Письмо А.А. Виноградова А.И. Яковлеву в Архиве РАН
Автор: Бокарева О.Б.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Исторические науки и археология
Статья в выпуске: 8-3 (71), 2022 года.
Бесплатный доступ
В основе статьи - публикация письма основателя Весьегонского краеведческого музея А.А. Виноградова профессору, старшему научному сотруднику Института истории АН СССР А.И. Яковлеву. Письмо содержит исторические сведения, касающиеся Новгорода, Весьегонска, Вологды, а также ряда географических объектов Тверской области.
Архив российской академии наук, а.а. виноградов, а.и. яковлев, новгород, весьегонск, бежецкий район, тверская область
Короткий адрес: https://sciup.org/170195513
IDR: 170195513 | DOI: 10.24412/2500-1000-2022-8-3-12-17
Текст научной статьи Письмо А.А. Виноградова А.И. Яковлеву в Архиве РАН
Второе письмо Александра Александровича Виноградова (1883-1973), основателя Весьегонского краеведческого музея, адресованное члену-корреспонденту АН СССР, профессору, старшему научному сотруднику Института истории АН СССР Алексею Ивановичу Яковлеву (1878-1951), сохранилось в Архиве Российской академии наук наряду с двумя другими [1].
Оно датировано 7–8 ноября 1950 г. А.И. Яковлев ответил на него 14 ноября 1950 г. Письмо – самое объемное их всех, содержит исчерпывающую информацию по истории, археологии, географии, геологии Весьегонска и его окрестностей, а также Новгорода и Вологды. В нем упомянут целый ряд достопримечательностей Тверской области.
Тема письма является актуальной. Текст его публикуется впервые в соответствии с правилами археографии при сохранении стилистических особенностей автора (расшифровка слов – в квадратных скобках).
Уважаемый Алексей Иванович.
Ваше письмо получил на днях. Постараюсь ответить, посильно, на интересующие Вас вопросы.
Исключительное внимание Новгорода к Бежецкому Верху, в частности к отмеченным Вами пунктам, к этим историческим местечкам – Егна, Шипино, Городец, р. Мелеча объясняется физикогеографическими условиями данной местности, её экономическими ресурсами, природными богатствами местного края. Девственные, труднопроходимые леса, кишмя кишевшие в далёком прошлом (XIXVII вв.) пушниной и дичью, пчёлами, а многочисленные озёра и реки – рыбой; суглинистая по большей части почва, дающая хорошие урожаи и прекрасные заливные луга – всё это было хорошо известно торговому, отважному и предприимчивому новгородскому гостю, всему Великому Новгороду. Колонизация ильменских славян, как показали археологические раскопки в данной местности, началась в глубокой древности: исследованные мной славянские курганы (около ста насыпей), расположенные на территории Весьегон-ского, Овинищенского и Сандовского районов, по их инвентарю археологических находок показали, что погребения, можно считать, относятся к VII-XI-XII векам. Были обнаружены все три типа погребений – полное трупоположение (самый ранний способ погребения), неполное и, наконец, трупоположение в ямах и на поверхности земли в нетронутом виде. Кстати сказать, в исследованных нами (ученики и учителя под моим руководством) курганах было обнаружено несколько погребальных урн с особыми значками, «метами» или «реза-ми». На них было обращено внимание проф[ессора] В.А. Городцова, обнаружев-шего несколько урн с тождественными значками в курганах близ Москвы. При тщательном изучении этих знаков на наших и открытых Городцовым урнах удалось впервые установить, что данные знаки представляют собой элементы древнеславянской письменности. Проф[ессору] Городцову, после того, как мне удалось при помощи моих учеников собрать свыше двадцати подобных знаков среди местного населения (на жеребьях, на огородах, на заготовляемом лесоматериале – бревнах, на поленницах дров, на топорищах, а до революции на полосах в поле и покосных участках (ведь у каждого домохозяина была тогда своя «мета» на своей полоске, передававшаяся по наследству, испокон-веков) и представить рисунки с них, – при докладе в Московском археоло-гич[еском] институте, – проф[ессору] Го-родцову удалось расшифровать некоторые из надписей на урнах; так им была прочитана надпись в два слова: «Чаша сия» на одной из урн.
