ПЭТ/КТ с 18F-фторэстрадиолом в дифференциальной диагностике очагового поражения легких при раке молочной железы: описание клинических случаев
Автор: Вихрова Нина Борисовна, Оджарова Акгуль Атаевна, Долгушин Михаил Борисович, Невзоров Денис Ильич
Журнал: Сибирский онкологический журнал @siboncoj
Рубрика: Случай из клинической практики
Статья в выпуске: 5 т.17, 2018 года.
Бесплатный доступ
Актуальность. Рак молочной железы (РМЖ) является вторым по распространенности типом рака во всем мире. Несмотря на достигнутые успехи в лечении, более чем у 50 % больных возникают рецидивы РМЖ в разные сроки от момента окончания лечения. При подозрении на прогрессирование заболевания дифференциальная диагностика метастатического поражения и неопухолевого процесса по данным стандартных методов визуализации может быть затруднительна. Современный подход к выявлению и анализу распространенности процесса при рецидиве РМЖ заключается в индивидуальной оценке биологических характеристик опухоли и определении статуса рецепторов эстрогенов с целью адекватного назначения лечения. ПЭТ/КТ с 18F-фторэстрадиолом у больных гормонозависимой формой РМЖ позволяет определять экспрессию рецепторов эстрогенов (РЭ) в опухолевой ткани и оценивать наличие рецептор-позитивных метастазов по всему телу в рамках одного исследования. Описание. Приводим собственные наблюдения двух больных в возрасте 55 и 57 лет с гормонозависимым раком молочной железы после стандартного лечения (операция, лучевая терапия, гормональная терапия). У обеих пациенток при стандартном наблюдении в процессе гормонального лечения были выявлены очаговые изменения в легких, для оценки их активности выполнена ПЭТ/КТ с 18F-фтордезоксиглюкозой (18F-ФДГ). В первом случае отмечалось низкое накопление 18F-ФДГ в отдельных очагах уплотнения (наиболее крупных), в другом случае - накопления 18F-ФДГ не выявлено. С учетом того, что у обеих пациенток РМЖ был представлен гормонозависимой формой, для оценки экспрессии РЭ было решено провести ПЭТ/КТ с 18F-фторэстрадиолом (18F-ФЭС). В первом случае накопление 18F-ФЭС было выявлено во всех очагах, что свидетельствовало об их метастатической природе, и было доказано при морфологической верификации. Во втором случае накопления 18F-ФЭС в очагах не выявлено, и пациентка наблюдалась в течение 6 мес, с положительной динамикой изменений по данным контрольной компьютерной томографии в виде уменьшения размеров очагов. заключение. Внедрение в практику диагностики гормонозависимого рака молочной железы специфических РФП, таких как 18F-ФЭС, может стать основой для индивидуального подхода к выявлению прогрессирования заболевания. В случае выявления позитивных очагов на ПЭТ/КТ с 18F-ФЭС назначать гормональное лечение РМЖ можно без проведения инвазивных процедур по верификации диагноза.
Пэт, пэт/кт, рак молочной железы, фторэстрадиол, 18f-фэс
Короткий адрес: https://sciup.org/140254019
IDR: 140254019 | DOI: 10.21294/1814-4861-2018-17-5-111-118
Текст научной статьи ПЭТ/КТ с 18F-фторэстрадиолом в дифференциальной диагностике очагового поражения легких при раке молочной железы: описание клинических случаев
Современный подход к лечению распростра‑ ненного рака молочной железы состоит из оценки клинических факторов и распространенности опухолевого процесса, а также включает анализ биологических характеристик рецидивной опу‑ холи. Индивидуальный подход к лечению при прогрессировании РМЖ, согласно последним международным и отечественным рекоменда‑ циям, предполагает инвазивное морфологиче‑ ское подтверждение метастатического процесса [1–4]. Однако в рутинной практике онкологи за‑ частую пренебрегают возможностью повторной верификации диагноза и планируют лечебный алгоритм на основании данных только клинико‑ рентгенологического исследования, особенно при внутригрудных и внутрибрюшных локализациях метастазов РМЖ. Однако трудности дифференци‑ альной диагностики неопухолевых заболеваний, протекающих под маской метастатического про‑ цесса, а также ошибки в интерпретации данных стандартного обследования при наблюдении боль‑ ных РМЖ могут кардинально влиять на лечебную тактику и приводить к необоснованной смене лекарственного режима [5–7].
