эмоций на примере писем советских солдат [9, с. 20]. Работы Т.А. Булыгиной, также посвящены сюжетам военной повседневности. В них исследователь обращает внимание на то, что письма являются важным источником для осмысления человека на войне [5, с. 535].

В этом контексте представляется актуальным компаративный анализ писем советских и американских солдат Второй мировой войны, который пока не стал объектом самостоятельного исследования ни в отечественной, ни в западной историографии.

Американские эпистолярные источники периода Второй мировой войны отражают в основном военные действия США в Тихом океане (в период с 1941 по 1945 гг.). Тихоокеанский театр военных действий можно назвать «технической войной», которая велась не столько пехотой (как на советско-германском фронте), сколько кораблями и авиацией. Поэтому основными темами дневников и мемуаров американских генералов стали описания технических и тактических вопросов (боевые операции, организация службы на подводных лодках). Значительное внимание уделяется также подготовке офицерского корпуса, методам работы американских штабов, оперативным и стратегическим проблемам. Но восприятие войны обычными солдатами здесь не рассматривается. Например, в мемуарах «Записки солдата» генерала О.Н. Брэдли вообще нет никаких субъективных оценок характера Второй мировой войны. По его мнению, «войны ведутся для разрешения политических конфликтов» [6].

Для того чтобы понять психологию и мировоззрение, политические и социальные взгляды американских солдат, необходимо использовать личные письма (адресованные родителям, женам и девушкам, друзьям и товарищам). Посредством изучения и анализа писем Второй мировой войны можно не только конкретизировать способы формирования памяти о войне, но и проследить процесс передачи и восприятия военных событий в памяти поколений [8, с. 80].

В сознании участников Второй мировой войны выделяют два образа врага (противника):

  • 1)    «глобальный», который формировался с помощью пропаганды (содержал представления о враждебном государстве);

  • 2)    «бытовой», складывался в процессе взаимодействия солдат воюющих сторон, как в мирной жизни, так и в бою [7, с. 15].

Для американских солдат основным противником в этом войне были японцы, поэтому в личных письмах можно встретить сложившиеся представления о противоположной воюющей стороне. Например, в письмах радиооператора и техника военно-воздушных сил Ф.Р. Дитриха, адресованных жене – Кристине Дитрих, можно проследить его эволюцию представлений о японских солдатах. До того, как Фрэнк Дитрих начал принимать участие в боевых действиях, он писал: «Японцы убивали, расстреливали, штыковали, пытали, забивали и насиловали филиппинских мирных жителей» [2, с. 21]. Возможно, такое мнение было сформировано пропагандой (еще до войны). В последующих описаниях японцев он не употребляет негативных высказываний. Фрэнк осуждает японцев за их суровую политику ведения войны. Он отмечает, что их репрессивные меры по отношению к филиппинцам оказались разрушительными, однако пишет: «Я не виню ни одну из сторон. Это неизбежная социальная реакция на войну и лишение людей от нормальных контактов» [2, с. 169].

Переписка лейтенанта морской пехоты Е.Т. Петерсена со своей знакомой (в последствии женой) – М.Е. Смит практически не содержит тем, связанных с ужасами войны, в ней также нет негативных высказываний о враге. Например, в одном из писем он пишет: «Японским солдатам говорят, что если они дадут нам отпор, то по возвращении в Японию у них все будет хорошо – возможно, поэтому “они сражаются, как сумасшедшие”» [1, с. 97].

Довольно интересно сравнение «зверств» американских и японских солдат: «Однажды, я сидел рядом с незнакомым солдатом, который с большим восторгом рассказывал, как он еще пару солдат схватили японца и начали мучить его. Они отрезали ему уши и конечности, резали его, пока он наконец не умер! Казалось, он был готов рассказать мне еще что-то, но мне было достаточно этого. «Видите, - сказал я, – вы описываете зверства американцев, также ужасные, как и зверства японцев, о которых мы читаем» [2, с. 233].

Примечательно письмо неизвестного американского солдата, которому удалось описать взаимоотношения в японской армии: «… В некотором смысле они (японцы) хуже относились к своим солдатам. Японский офицер избивал других солдат тем, что у него было в руке. В японских больницах пациентам выдавалось небольшое количество лекарств, две трети обычного рациона питания, разрешалось разговаривать только в указанное время, вообще не разрешалось читать и писать» [3, с.194]. У этого солдата сложилось иное мнение о противнике, возможно, потому что оно было сформировано в результате личного опыта общения с японскими солдатами.