Обо всём сказанном более подробно может сообщить проф[ессор] Алексей Петрович Смирнов (зав[едующий] архео-лог[ическим] отделом Историч[еского] музея), – он был на моём докладе в Научноисследовательском институте краеведения и музейной работы, читанном в прошлом году на заседании учёного совета инст[иту]та. Новгородцы в VII в. уже имели свою азбуку.
Простите, Алексей Иванович, я отвлёкся от интересующего Вас вопроса.
Новгород, как известно, всегда ощущал недостаток в хлебе. Понятно, что он всячески старался держать в своих руках Бежецкую территорию, как напр[имер], Англия держится за Индию. Москва и Тверь тоже не дремали, «тоже не сидели», не желая упустить из рук этот лакомый кусочек, своего рода «Украину»; отсюда – борьба, бесконечные «которы», споры и войны за «Бежецкие волости», а с XIII века – за «Бежецкий верх», как он стал в XIII в. именоваться. В этот период главным центром и стало крепостное поселение Горо-дец , о котором Вы говорите в своём письме. Борьба Новгорода с Москвой и Тверью за гегемонию над Бежецким Верхом была вековая, упорная, особенно до И.Д. Калиты. Дм[итрий] Донской упрочил власть Москвы над этой «землей». Борьба продолжалась. Иван Грозный наложил мощную руку на Новгород; Бежецкий
Верх в конце концов оказался в руках царевича Димитрия Угличского.
Конечно, Алексей Иванович, для Вас всё это не ново и Вы не этого от меня ожидаете. Говорю потому, что я сам-то заинтересован был ещё во время своего студенчества данным вопросом и потому увлекаюсь им.
Раскопки новгородских курганов по берегам местных рек и речек – Рене, Мологе, Зване, Саванке, Подёмке, Суховетке (на Мелече не был) дали богатейший археологический материал, говорящий о высокой технике того времени; (гл[авным] об[разом] предметы личного украшения); целые витрины бус (боченкообразные с позолотой, арабские диргемы, височные кольца и перстни (новгородские), предметы быта и погреб[альные] урны были выставлены в Тверском и Весьёгонском музеях; свыше 30 славянских черепов мной было доставлено в Московский университет (антропол[огический] музей) и целиком вырезанное славянское погребение (в колодце) – в Московский исторический музей. Много неисследованных курганов на территории Весьегонского и смежных с ним районов остаётся неизученными до настоящего времени. Мы принимаем все зависящие от нас меры, чтобы сохранить их от хищнического разрушения кладоискателями и от выемки песка на строительство дорог, вселяем в сознание простых людей мысль о необходимости сохранить эти драгоценные, ничем не заменимые памятники старины.
Бежецкий район (сюда относится и Ве-сьегонский район) обтекают (в его границах) реки Молога (мол – тихий, ога – река) и Волга (верховая). Одним из крупнейших притоков Мологи здесь является река Реня (ren, рень – мель), река местная. По ней насыпаны многочисленные новгородские курганы и сохранились места славянских торжищ, погостов (Любегощ, Никола-Реня; неподалеку Иван-Погост, Шипино, Ламь и др.).
В древности нашу местность населяло финское племя Весь, давшее имя городу Весьегонску. Речки Шипенка, Ёгна и Ме-леча протекают по-здешнему же краю. Племя Весь, жившее по правобережью
Мологи, а также по правым притокам её, называлось Весью Егонской (приречной); по ту же сторону Мологи жила Весь заречная (Череповесь, г. Череповец отсюда же); далее, в Замоложье (уже не в Бежецком Верху), жила Весь белоозерская (в окрестностях Белоозера). Здесь же размещались и славянские племена.