С внедрением в практику ПЭТ/КТ разнооб‑ разных радиофармпрепаратов (РФП) появилась возможность неинвазивных методов определения биологических свойств опухоли. Одним из таких РФП является 18F‑фторэстрадиол (18F‑ФЭС), кото‑ рый позволяет определять экспрессию рецепто‑ ров эстрогенов (РЭ) в первичной опухоли и при местном рецидиве, а также определять наличие рецептор‑позитивных метастазов по всему телу в рамках одного ПЭТ/КТ исследования [8, 9].
Данную возможность мы представляем на соб‑ ственных клинических примерах.
Клинический пример 1
Пациентка Д., 55 лет, находится на динамическом наблюдении в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России с 2001 г.
Анамнез заболевания: первично-множественное злокачественное заболевание – рак левой молочной железы, T3N0M0, IIB стадия; рак правой молочной железы TisN0M0. Состояние после комбинированного лечения в 2001 г. (двусторонняя радикальная мастэктомия с пластикой TRAM-лоскутом, лучевая терапия на область левой молочной железы и регионарных лимфоузлов (РОД 2 Гр, СОД 40 Гр), 4
курса химиотерапия по схеме CAF). В 2002 г. пластика обеих молочных желез эндопротезами. Эндо-кринотерапия тамоксифеном с 2003 по 2008 г.
По данным морфологического исследования первичной опухоли: в молочной железе опухолевый узел представлен разрастаниями рака неспецифического типа, 2 степени злокачественности, рецепторы эстрогенов (РЭ) – (+), рецепторы прогестерона (РП) – (+), HER2/neu 0; в регионарных лимфоузлах метастазов не выявлено.
В 2014 г. был выявлен гистологически верифицированный рецидив в правой молочной железе с последующим хирургическим лечением (лампэктомия в зоне рецидива), а также дистанционной лучевой терапией (РОД 2–2,7 Гр, СОД 50 Гр.). Проводилась эндокринотерапия ингибитором ароматазы с 2014 г. до января 2016 г.
По данным морфологического исследования рецидивной опухоли: опухолевый узел представлен разрастаниями инвазивного рака неспецифического типа, 2 степени злокачественности, по ИГХ выявлено: РЭ – 5 балов, РП – 3 балла, HER2/neu – 0, Ki67=11 %.
В июне 2017 г. при плановом рентгенографическом исследовании органов грудной клетки выявлено, что в легких с обеих сторон стали определяться очаги уплотнения до 1,2 см. Постлучевые фиброзные изменения в левом лёгком. Корни легких структурны, не расширены. Органы средостения без особенностей. Выпота в плевральных полостях не выявлено. Заключение: множественные очаги в легких – метастазы.
Других проявлений прогрессирования опухолевого процесса не отмечено, локальный статус – без особенностей.
Для уточнения распространенности и активности опухолевого процесса пациентке выполнено ПЭТ/КТ с 18F-ФДГ. На серии КТ и реконструированных позитронно-эмиссионных томограмм (от основания черепа до середины бедра) выявлено умеренное повышение накопления 18F-ФДГ в наиболее крупных очагах (по КТ до 1,0 см) уплотнения легочной ткани – до макс SUV 2,48 в средней доле справа на фоне постлучевых фиброзных изменений. Очаги уплотнения до 0,5 см без очагового повышения накопления 18F-ФДГ (вследствие малых размеров). Жидкость в плевральных полостях не определяется. Внутригрудные лимфоузлы не увеличены. Других очагов патологического накопления РФП на исследованном уровне не выявлено. Заключение: очаговые изменения в легких с невысоким уровнем метаболизма 18F-ФДГ, вероятнее всего, соответствуют опухолевым (рис. 1).