Таким образом, не все авторы приведенных писем сталкивались лично с агрессией и зверствами японских солдат. В их представлении японцы были противниками в этой войне, но резко негативных высказываний в их описании не употребляется. Можно предположить, что это было связано с характером войны (техническая): отсутствие личного взаимодействия и контактов в бою американских и японских солдат.

Не менее интересной темой, встречающейся в письмах, является оценка американскими солдатами применения и целесообразности атомного оружия в Хиросиме и Нагасаки. Новость о создании атомной бомбы была воспринята не однозначно. С одной стороны, для солдат применение атомной бомбы обозначало скорейшее завершение войны и возвращение домой. Но с другой они понимали, к каким катастрофическим последствиям это приведет. «Последствия, которые возникнут после применения такого оружия в отношении людей, будут ужасающими. Я надеюсь, что использование этой атомной бомбы будет осуществлено как в разрушительных, так и в конструктивных целях. Если она принесет пользу человечеству и завершит войну, то у нас появится возможность оправдания гибели многих людей» [2, с.214-216]. Американские солдаты одобряли применение атомной бомбы, считая ее военной необходимостью в завершении войны. «В конце прошлой ночи я услышал фантастические новости об атомной бомбе, упавшей на Японию. Ее сила ошеломляет воображение. Мне кажется, что угроза этого “ужасного монстра”, сделает японцев умнее, и они капитулируют» [4, с. 253]. В некоторых случаях солдаты пытались полностью оправдать ее применение: «На самом деле я восхищаюсь той сдержанностью, с которой было использовано это ужасное оружие. Мы снова доказали миру, что американцы руководствуются гуманными принципами… Падение бомб на Хиросиму и Нагасаки было примером интеллектуальной сдержанности» [2, с. 235-236].

Таким образом, личные письма американских солдат периода Второй мировой войны позволяют лучше понять образ врага, против которого они воевали, а также увидеть их отношение к применению атомного оружия. Ключевым фактором формирования этого образа была не столько военная пропаганда, сколько опыт прямого участия в военных действиях и взаимодействия с врагом. Применение атомной бомбы в оценке американских солдат также не однозначно. С одной стороны, они понимают, что последствия атомного оружия разрушительны и ужасны, с другой – высказываются за необходимость его применения для скорейшего завершения войны. Разумеется, эти выводы весьма локальны и носят предварительный характер. Актуальной темой для дальнейшего исследования представляется компаративный анализ восприятия американскими военнослужащими японских, немецких и итальянских солдат в рамках образа «глобального врага». Результаты этого анализа было бы интересно сравнить с отношением к врагу в РККА.

Список литературы Письма американских солдат второй мировой войны: образ японского врага

  • Smith M.E., Petersen E.T. A Chance for Love: The World War II Letters of Marian Elizabeth Smith and Lt. Eugene T. Petersen, United States Marine Corps Reserve. Michigan: Michigan State University Press, 1998. 461 р.
  • Scott H. Bennett Army GI, Pacifist CO. The World War II Letters of Frank and Albert Dietrich. N.Y.: Fordham University Press, 2005. 385 p.
  • Pinkerton E. From Calcutta with Love: The World War II Letters of Richard and Reva Beard. Texas: Texas Tech University Press, 2002. 352 р.
  • Carroll P.N., Nash M., Small M. World War II Letters from the Abraham Lincoln Brigade. N.Y.: New York University Press, 2006. 288 p.
  • Булыгина Т.А. Письма с фронта как источник истории повседневности в годы Великой Отечественной войны//Ставрополье: правда военных лет. Великая Отечественная в документах и исследованиях. Ставрополь, 2005. С. 530-540.
  • Брэдли О.Н. Записки солдата/Пер. с английского В.С. Столбова, Н.Н. Яковлева. М.: Издательство иностранной литературы, 1957.
  • Сенявская Е.С. Противники России в войнах ХХ века: Эволюция «образа врага» в сознании армии и общества. М.: РОССПЭН, 2006. 288 с.
  • Сенявская Е. С. Психология войны в ХХ веке: исторический опыт России. М.: РОССПЭН, 1999. 383 с.
  • Ушакин С., Голубев А., XX век: Письма войны. -М.: Новое литературное обозрение, 2016. 832 с.
Еще
Статья научная