Центром поселений Веси Егонской было сначала селение Ёгное, расположенное у озера Ёгна, близ речки Ёгницы. (Ныне всё это залито водами Рыбинского водохранилища). Позднее селение Ёгна перенесено километров на 12 выше по правому берегу р. Мологи, к самому устью реки Рени; а еще позднее к тому месту, где находится г. Весьегонск (ныне посёлок; высота над уров[нем] моря 105 м; 58°40ʹ с[еверной] ш[ироты], 37°16ʹ в[осточной] д[олготы]).
В глубокой древности через селение Весь Ёгонское проходил самый короткий путь от Ладожского озера к р[еке] Волге, по которому шли с своими товарами и ганзейские купцы. Через Весь Ёгонскую был ещё путь из Новгорода на Вологду и в Северное Поволжье - Новгород , Боровичи, оз[еро] Моглино, Устюжны, с[ело] Любе-гощи, Весь, дер[евню] Чудь, Улома, устье реки Суды, Шохна (перевоз на Шексне), Вологда.
Торговые колонизаторы-новгородцы отлично учли этот кратчайший путь Бежецкого Верха на Весь-Ёгну и заложили свои погосты. Из Веси Ёгонской в Новгород шли гл[авным] о[бразом] меха соболей, бобровые, куньи, лисьи, горностаевы, выдры, ласки, рыси, медведей, беличьи и др. Их продавали обычно оптом, тысячами. Отсюда же шёл и хлеб.
Реки Бежецкого Верха были многоводны и близко подходили друг к другу своими разветвлениями. Здесь повсеместно росли дубы (сейчас ещё находят стволы морёного дуба на дне рек и речек), липа и хвойные леса.
Поселения Веси были разбросаны вперемешку с славянскими (новгородскими) по речной пойме Мологи, до Ламы от дер[евни] Липны, по берегам речек Отоке, Егниц, Ёгне, по озеру Егны (в нескольких км от Весьёгонска, вниз по Мологе), по реке Козьме, Рене, Лекме, Шарице и др.
Речка Ёгна протекает сейчас ручейком в Ёгонском сельсовете (в 20 км от Весьёгон-ска) и впадает в реку Звану. Судя по прежнему руслу, река эта когда-то была сравнительно большая река, по которой вполне могли плавать крупные торговые суда -баржи. Берега её были высокие. (Сейчас Ёгна течет в низине, по обоим берегам её [-] колхозные поля. В любом месте речку можно перейти по пояс, а чаще по - колено в воде; ширина всего до 2 метров в среднем; долина доходила до 25 м, довольно глубокая). По течению Егны огромное количество крупной и мелкой гальки и валунов. Местами встречается мелкий кустарник - ольха. Речка потеряла всякое значение. У села Ёгна сделана небольшая запруда для скота и для полоскания белья. Безусловно, сейчас очень важно и вполне возможно (с укрупнением колхозов) построить здесь колхозный водоём для разведения рыбы (зеркального карпа) и водоплавающей птицы. (На эту тему мы с учениками ведём агитацию среди местного населения; я веду с ними краеведческую работу; создаем большой школьнокраеведческий музей (около 1 000 экспонатов); записали свыше 45 000 произведений устного народного творчества; произвели ряд археол[огических] раскопок; обследовали край со стороны его минерально-сырьевых ресурсов; вели агитацию за электрификацию местного края (и достигли цели), а сейчас заняты и радиофикацией его. Так сложилась работа по изучению родного края в одном из самых удалённых участков Калининской области. Я преподаю уже около 10 лет здесь географию; у себя на родине, в Горской средней школе, созданной благодаря участию Н.К. Крупской, с которой я лично был знаком ещё до революции, будучи рабочим, слесарем, за Невской заставой в Ленинграде (Невский судостр[оительный] завод). Вот почему для меня очень дорого общение с Вами, Алексей Иванович, как с учёным, как с представителем учёного мира. (Я состоял около 15 лет членом Московской секции научных работников. Сейчас её уже нет, насколько мне известно. Не правда ли? И я оторван от Москвы, и порой страшно одинок. Только и забываюсь в любимом труде).