Рис. 1. ПЭТ/КТ с 18F-ФДГ
(1. MIP, 2. КТ, 3. ПЭТ, 4. Fusion). Неинтенсивное накопление РФП в наиболее крупных очагах в легких (обозначено стрелками)

Рис. 2. ПЭТ/КТ с 18F-ФЭС
(1. MIP, 2. КТ, 3. ПЭТ, 4. Fusion) – интенсивное накопление РФП во всех очагах в легких (обозначено стрелками)
С учетом наличия у больной гормонозависимой первичной опухоли с целью определения статуса рецепторов эстрогенов (РЭ) в очаговых образованиях в легких, а также уточнения распространенности опухолевого процесса, решено провести ПЭТ/КТ с 18F-ФЭС.
На серии КТ и реконструированных позитронноэмиссионных томограмм (от макушки до середины бедра) от 15.06.17 выявлено патологическое накопление 18F-ФЭС во всех ранее выявленных очагах в обоих легких с макс SUV 4,91, что подтверждает наличие РЭ позитивной ткани и свидетельствует об их метастатической природе. В других отделах на уровне исследования патологического накопления 18F-ФЭС не выявлено (рис. 2).
С целью морфологической верификации очагов в легких больной была проведена торакоскопическая биопсия левого легкого. При гистологическом исследовании подтвержден метастаз РМЖ, при ИГХ исследовании определен статус РЭ, который составил >90 % (статусы РП (3 %) и Her2neu (0), уровень Ki67 10 % также были сопоставимы с таковыми у первичной опухоли).
С учетом выявленного патологического накопления 18F-ФЭС во всех очаговых образованиях в легких и подтвержденной при ИГХ исследовании гиперэкспрессии эстрогенов в метастазах результаты ПЭТ/КТ с 18F-ФЭС у данной пациентки с гормонозависимым РМЖ можно расценивать как метод неинвазивной «верификации» РЭ+ метастазов. Больной возобновлена эндокринотерапия ингибитором ароматазы.
Клинический пример 2
Пациентка К., 57 лет, в менопаузе, находится на динамическом наблюдении в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» с 2015 г. с диагнозом: рак левой молочной железы, T1N0M0, IА стадия, состояние после комплексного лечения в 2015 г. Анамнез заболевания: в ноябре 2015 г. при плановой маммографии (ММГ) выявлено образование в левой молочной железе, после пункционной биопсии выставлен диагноз – рак левой молочной железы. Для дообследования и лечения обратилась в РОНЦ им. Н.Н. Блохина. По данным стандартной предоперационной диагностики (ММГ + УЗИ, рентгенография органов грудной клетки, УЗИ органов брюшной полости и таза, РИД скелета) установлен диагноз – рак левой молочной железы, T1N0M0, IА стадия. В январе 2016 г. проведена радикальная резекция левой молочной железы, с февраля по апрель 2016 г. курс лучевой терапии на область оставшейся части левой молочной железы (РОД 2Гр, СОД 50 Гр). С 2016 г. по настоящее время в процессе эндокринотерапии ингибитором ароматазы.
По данным планового морфологического исследования первичной опухоли: узловое образование 1 см в диаметре представлено разрастаниями

инвазивного рака II степени злокачественности неспецифического типа, РЭ (8 баллов), РП (7 баллов), HER2/neu 1+, Ki67 – 5 %.
В октябре 2016 г. при плановом КТ органов грудной клетки в базальных отделах верхней доли правого легкого определяется участок выраженных фиброзных изменений. В нижней доле правого легкого (S6) определяются 2 рядом расположенных очага уплотнения по 0,5 см, один из них появился в сравнении с КТ от февраля 2016 г. В нижней доле левого легкого (S10) определяется очаг уплотнения 0,6 см, который увеличился примерно на 0,2 см по сравнению с КТ от февраля 2016 г. Плеврита нет. В средостении определяются единичные лимфатические узлы 0,5–0,8 см, без динамики с данными КТ от февраля 2016 г. Заключение: подозрение на метастатическое поражение обоих легких. Других проявлений прогрессирования опухолевого процесса не отмечено, местных проявлений заболевания не выявлено.
Для уточнения характера очагов в легких, а также с целью оценки распространенности опухолевого процесса пациентке выполнено ПЭТ/ КТ с 18F-ФДГ. На серии КТ и реконструированных позитронно-эмиссионных томограмм (от основания черепа до середины бедра) выявлено повышение накопления 18F-ФДГ в двух очагах 0,7 см в S6 нижней доли правого легкого с макс SUV 2,64. По КТ в обоих легких также определяются единичные мелкие субплевральные очаги до 0,3 см без повы- шенного накопления РФП (вследствие малых размеров). Также определяется очаговое накопление 18F-ФДГ во внутригрудных лимфатических узлах до 0,8 см: в корнях легких с обеих сторон до макс SUV 5,90 справа и 4,13 слева; субкаринальном до макс SUV 3,33, в аорто-пульмональном окне до макс SUV 2,95. В других отделах на исследованном уровне очагов патологического накопления РФП не выявлено. Заключение: очаговые изменения в нижней доле правого легкого (S6) с невысоким уровнем метаболизма 18F-ФДГ могут соответствовать опухолевым, следует дифференцировать с воспалительными. Очаг в левом легком без метаболизма РФП – неопухолевого характера. Изменения во внутригрудных лимфоузлах следует дифференцировать между опухолевыми и воспалительными (рис. 3).
С учетом наличия у больной гормонозависимой первичной опухоли с целью определения статуса РЭ (8 баллов) в выявленных изменениях в органах грудной клетки, а также уточнения распространенности опухолевого процесса решено провести ПЭТ/КТ с 18F-ФЭС.
На серии КТ и реконструированных позитронноэмиссионных томограмм (от основания черепа до середины бедра) от 28.11.16 в очаговых уплотнениях в легких и указанных ранее внутригрудных лимфоузлах повышенного накопления 18F-ФЭС не выявлено, что свидетельствует об отсутствии экспрессии РЭ в этих отделах. В других отделах на

Рис. 4. ПЭТ/КТ с 18F-ФЭС
(1. MIP, 2. КТ, 3. ПЭТ, 4. Fusion) – отсутствие очагов патологического накопления РФП

Рис. 5. КТ ОГК за период с февраля 2016 г. до апреля 2017 г.: А – динамика изменений очагов уплотнения в правом легком; Б – динамика бронхоэктатической трансформации B6 слева уровне исследования патологического накопления 18F-ФЭС также не выявлено (рис. 4).
Вследствие малых размеров очагов в легких и лимфоузлов в средостении у больной морфологическая верификация изменений затруднена. Исходя из этого и с учетом полученных результатов ПЭТ/ КТ с обоими РФП пациентке рекомендовано динамическое наблюдение изменений в грудной клетке по КТ на фоне продолжения эндокринотерапии ингибитором ароматазы.
При контрольной КТ органов грудной клетки через 2 мес размеры очагов в нижней доле правого легкого стабильны, через 6 мес – наблюдается тенденция к уменьшению размеров на 1–2 мм (рис. 5А). Бронхоэктатическая трансформация B6 слева без существенной динамики (рис. 5Б). Все другие изменения в легочной паренхиме без существенной динамики. Размеры л/узлов в средостении также без динамики. Таким образом, с учетом отсутствия динамики по КТ ОГК за 2016–17 г. изменения в легких и внутригрудных лимфоузлах у пациентки К. имеют неопухолевый характер.