Простите, пожалуйста, опять в сторону ударился Ваш покорный слуга.
Рядом с Весью Ёгонской лежала другая волость в интересующий Вас отрезок времени – это местность от устья реки Ламы на юг, по речке Шипенке к дер[евне] Михалёву (км в 20-ти от Весьегонска). Тоже Бежецкого Верха.
В договоре новгородцев с великим князем Ярославом Ярославовичем (1264 г.) есть упоминание о реках Егне, Мологе, Шипинке и др.
Сегодня я беседовал со старожилами, которые бывали на конной в Шипине. Шипино от Весьегонска находится приблизительно километрах в 25. Расположено местечко на возвышенности (моренного происхождения), внизу протекает речка в виде ручейка (наподобие Ёгны, но несколько пошире). Ещё в первые годы революции здесь стояла старинная часовенка. Построек на площади конны нет; но вокруг её расположены деревни. По берегу растёт мелкий кустарник. Шипино раньше относилось к Телятинской волости Весье-гонского уезда.
Неподалёку расположено большое торговое село Иван-Погост. (По преданию название дано в честь Ивана Грозного, не раз проезжавшего здесь на соколиную охоту в г. Весьегонск, на Соколову Гору). Об этом у меня имеется рукописный материал. Известно, что Грозный хотел Вологду сделать столицей и не раз проездом на Вологду останавливался в Веси Ёгонской.
На ярмарку в Шипино съезжались 14 сентября («Звиженье» – «Воздвижение») по ст[арому] ст[илю]. Лошадей доставлялось на конную большие тысячи. Приезжали барышники из Бежецка, Рыбинска, Красного Холма, Весьегонска, Устюжны, из г. Мологи. Много приезжало цыган. Крестьяне победнее, а также цыгане, лошадей обычно продавали, чтобы не кормить зимою. Местные жители закупали б[ольшое] ч[исло] молодяжника; за полугодовалого жеребёнка платили рублей 910, за хорошую лошадь барышники давали 35-40 рублей.
Привозилось много хлеба из нашей местности (и из карелы; в Телят[инской] волости есть карельские деревни); торговали мясом и галантерейными товарами. Хлеб стоил 85 к[опеек] пуд (ржаная мука), мясо 1-й сорт – 5-6 коп[еек] фунт; яйца – 7 к[опеек] десяток. Пили «сбитень» (напиток на меду), по копейке стакан.
Конная ярмарка существовала еще в начале революции. Сейчас её нет … Ши-пино хорошо помнят местные старики; молодёжь уже ничего не знает о нём. Раньше оно гремело по всему округу.
В историческом и археолог[ическом] отношении край ещё мало исследован и изучен, ещё менее в геологическом. Между тем геологические и географические условия края (Бежецкого Верха) имеют существенное значение для истории культуры населения его.
Нужно отметить, что ещё в период каменного века здесь имелось население, согласно данных первобытной археологии, даже во время палеолита. Неолит же здесь хорошо представлен многочисленными кремнёвыми и других каменных пород поделками и гончарными изделиями. Нам удалось несколько лет назад обнаружить стоянку позднего неолита – в обвалах высокого берега Рени найдено много археологических находок. Интересно здесь сочетание памятников древности: рядом со стоянкой обнаружена в лесной, еловой заросли крупная группа славянских курганов, частично обложенных каменными плитами и валунами. Местный неолит характерен ударными орудиями, каменными топорами из кремня, б[ольшей] ч[асти] грубой обработки. Крупный массивный скребок из кремня был найден в кургане у погоста Бежицы; тут же подобраны черенки с ямочным и зубчатым орнаментом древнего неолита.