Заключение
Внедрение в практику диагностики гормоноза‑ висимого рака молочной железы специфических РФП может стать основой для персонификации
Список литературы ПЭТ/КТ с 18F-фторэстрадиолом в дифференциальной диагностике очагового поражения легких при раке молочной железы: описание клинических случаев
- NCCN Clinical Practice Guidelines in Oncology. Version 2.2017 [Internet]. URL: www.nccn.org (cited 3.04.2018).
- Diagnosis and Treatment of patients with Primary and Metastatic Breast Cancer Guidelines Breast [Internet]. URL: www.ago-online.de (cited 3.04.2018).
- Cardoso F., Costa A., Senkus E., Aapro M., André F., Barrios C.H., Bergh J., Bhattacharyya G., Biganzoli L., Cardoso M.J., Carey L., Corneliussen-James D., Curigliano G., Dieras V., El Saghir N., Eniu A., Fallowfield L., Fenech D., Francis P., Gelmon K., Gennari A., Harbeck N., Hudis C., Kaufman B., Krop I., Mayer M., Meijer H., Mertz S., Ohno S., Pagani O., Papadopoulos E., Peccatori F., Penault-Llorca F., Piccart M.J., Pierga J.Y., Rugo H., Shockney L., Sledge G., Swain S., Thomssen C., Tutt A., Vorobiof D., Xu B., Norton L., Winer E. 3rd ESO-ESMO International Consensus Guidelines for Advanced Breast Cancer (ABC 3). Ann Oncol. 2017 Dec 1; 28 (12): 3111. DOI: 10.1093/annonc/mdx036
- Стенина М.Б., Жукова Л.Г., Королева И.А., Пароконная А.А., Семиглазова Т.Ю., Тюляндин С.А., Фролова М.А. Практические рекомендации по лекарственному лечению инвазивного рака молочной железы. RUSSCO. Практические рекомендации. Версия 2017. 2017; 105-134. [Stenina M.B., Zhukova L.G., Koroleva I.A., Parokonnaya A.A., Semiglazova T.Yu., Tyulyandin S.A., Frolova M.A. Practical recommendations of RUSSCO on the medicinal treatment of invasive breast cancer. RUSSCO. Practical recommendations. Version 2017. 2017; 105-134. (in Russian)]. DOI: 10.18027/2224-5057-2016-4s2-97-122
- Kim H.S., Lee S.Y., Oh S.C., Choi C.W., Kim J.S., Seo J.H. Case Report of Pulmonary Sarcoidosis Suspected to be Pulmonary Metastasis in a Patient with Breast Cancer. Cancer Res Treat. 2014 Jul; 46 (3): 317-21. DOI: 10.4143/crt.2014.46.3.317
- Ou K.W., Hsu K.F., Cheng Y.L., Hsu G.C., Hsu H.M., Yu J.C. Asymptomatic pulmonary nodules in a patient with early-stage breast cancer: Cryptococcus infection. Int J Infect Dis. 2010 Jan; 14 (1): e77-80. DOI: 10.1016/j.ijid.2009.03.007
- Endri M., Cartei G., Zustovich F., Serino F.S., Fassina A. Differential diagnosis of lung nodules: breast cancer metastases and lung tuberculosis. Infez Med. 2010 Mar; 18 (1): 39-42.
- Peterson L.M., Kurland B.F., Schubert E.K., Link J.M., Gadi V.K., Specht J.M., Eary J.F., Porter P., Shankar L.K., Mankoff D.A., Linden H.M. A phase 2 study of 16a-18Ffluoro-17b-estradiol positron emission tomography (FES-PET) as a marker of hormone sensitivity in metastatic breast cancer (MBC). Mol Imaging Biol. 2014 Jun; 16 (3): 431-40. DOI: 10.1007/s11307-013-0699-7
- van Kruchten M., de Vries E.G.E., Brown M., de Vries E.F.J., Glaudemans A.W.J.M., Dierckx R.A.J.O., Schröder C.P., Hospers G.A.P. PET imaging of oestrogen receptors in patients with breast cancer. Lancet Oncol. 2013 Oct; 14 (11): e465-475. DOI: 10.1016/S1470-2045(13)70292-4