На Бежецкой возвышенности имеются могильники фатьяновского типа. (Редкость и драгоценность в Сов[етском] Союзе. Почему именно здесь они сосредоточены? Много загадочного в этом явлении). В самом Весьёгонске красовалась высокая насыпь медного века, уничтоженная при выемке песка из неё.
Мною были обнаружены впускные финские погребения близ Весьёгонска и в Весьёгонске.
Славянские курганы имеются на берегах реки Мелечи у погоста Белого и Малой Мотолошки. Мелеча протекает по Сандов-скому району. Я не знаю этой местности, хотя часто бывал в самом Сандове. Знаю, что место богатое, хлебное; много карельского населения. До революции встречал стариков, не умевших говорить по-русски.
Изучение ещё сохранившегося здесь (Санд[омирский] р[айо]н) этнографического материала может дать весьма ценные сведения для советской науки. Район богат также фольклористическим материалом. Мы не должны проходить мимо этого явления. Для народного учителя открыто огромное поле деятельности в изучении родного края. К сожалению, не хватает времени, чтобы всё это охватить изучением, исследовательской работой, а Академия Наук не в силах послать своих учёных в такие удалённые места, как напр[имер] Весьег[онский] и Сандов[ский] районы. Хотя, я должен сказать, что в августе с[его] г[ода] Калининский Госпединститут смог послать в нашу Горскую среднюю школу специальную экспедицию во главе с доктором филологических наук проф[ессором] А.М. Смирновым. Экспедиция в течение 4 дней изучала опыт нашей краеведческой работы, в частности фольклористической деятельности, и вы- несла высокую оценку наших скромных трудов на благо Родины, местного населения и сов[етской] науки.
На этом я заканчиваю столь длинное письмо к Вам, Алексей Иванович. Знаю, что нужного для Вас Вы немного найдёте в нём. Извините. Как-то само-собой вылилось из-под пера всё, нужное и ненужное.
У меня сейчас родилась мысль – приезжайте-ка Вы сами к нам; лучше всего, конечно, летом. На днях у меня был несколько дней спец[иальный] корреспондент «Учительской газеты» Ольга Петров- на Петухова. Приезжала ознакомиться с краеведческой работой и вместе с тем посетила ряд школ, расположенных близ Горской средней школы. Она обещала дать в ближайшее время очерк в «Уч[ительской] газете» о нашей работе. Поинтересуйтесь, пожалуйста, если получите эту газету.
О Весьегонске посылаю Вам книжечку; кое-что найдёте Вы в ней для себя.
(По ознакомлении прошу возвратить, т[ак] к[ак] это память моего товарища; друга и тов[арища] Рубакина, известного популяризатора). Тов[арищ] Голубков был хорошо знаком с Рубакиным по Москве.
Да, Алексей, Иванович, на Бежецкий «доминион» новгородское вече обращало какое-то особенное внимание. Об этом говорят многочисленные «Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографической экспедицией императорской Академией Наук». Прежде чем написать это письмо, я пересчитал их. В моей библиотеке имеется три тома «Актов». Невольно переносишься мысленно в те глубокие времена и ясно чувствуешь биение жизни и весь её драматизм на фоне исторических событий. Без знания прошлого не познать настоящего. Вечная истина, старая истина.
Я очень благодарен Вам за то, что Ваши письма заставили меня несколько забыться, отойти от настоящего, почитать об историческом прошлом Родины и отдохнуть душою.
Спасибо. Пишите и не обессудьте, как говорили в старину.
Учитель Горской с[редней] ш[колы].
А. Виноградов.
7/XI-1950 г.
[P.S.]. Мой адрес:
Почтовое отделение Гора Весьегонско-го района Калининской области, учителю А.А. Виноградову.
8/XI-1950 г.
АРАН. Ф. 665. Оп. 1. Д. 320. Л. 2–11.
Автограф.
Список литературы Письмо А.А. Виноградова А.И. Яковлеву в Архиве РАН
- АРАН. Ф. 665. Оп. 1. Д. 320. Л. 2-11.